обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Т. Черменская

«В начале жизни школу помню я…»

Из всех родов образования и развития, – писал Белинский, – всего выше образование нравственное, ибо если одно образование делает вас человеком ученым, другое – человеком светским, третье – административным, военным, политическим, то нравственное образование делает вас просто человеком.

Актуально звучат эти слова в наш век научно-технического прогресса, когда невежество, бездуховность, неуважение к людям и их судьбам представляют большую опасность, чем когда бы то ни было. Стремление найти в социальном явлении нравственное содержание – это веление времени.

Как важнейшее дело принимают мастера детского и юношеского кинематографа призыв партии средствами искусства активно влиять на идейно-нравственное становление и всестороннее развитие юных граждан нашей страны, воспитывать в них благородные чувства любви к социалистической Родине, преданности делу Коммунистической партии, непримиримости к врагам социализма, силам реакции и агрессии, создавать полноценные произведения, помогающие формированию поколений людей, способных приумножать завоевания социализма, героические достижения партии и народа, успешно строить коммунистическое общество.

Эти заметки посвящены двум телевизионным фильмам творческого объединения «Экран», тема которых – школа и дети: «Перевод с английского» (сценарий Н. Долининой и Г. Полонского, режиссер И. Селезнева, оператор А. Ошеров), удостоен специального приза за художественное воплощение темы воспитания детей на V Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов, и четырехсерийный фильм «Вот моя деревня» (сценарий Ю. Алешковского при участии Б. Дурова, режиссер Б. Дуров, операторы А. Воропаев, Ф Анисимова).

Эти фильмы роднит не только место действия, но и проблематика – воспитание, формирование личности, нравственное становление ее в школьном коллективе.

Сценаристы «Перевода с английского» хорошо знают психологию ребят, как и чем они живут, что характерно для нынешних подростков, а главное, что определяет их человеческую, нравственную сущность. Поэтому и юные актеры легко проникают во внутренний мир своих героев – он близок и понятен им.

Фильм снят удивительно достоверно, насыщен живыми подробностями школьной жизни, которые создают вольную, как бы рождающуюся импровизационно, правдивую атмосферу. Веришь деталям, они убедительны, а за ними встает главное – серьезный разговор, стремление зафиксировать в каждодневном разнообразии школьной жизни логику формирования личности.

Авторов фильма интересуют прежде всего те черты характера детей, те их поступки, которые формируют «в мальчишке мужчину». Ценность воспитания измеряется авторами тем, сумело ли оно пробудить в ребенке, в ученике жажду творчества, жизнедеятельность, фантазию, воображение. «Убийством воображения начинается убийство доброты в человеке», – сказал детский писатель А. Шаров. Эта мысль в значительной степени определяет и всю направленность фильма «Перевод с английского», движение его сюжета.

Коллективным героем фильма стал 6-й класс «Б», класс, как говорят, со своим «лицом», сочетающий в себе немало индивидуальностей и непохожих характеров.

Леня Пушкарев – новенький в классе. Он хочет собрать, объединить ребят общим для всех делом. И на уроке английского языка Леня читает письмо из Америки, в котором американские школьники просят помочь им в борьбе за их любимого учителя, преследуемого расистами.

Все ребята загораются благородной идеей спасения человека. Мы видим, как напряженно и с неподдельным волнением слушают они письмо. Вместе с кинокамерой мы вглядываемся в их лица. Звучит тревожная музыка. А камера ведет нас дальше, туда, где за окном, на бетонном постаменте выстроились шеренгой бронзовые тонкошеии мальчишки в пилотках и солдатских шинелях, с винтовками за плечами. Вихрастые, курносые, они застыли в своем вечном стремлении к добру и справедливости. Прошлое как бы бросает свой отсвет на события сегодняшнего дня.

Всматриваясь в лица ребят, героев фильма, осознаешь в них жажду дела, необходимого, полезного людям. Понимаешь, что тот скепсис, которым «заразил» ребят Андрей Коробов, это – наносное, это просто желание казаться старше, независимей. Да это и понятно: подросткам так свойствен порыв к самостоятельности, к утверждению своего собственного «я».

