обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






А.Шмелев

Звенит «Будильник»

В 1975 году воскресной утренней передаче для детей «Будильник» исполнилось десять лет. А начиналось все так: мелькнуло само название – «Будильник» и неожиданно пленило своей точностью. Часы со звоном, которые с незапамятных времен возвещают нам о начале нового утра, вселяют надежду на радостный и счастливый день…

Именно такой должна была стать телевизионная программа для детей в воскресное утро. Звонкой. Радостной. Забавной. Идея захватила, но… Центральное телевидение в то время начинало свои программы только после 17 часов! И для того чтобы выпустить в эфир первую утреннюю программу, необходимо было пересмотреть всю сетку вещания Центрального телевидения, в которую помимо Москвы включались и другие города страны, имеющие различное поясное время. И все же редакционный совет Главной редакции передач для детей обратился к руководству Центрального телевидения с просьбой о разрешении еженедельного выхода в эфир по воскресным утрам. И вот 3 октября 1965 года в 9 часов 30 минут в эфире впервые прозвенел звонок «Будильника», и веселая рожица одного из персонажей передачи размножилась на миллионах голубых экранов. Нужно сказать, что перед творческой группой, в которую вошли журналисты М.Яковлев, В. Славкин, А. Симонов; композитор В. Чернышев; художники М.Ушац, В. Севрюгов, И. Березин; режиссеры И. Карташев, В. Храмов, актриса М.Корабельникова; редактор передачи А. Шмелев, встала довольно сложная задача – найти «лицо», не повторяя уже известных циклов и рубрик. И в самом деле, если перелистать довольно пухлый еженедельник программ телевидения и радио, то даже самый непосвященный зритель обратил внимание, что в разделе передач для детей представлены рубрики, отвечающие самым различным вкусам и интересам нашей детворы.

Первые планы «Будильника» не блистали особой оригинальностью. В программу входили отрывки из веселых художественных и мультипликационных фильмов, концертные номера в исполнении участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов, забавные сценки, киносюжеты о воскресном отдыхе ребят, реклама музеев, новых фильмов. Но постепенно, шаг за шагом накапливая опыт, создатели программы стали нащупывать свои пути к сердцу юного зрителя. Основной задачей стало вовлечь зрителя в программу. Журналист Виктор Славкин принес в редакцию целую серию юмористических рассказов о жизни пятиклассника Васи Будильникова. Иллюстрировал эти рассказы художник Михаил Ушац. Текст читала актриса Броня Захарова. Так в «Будильнике» появился свой первый герой, забавные приключения которого интересны многим нашим ребятам.

Реакция на нового героя вдохновила. Ребята ждали его появления, писали ему письма, советовались по самым различным вопросам школьной жизни. Таким образом, мы поняли, что одна из дорог к успеху – в серийности, в постоянных героях.

Следом за Васей Будильниковым родился образ дядюшки Друдла, пожилого человека, остроумное мышление которого провоцирует детскую любознательность, заставляет увидеть в обычном необычное, открыть для себя новое даже в собственном дворе, по которому пробегал тысячу раз. Его веселые домашние задания, загадки-друдлы, требуют смекалки, остроумия, любви к знаниям.

А когда герои «Будильника» Коля Крючкин и Петя Гвоздиков, созданные журналистом Леонидом Сапожниковым, на глазах у миллионов своих сверстников взялись писать детективную повесть «Желтый портфель», ребята смогли убедиться в том, что писать можно только в том случае, если ты многое увидел и узнал.