Ребята – а это современные дети, для которых средства информации приблизили весь мир, заставили волноваться и жить его проблемами, – конечно, с горячностью стали сочинять ответ, придумывать способ, как помочь друзьям из Америки. Наконец они впервые все вместе, за одним столом. Отложены дела, заботы, ссоры, ребячьи группировки. Все в неподдельном волнении, сразу их объединившем.

И в момент наивысшего подъема их гражданских чувств все рушится. Молодой практикант педагогического института Виталий Павлович с иронией, а вообще-то не задумываясь, не вникая в настроение и саму ситуацию, не предвидя последствий, спокойно, мимоходом роняет: «Подшутили над вами, братцы». Выясняется, что письмо не настоящее, его написал сам Пушкарев. Гнев ребят за несостоявшееся добротворчество ядовитыми насмешками обрушивается на Леню.

И очень важно, кто находится в этот момент рядом с ребятами, кто может воспринять их мир не как безмятежное детство, а как напряженный, наполненный радостями и печалями, сложными и глубокими переживаниями мир.

Такой понимающий (в большом, толстовском смысле этого слова, когда он делил людей не на глупых и умных, а на понимающих и непонимающих) человек – Виолетта Львовна, учительница английского языка, классный руководитель 6-го «Б». Совсем не современная, где-то странная, не похожая на других, с особым духовным складом, она умеет не только понять ученика, но и выявить то ценное, неповторимое, что есть в нем. Для нее «обман» Лени Пушкарева – это «серьезно и возвышенно», ей важны те мотивы, которыми этот обман продиктован.

– Да, фантазия. Да, игра – не более того. Но она родилась из наших сегодняшних политических тревог, она летела на помощь кому-то, ее не страшили расстояния и границы... А разбилась она о вашу насмешку! Пока вы ничего не построили, не нужно разрушать, – с горьким упреком говорит Виолетта Львовна студенту-практиканту. Она-то поняла, как велико желание прикоснуться к романтике, к настоящему делу, поняла, что это письмо – поединок с мещанским скепсисом «хозяина» класса – Андрея Коробова.

Да, классу 6-му «Б», как говорится, повезло, хотя им, питомцам Виолетты Львовны, понять это еще не дано. Потому что тот высокий, прямо-таки возвышенный тон, который взяла она, детям пока еще не очень понятен, возможно, труден. Да что и говорить, даже взрослым людям, ее коллегам, учителям, иногда неудобно становится в ее обществе. Но и этот тон, и манера держаться, и стихи, которые читает она, – все это не от внешней позы, а от внутреннего, высокого настроя души. И пусть Виолетта Львовна не очень справляется со своим трудным 6-м «Б», вызывая в них удивление, а у некоторых юных прагматиков усмешку («Она простила им эту усмешку: вырастут – поймут») и даже сожаление. Но мы понимаем, что семя брошено, что вырастут эти ребята и уже взрослыми людьми многое будут мерить нравственной мерой Виолетты Львовны, мерой, которую завещала ей война, ее романтическая юность. Отсюда, видно, и та цельность, та устойчивость личности, которая делает ее в глазах практиканта Виталия Павловича, нехотя пришедшего в школу, счастливым человеком.

– Я же не успеваю за временем, голубчик… Я стараюсь, но мое сердце всегда устает раньше меня самой. Чехов Антон Павлович мне по-прежнему дает больше, чем Хемингуэй, и я никогда не пойму прелести хоккея… Я догадываюсь, что ребята считают меня старомодной, от этого бывает грустно…

– И все-таки вы счастливая! – упрямо и с завистью говорит Виталий Павлович.

– Но такое счастье и вам доступно. Стоит захотеть. В одном сонете у Шекспира сказано:

«Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И в праве будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной».

Майя Булгакова так сыграла свою роль, что нельзя не проникнуться настроением ее героини, не разделить ее внутреннее воодушевление. Актриса наделила ее незаурядностью, неистраченной детскостью с ее колебаниями, неожиданностями, фантазией и необычайной жадностью к жизни, ко всему и всем ее окружающим, живущую открыто. Авторы высветили в ней главное – ту цельность, ту устойчивость личности, которую дало ей время ее юности. От таких людей зависит прорастание в ребятах гуманного начала.

«Пройдет немного времени, и уйдут, совсем уйдут из школы такие, как Виолетта Львовна. Но в школьной жизни, – пишет критик В. Шитова, – не может быть ни остановок, ни конца. Надо, очень надо, чтобы и дальше, и каждое утро входили бы в класс, открывали бы журнал люди, для которых школа – это не работа от сих до сих, входили бы люди, для которых, как то было для Виолетты Львовны, каждый урок, как первый. И так на всю жизнь».

Фильм, утверждая доверие и уважение к духовности, ведет наступление на узость и грубость чувств. Главное, он рождает у зрителей веру в то, что трудные ученики Виолетты Львовны – эти будущие граждане 80-х годов – будут и правдивыми, и одаренными творческим воображением, не способными на предательство, открытыми добру и справедливости.

– Нам хотелось рассказать об учителе, – говорит режиссер И. Селезнева, – чей талант – умение открыть в человеке талант, выявить в нем все лучшее. И класс, о котором шла в фильме речь, не был для нас схемой, каждый ученик – это маленькая складывающаяся личность. Даже Андрей Коробов для нас фигура не пропащая. Нам хотелось откровенно поговорить об этом одаренном мальчике, способности которого направлены во зло. И поговорить откровенно о том, откуда его беды.

Нас волновала проблема: кто приходит на смену старшему поколению, на смену Виолетте Львовне, волновала тема «странного» человека, со своим, порой причудливым духовным миром…

Фильм вышел в эфир и нашел горячий отклик и у взрослых, и у школьников.

«Этот фильм оставляет зрителей во власти серьезных раздумий, – пишет учительница Л. Осипова из Баку. – Эти раздумья волнуют каждого, заставляют искать правильные пути к сердцам молодого поколения. У нас в учительской шел спор по поводу Виолетты Львовны. Как не хватает в школе вот таких учителей! Как жаль, что мне не пришлось учиться у такой учительницы! Как необходима ее приподнятость над мещанским рационализмом, над той скукой, которая еще встречается в школе!»

«Фильм взволновал нас остротой затронутых проблем, глубоким знанием психологии школьной жизни», – пишут супруги Решановы из Москвы.

«Фильм задевает глубины вопросов воспитания. Как живая встает перед нами Виолетта Львовна. Воспитатель. Учитель. Как высоко ее призвание! Сколько приподнятости в повседневном служении ему! Хочется задержать в памяти каждое ее слово, взгляд», – пишет агроном А.Е. Кейзик из Брянска.

«Коллективное учительское спасибо всем, сотворившим этот интереснейший фильм. Нам, учителям, проработавшим в школе по 20-25 лет, он очень понятен своей искренностью и правдоподобием», – пишет семья потомственных учителей Борщ-Майстренковых из Купнянского района Харьковской области.

Письма от детей, их реакция на фильм были совершенно неожиданными для создателей фильма, которые думали, что детей заинтересует сюжет, не более того. И вдруг – письма-раздумья о дружбе, об отношении друг к другу, раздумья о школе, об учителях, наивные и очень искренние. Ребята взяли из фильма что-то свое, близкое и понятное им.

Вот некоторые из писем:

«Вам пишут ученики 7-го класса «Д» средней школы г. Ярославля. Мы благодарны режиссеру за то, что он так точно передал жизнь ребят, почти наших сверстников».

«На следующий день в школе мы все перемены рассуждали только об этом фильме и решили написать вам письмо».

«Когда я видел этот фильм, я невольно содрогнулся – он был копия нашего класса: те же выражения, те же поступки, те же обычаи»…

Радостно, что фильм не оставил равнодушными ни взрослых, ни детей, что каждый нашел в нем свое.