Нашей главной задачей было изучение нашего зрителя. Правда, кое-что «Будильник» знал о них. Например, что в среднем им от девяти до четырнадцати, что и в жару, и в холод они любят мороженое. «Будильник» знал, что в основном его юные зрители – веселые, умные, добрые и честные мальчики и девочки. Знал, что в среднем они учатся хорошо, много читают, занимаются спортом. Но все это «в среднем»! А нам, создателям «Будильника», хотелось как можно больше знать о каждом из них. Постараться заглянуть в их глаза и дневники, узнать, например, почему один болеет за «Динамо», а другой за «Спартак», какую книгу он любит больше всего и почему? Так родился выпуск «Будильника», который начинался словами ведущей: – Знакомство с новым интересным человеком – это всегда радость, всегда открытие, и поэтому, вероятно, все мы садимся к экрану телевизора, надеясь на встречу с интересным человеком. И поэтому, дорогие друзья, нам тоже очень хотелось бы встретиться с теми, для кого мы создаем эту передачу. Дорогие друзья, я знаю, что у каждого из нас есть фотография, где мы, если можно так выразиться, больше всего похожи на себя. Вот нам и хотелось бы, чтобы вы прислали нам эти фотографии и вместе с ними письмо, в котором рассказали бы о себе, о своих товарищах по школе, по двору. Напишите нам, за что вы уважаете своего друга и какие качества цените в нем больше всего? Расскажите, чем вы увлекаетесь и как проводите воскресный день… Почта превзошла все наши ожидания. Мы получили огромный материал, больше того, почти целые куски будущих сценариев. Оставалось только свести точки зрения, дать возможность поспорить, познакомить ребят друг другом при помощи телеэкрана.

Казалось бы, можно торжествовать победу: десятки тысяч писем, их вносят в редакцию большими мешками, устраиваются субботники по разбору писем. И вдруг… в руках письма:

«Дорогой «Будильник»! Я пишу тебе уже третий раз, а ты все не отвечаешь и не отвечаешь. Почему?»

«Уважаемая Надежда Васильевна! Я посылала вам свои рисунки, а вы не показали их по телевизору. Они плохие, да?»

Так и хочется сказать этой девочке: «Да нет же! Хорошие у тебя рисунки, но нам прислали другие ребята еще тысячу таких же, а некоторые даже лучше». Но ведь ребенку так не скажешь, а прочитать все стихи наших зрителей, показать все их рисунки, исполнить все песни просто невозможно. И тут возникает, на мой взгляд, одна из важнейших проблем. Проблема работы с письмами.

Если в тысяче писем содержится просьба показать мультфильм «Ну, погоди!» это не проблема: заявки можно выполнить. А как быть, если мальчик и девочка делятся своими мыслями и планами, просят совета, рассказывают о своих горестях и радостях?

Можно, конечно, отобрать самое важное, самое интересное, самое хорошее письмо и использовать его в передаче. Ну а как же быть с десятками тысяч других писем?

Вообще не ответить – значит, десятки тысяч постоянных зрителей и настоящих друзей «Будильника» (а пишут именно они) со временем превратить в недоброжелателей. Как же решить эту проблему? Если отвечать на каждое письмо или даже группу писем с экрана телевизора, то их нужно читать с утра и до позднего вечера по всем программам Центрального телевидения. Отвечать письменно – значит, увеличить штат редакции в десятки раз.

Тогда мы решили снять небольшой киносюжет о том, как разбирается почта ребят, который смог бы убедить авторов писем, что каждое их письмо читается в редакции. А за кадром попросили ребят не огорчаться, что их письма не звучат с экрана телевизора. Дело в том, что каждое письмо приносит пользу создателям передачи, помогает понять вкусы и настроение ребят, услышать их голос, помогает авторам отбирать из огромного жизненного материала темы и сюжеты, которые близки и понятны именно сегодняшней детворе. А перед Новым годом всем своим корреспондентам «Будильник» отправил поздравление. Помогла типография. Конверты подписывала вся редакция. «Будильник», в общем-то, программа развлекательная. Но развлекать – это не только показывать фрагменты веселых фильмов, акробатов-эксцентриков, эстрадные песенки и т.д. и т.п.

Можно взять фрагмент комедийного фильма «Пес Барбос и необычный кросс» и просто посмеяться над незадачливой троицей. А можно взять тот же фрагмент и выяснить, почему же мы все-таки смеемся. Ведь если разобраться, то здесь из-за веселого Барбоса пострадали сразу три человека. Что же фильм опровергает пословицу «Собака – друг человека»? Конечно же, нет. В данном случае Барбос оказался дальновиднее трех браконьеров и встал на защиту природы. Так рождается сценарий «Будильника», посвященный защите природы.