* * *

«Сельской школе – нашу заботу» – этот девиз стал особенно актуален после постановления ЦК КПСС и Советского правительства «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» от 2 июля 1973 года в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию. Да, мы привыкли к постоянному росту требований времени, к постоянному развитию жизни и поэтому как должное, как результат, вызванный общественной необходимостью, восприняли и грандиозный план, начертанный в Постановлении. Но и к величественной цели путь идет через будни, с их противоречиями, трудностями и поисками. И хорошо, когда кинематограф не просто фиксирует совершённое, а показывает сам процесс становления и этим помогает планам стать действительностью.

Появление телевизионного фильма «Вот моя деревня» очень своевременно. За четыре вечера, проведенных у телеэкрана, юные зрители, которым и адресован фильм, смогли по-настоящему узнать и эту деревню, и школу-интернат, сродниться с героями фильма.

Известно, что «детские книги пишутся для воспитания», детские фильмы снимаются далеко не без этой цели. Но небезызвестно и то, что подросток приемлет воспитание лишь тогда, когда не чувствует, что его воспитывают. Разобраться в сложной гамме чувств и мыслей, в переплетении жизненных противоречий помогают чаще всего фильмы, где за серьезностью проблем не забыты занимательность сюжета, достоверность и полнота характеров. Все новеллы фильма «Вот моя деревня» выдержаны в жанре комедии, полны выдумки фантазии, наблюдательности. Обо всем, что происходит с юными героями, рассказано с юмором, легко и вместе с тем с хорошим педагогическим прицелом. Фильм не дает рецептов, да они и не нужны в столь тонком деле, но по своим педагогическим посылам он очень точен. Точен в том, как угадано, что такое для подростка игра, перевоплощение, потребность в тайне, жажда самостоятельности, мечта найти применение своим способностям, стать взрослее, совершить необычное. Герои фильма живут в настоящем мире детства. Они по-детски впечатлительны, бескомпромиссны.

Итак, все началось с игры.

Простые, привычные картины сельской жизни… двое мальчишек лет одиннадцати впились в книгу. И вдруг это идиллическое, задумчиво спокойное начало «взрывается» кадрами, подчеркнуто зловещими, подчеркнуто «детективными».

В мальчишеский мир, в плавное течение деревенской жизни ворвалась фантазия, ворвалось будоражащее ум, душу желание непременно найти и разгадать какую-либо тайну. И жизнь не замедлила им эту возможность подкинуть. Чтение Конан-Дойля не только разбудило воображение, но, оказалось, еще и вооружило двух мальчишек логикой, умением по незначительным деталям, частностям делать общие выводы; и мальчишки оказались в центре событий, о которых поведали нам первые две серии фильма.

Но это лишь драматургическая пружина, и она дает возможность показать главное – стремление детей к настоящему, серьезному делу.

И вот наши герои, вооруженные дедуктивным методом, а скорее, остротой ума, смышленостью, наблюдательностью, берутся за разгадку тайн. Все тайны «местного значения»: то это розыски пропавшего классного журнала, то пропавшего охотничьего ружья. Но есть дела и поважнее: в подробностях узнана славная биография старейшего жителя села, спасена и отреставрирована уникальная изба.

Игра здесь не только композиционный прием, но и средство, помогающее проявить детские характеры. И психологически это опять точно угадано, ибо, как писал К. Д. Ушинский, игра есть свободная деятельность детей… В ней формируются все стороны души человеческой: его ум, его сердце и воля. Да, игра, это напряженность чувства и романтическая потребность преодолевать любые преграды; отсюда неподдельность, искренность поведения детей. И юные актеры со всей непосредственностью живут на экране жизнью своих героев, интересами их дел, маленьких и больших. Драматургия фильма с ее темой поиска, открытий, переустройства дает выход детской энергии и чувствам. Игра мальчишек в детективов не отчуждает наших героев от самих себя, она приводит к полезным и благородным поступкам. Так, в фильме убедительно, ненавязчиво утверждается важнейшая для подрастающего человека мысль: истинное самоутверждение даже маленького человека – в служении другим людям, в ответственности за других. И когда мы, зрители, становимся свидетелями того, как пионеры по своей инициативе собирают историю жителей родного села, реставрируют старую избу, обновляют интернат, то, пожалуй, сердцем начинаешь чувствовать слова В.А Сухомлинского: «Труд входил в духовную жизнь моих воспитанников как радостная игра физических и интеллектуальных сил, как утверждение собственного достоинства».

Но в фильме важно выразить это не декларативно, а эмоционально, увлечь и убедить зрителя всем его художественным настроем. Сам уклад деревенской жизни обусловливает приобщение ребят к большому труду. Именно поэтому авторы фильма дают игре ребят перерасти в настоящие дела. В стилистике фильма, в его образном решении, единстве лучших его эпизодов хорошо передана органичность, слитность всех составных сельского бытия. В переплетении людских, как взрослых, так и ребячьих дел, незаметных, каждодневных, в точных деталях, бытовых реалиях, в мягкости среднерусского пейзажа рождается ощущение «малой родины», без которой немыслим ни один человек. Это единство экранного образа создается и пластичностью съемок окружающей природы, и чуткостью камеры оператора А. Воропаева к лицам ребят, а также то напевной, то озорной музыкой композитора Е. Птичкина.

Но в фильме о добрых делах, о добрых героях очень трудно не сбиться на слащавый тон. И здесь-то авторов выручает юмор, он избавляет фильм от налета умилённости. В самом сюжете и режиссерском решении много остроумно придуманных и детально разработанных комедийных эпизодов, диалогов и даже сцен, решенных не без некоторой доли эксцентричности. Причем комедийные ситуации возникают как закономерный результат проявления характеров героев, вырастают из самого развития действия.

Действие третьей серии фильма под названием «Аварийное положение» ограничено событиями, происходящими в самом интернате, вернее, всего лишь в одном классе – 6-м «Б», неблагополучном, недружном, да еще совершенно вышедшем из повиновения из-за болезни классного руководителя.

В школе свой счет времени, свой мир. В школе-интернате, да еще сельском – особенно. Мальчики и девочки здесь не школьники – воспитанники.

Каждый педагогический коллектив, как и каждый человек, имеет свой характер, который проявляется в столкновении с трудностями. И если внимание первых двух серий было сосредоточено на деятельности ребят, на романтике пионерского детства, то «аварийное положение», создавшееся в школе, помогло более четко обрисовать характеры взрослых героев фильма – старых учителей Терезу Ивановну и Пал Палыча, всю жизнь проработавших в сельской школе и своей внутренней интеллигентностью и преданностью учительскому делу создавших в ней особую нравственную атмосферу. Все это прекрасно сыграно актерами старшего поколения И. Мурзаевой и А. Черновым, привнесшими в фильм достоверность, теплоту и добрый юмор. «Аварийное положение» полнее и убедительнее обрисовало нам участницу всех трех серий тетю Глашу в исполнении З. Федоровой, добавив к простодушию и ворчливости этой женщины ощущение нераздельной связи ее жизни с жизнью питомцев школы. Уж никак не забыть сцены, где она, обливаясь слезами, читает ребятам историю Жанны д’Арк, и те, проникшись искренностью ее чувств, тоже ощущают в героине далекой истории что-то близкое и, как потерю, от души оплакивают ее гибель. Так авторы без нажима сказали нам, что увлечь ребят можно лишь в том случае, если по-настоящему увлечен, захвачен сам.

Фильм и в этой серии, не только не утрачивая своего юмора, комедийности, но даже нагнетая ее, пытается ответить на вопрос: какими же качествами должен обладать современный педагог, воспитатель. И авторы, опять-таки без назидания, убеждая самим развитием сюжета, проявлением характеров, достоверностью, сохраняющейся, несмотря на некоторую парадоксальность ситуаций, говорят о том, что важнейшее педагогическое умение – это умение дружить с детьми, понимать их. Оно дается как внутренний талант, талант воспитателя. И это качество души, если оно отсутствует, не восполнят годы учебы. Именно это качество открывается в главном герое «Аварийного положения» Кузе, Кузьме Ивановиче, человеке отнюдь не педагогического образца, шофера, который волею случая оказался среди ребят «трудного» 6-го «Б». И вдруг он, молодой парень, не только расположил к себе ребят, но и почувствовал, что нужен им.