«Будильник» как бы начинает разговор с теми, кто забывает о том, что природа, животный мир нуждаются в защите. Ведь мальчишка, который нацелился из рогатки в беззащитную птичку, видимо, просто не знает, что он целится в жаворонка. И уже наверняка не знает о том, что эта маленькая птичка может насвистывать до двух тысяч мелодий, издает сто тридцать звуков в секунду и что жаворонка нельзя разглядеть на высоте трехсот метров, а песня его слышится даже с высоты шестисот метров.

«Будильник», развлекая, воспитывает, он пытается сначала завоевать сердце зрителя, с тем, чтобы те или иные педагогические истины вошли в сознание юного зрителя и закрепились в его собственных поступках.

Как правило, первая строчка писем: «Дорогой «Будильник»!.. «Здравствуй, «Будильник»!.. Телевизионная программа стала для нашего зрителя одушевленной. Ведущую они воспринимают как выразительницу мыслей и настроений самого «Будильника». Отсюда и авторитет ведущей – авторитет всей программы.

Ведущий должен стать как бы олицетворением передачи. И это подтверждает практика телевидения. С. Смирнов, И. Андроников, С. Виноградова, Э. Беляева, Ю. Белянчикова – блестящее подтверждение этого непреложного закона. «Будильнику» нужен был свой добрый собеседник. Ведущий, который высказывал бы свое мнение, выступая все же от имени «Будильника». И вместе с тем человек авторитетный, человек, как у нас часто говорят, «с именем». Не сразу мы нашли такую ведущую, хотя поиск вели с первого дня существования передачи. Заслуженная артистка РСФСР Надежда Румянцева, очень подвижная, наделенная необычайно тонким чувством юмора, какая-то юная, мгновенно находящая контакт с собеседником, отличная актриса и широко образованный человек, решила все наши споры. Ее появление на экране в роли ведущей «Будильника» стало для нас почти праздником. Она умеет спорить или соглашаться со своими зрителями, танцевать, петь, неожиданно завязать непосредственный разговор с участниками хореографического ансамбля, которые еще не перевели дыхание от быстрого танца; она может подурачиться с ребятами, скатиться с ледяной горки в веселой гурьбе малышей и неожиданно серьезно и вразумительно объяснить вред рогатки, из которой мальчишка целится в маленькую птичку. В общем, Надежда Румянцева – это как раз та ведущая, которая была нужна «Будильнику». И теперь редакция, заказывая сценарии, просит авторов писать именно для Румянцевой, учитывая ее индивидуальность, ее человеческие черты и актерское дарование. Нередко случается так, что, просматривая очередную готовую программу, мы неожиданно замечаем, что настроение у нас, создателей программы, не очень-то радостное. В чем дело? Вроде бы отрывок из фильма веселый и концертный номер хорош, есть и шутки и ведущая сегодня светлая, радостная… А общей атмосферы нет.

– В этой программе нет живых детских лиц, – замечает кто-то. И с ним нельзя не согласиться. Участие в передаче самих ребят обогащает передачу, придает ей непосредственность, а при умелом общении с ними рождает у зрителя радостное чувство узнавания самого себя. Наш опыт показал, что участие ребят в телевизионной передаче – это вообще большое событие в жизни не только самого приглашенного, но и всей школы, всего двора. Поэтому сам факт выступления юного дарования по телевидению агитирует и вдохновляет ребят: «Что я – хуже что ли?» И они пишут нам о своих талантах, о талантах своих друзей по школьной парте или соседей по лестничной площадке…

И мы стараемся приглашать этих ребят в студию.

У «Будильника» помимо общих задач есть еще и чисто практическая цель: привить ребятам желание сделать утром зарядку, почистить зубы, помочь родителям по дому, привлечь их внимание к выставкам, музеям, паркам, веселым забавам, играм, воспитать потребность активного отдыха. И все это в форме веселых рассказов и коротких миниатюр, песен и игровых серий, в занимательной информации, фотографиях, киносюжетах, рисунках. Но поиски формы все продолжаются.

В последнее время в «Будильник» пришли любимые ребятами актеры – О. Попов, С. Мишулин и другие. А сам «Будильник» все чаще и чаще предстает перед зрителем и в жанре детского мюзикла с единой темой и сюжетным ходом, радующим «озорными поворотами», доброй шуткой, фантазией и выдумкой. От года к году «взрослеет» «Будильник», и мы надеемся, что для зрителя все заметнее будет его творческое возмужание.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001