«Мы отвечаем за тех, кого приручили. Человек – это прежде всего ответственность», – этих слов Экзюпери наш герой мог и не знать, но чувство ответственности, которое вдруг вошло в его сердце, он ощутил. За его простодушием и даже комикованием раскрылись чуткость, отзывчивость, человечность. Актер В. Ильичев хорошо передал это состояние своего героя, вернее, открытие им в себе этого чувства, внезапно обрушившегося на него. Решение он принимает немедля, и весь свой короткий отпуск решает посвятить ребятам, оставив мечту о Черном море.

«Завтра я должен прийти не как Кузя, которого ребята считали за хорошего парня, а как их воспитатель», – думает он. И проводит ночь в поисках первых слов, с которыми обратится к ребятам. Актерски этот эпизод решен очень изобретательно, а это оправдало и имеющийся здесь комедийный нажим. Да, наш герой находит нужные слова, находит ключ к сердцу ребят и открывает себе самого себя. И ему мало добиться просто успеваемости в классе. Самым важным оказалось воспитание человечности, чтобы каждый принимал близко к сердцу радости и огорчения товарища, чтобы царила атмосфера взаимовыручки. И недаром наставником новоявленного воспитателя стала книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». А там сказано: «Сложно и нелегко добиться, чтобы каждый питомец делал добро, создавал радость товарищам, чтобы в этом душевном творчестве рождалась потребность в человеке – искренняя, глубокая привязанность учеников друг к другу».

Именно «душевное творчество» стремятся пробудить в юных зрителях авторы фильма. И достигают этого в лучших эпизодах: когда отстающая доселе ученица читает французскую басню, а весь класс воспринимает это как свою общую победу. Или в стремительном ритме празднично снятого «пионерстроя»: когда ребята своими силами обновляют здание школы. В этом труде для всех каждый нашел свою личную радость, и они делятся ею со старшими, учителями, родителями. И тогда постепенно рождается коллектив, а в преодолении трудностей, самих себя, недисциплинированности, эгоизма рождается самоуважение.

Четвертый, и последний, фильм этой серии озаглавлен просто и интригующе: «Происшествие». Выдержанный в испытанной традиции приключенческого жанра, фильм увлекательно ведет с ребятами разговор, по сути своей, серьезный – о взаимоотношении человека и природы, ответственности людей за «братьев наших меньших», за все, что их окружает.

Герои нам давно известны, мы привыкли к ним, «обжит» и сельский интернат, где красота и уют созданы самими ребятами. Перед нами все та же деревня, живописно расположившаяся на берегу реки, со спокойно поглядывающими на нас бревенчатыми домами, березовой рощей, с превосходным лесом, в котором и происходит на этот раз действие фильма. Да и ребята уже не просто ученики знакомого нам класса, а коллективный Зеленый патруль, защитник зеленого друга.

Да, это фильм о происшествии, о поисках пропавшего олененка, о поимке ребятами браконьеров, это фильм о любви к родной природе, к своему краю. Это фильм о том, что любовь к земле, хозяйственное отношение к ней живы в людях деревни с детства. И авторами фильма достоверно и умело передано очень точное ощущение того, что любовь к природе у деревенских детей – это как осознание самих себя.

Но при всем обилии натурных съемок не хватает фильму воздуха, раздолья, он «стиснут» излишней организованностью материала. И это приводит к несколько умозрительному восприятию верной, в общем-то, мысли о том, что детям, живущим в селе, чужда какая бы то ни было созерцательность в отношении к природе…

Меняется время, меняются обстоятельства духовной жизни, меняются представления о мире. Ребята сегодня не такие, какими были вчера, а завтра будут иными, чем сегодня. Их рост стремителен. И если мы хотим быть детям интересными, хотим, чтобы нас слушали и, более того, хотим влиять на их формирование, то должен меняться, расти и развиваться детский телевизионный кинематограф. Ему нужны энтузиасты, сознательно отдающие свой талант благородному делу воспитания юного поколения, которое им понятно и близко, с которым они умеют разговаривать на общем языке.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001