обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ТВ
почта

«САМОЕ ЛУЧШЕЕ,
САМОЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ!»

Письма, письма, письма… В них читатели предлагают, спорят, восхищаются и порицают. И, читая иногда письма подряд, удивляешься, как одни и те же передачи воспринимаются разными людьми совершенно различно. Вот читатель сетует по поводу того, что мало в программах классической музыки, а другой предлагает исключить все симфонические концерты. Одни называют себя горячими поклонниками «Кабачка», у других эти выпуски вызывают непонимание, а порой и раздражение.

Но есть в письмах и бесспорные вопросы, по которым мнение всех наших корреспондентов одинаково. Среди них и такая локальная проблема, как кинофильмы на телеэкране. Действительно, фильмы, художественные и документальные, занимают значительное место в телевизионных программах. При этом все эти тонкости: кинофильм ли идет по телевидению или телефильм, в конечном итоге не волнуют зрителей. Главное в другом: чему ты отдал полтора часа своего досуга? Посвящались ли эти полтора телевизионных часа подлинному произведению искусства или же это потерянное, «убитое» время? Может быть, вопрос поставлен и резко, но ведь, по сути, дело обстоит именно так.

«Уже не раз мы читали в печати, – пишут нам члены семьи Щепаловых из Смоленска, – отзывы зрителей о частом повторе одних и тех же фильмов. Справедливо отмечалось, что ежегодно, а иногда и два-три раза в году, можно посмотреть по телевидению «Старшую сестру», «Неуловимых мстителей», «Поединок», «На войне как на войне» и некоторые другие картины. Никто не отрицает художественных достоинств этих лент, но нельзя же столь часто повторять одни и те же фильмы».

Я обратилась в главную редакцию кинопрограмм Центрального телевидения, чтобы уточнить некоторые детали. И вот конкретные данные о показе, в частности, фильмов, названных Щепаловыми. Фильм «Поединок» был в эфире 10 раз. Но если количество трансляций этой картины распределяется на продолжительный отрезок времени (лента снята в 1957 году), то размах телевизионных «симпатий» по отношению к фильму «На войне как на войне» просто поражает. Эта картина, поставленная 1968 году, уже была в эфире тоже 10 раз.

Известно, что между кинопрокатом и телевидением существует определенная договоренность о сроках показа кинофильмов на телеэкране. Поэтому оставим в стороне новые работы кинематографистов. Наугад я беру список фильмов, созданных в 1957 году, и читаю: «Тихий Дон», «Летят журавли», «Высота». Да, эти ленты были в эфире и не раз. Но ведь они, значительные, глубокие произведения, более многих других имеют право быть представленными многомиллионной аудитории. «Лучше сто раз прочитать одну хорошую книгу, чем один раз сто плохих», – гласит народная пословица. И все же из фильмов 1957 года в десятый раз демонстрируется по телевидению «Поединок». Почему?

Опять наугад другой год – 1963-ий, год рождения «Оптимистической трагедии», «Живых и мертвых», «Русского леса». Однако в августе нынешнего года повторялась (в седьмой раз!) «Встреча на переправе» производства 1963 года. Можно было приводить новые примеры, но и без того ясно, что в этих случаях, видимо, не художественная значимость фильма определяет частоту его появления на голубом экране.

Центральное телевидение получает большое количество писем. И хотя можно предположить, что у фильмов «Встреча на переправе» и «На войне как на войне» много горячих поклонников, которые вновь и вновь шлют на студию просьбы повторить любимые картины, все же обращает на себя внимание тот факт, что читатели нашей газеты называют в своих письмах другие, подчас незаслуженно забытые ленты.

«Живем мы в городе Советская Гавань, – пишет нам товарищ Ткаченко, – театра у нас нет. Гастролеры приезжают редко. Поэтому телевидение в нашей жизни играет огромную роль. Мы благодарны работникам «Орбиты» за интересную разнообразную программу. В последние годы мы посмотрели много интересных спектаклей, концертов, документальных передач. Всего и не перечислишь. Познакомились с творчеством многих талантливых актеров. Мы довольны программами. Но есть одна мечта. У нас в кинотеатрах идут только новые фильмы, а так бы хотелось увидеть вновь фильмы «Летят журавли», «Балладу о солдате», «Воскресение».

«Мечтаю вновь встретить «Кубанских казаков», «Парня из нашего города», «Молодую гвардию», – пишет нам слесарь Г. Дементьев из Челябинска. – По газетам я знаю, что в Москве есть специальные кинотеатры повторных фильмов, где демонстрируются ленты прошлых лет. Но почему бы телевидению не ввести еще одну новую рубрику «Давайте вспомним», включающие довоенные и первые послевоенные фильмы».

В № 68 нашей газеты мы опубликовали письмо А. Томашека из города Уссурийска. В нем он пишет о добром начинании телевидения, открывшего рубрику первых советских фильмов. Мнение тов. Томашека разделяют Н. Еготин из Перми, Р. Волков из Ленинграда и многие другие наши читатели.

Зрительские, читательские письма убеждают, что все фильмы, показанные по телевидению, собирают очень большую аудиторию. Приведенные выше примеры с репертуарными списками фильмов одного года создания убедительно говорят о том, что количество телепоказов того или иного произведения не находится в прямой зависимости от художественных достоинств фильма. Даже не разбирая подробно картины, не цитируя искусствоведческие рецензии на них, берусь утверждать, что многие из повторяющихся на наших экранах кинолент – ленты невысокого художественного уровня.

Мне довелось как-то присутствовать при составлении плана «Кинопанорамы». Помню, как тщательно обсуждались все трех-, пятиминутные сюжеты. Из большого числа информации о новых создаваемых фильмах редакторы отбирали наиболее значительные, интересные работы, чтобы именно на них обратить внимание телезрителей. (Может быть, в этой взыскательности и заключается одна из причин успеха «Кинопанорамы»?) И тем большая требовательность необходима, когда речь идет о показе не отрывков, а целых фильмов. Абсолютно очевидно, что время, отведенное на показ кинофильмов, ограниченно, и, часто обращаясь к одним и тем же фильмам, телевидение на деле оставляет за бортом другие, нередко более достойные.

Фильмофонд телевидения располагает обширнейшей коллекцией советских фильмов. И, может быть, следует обдумать предложение нашего читателя москвича А. Роганова о необходимости создания активного, действующего телефонда, включающего лучшие фильмы советского кинематографа. «Почему, обращаясь к истории театра, живописи, – пишет А. Роганов, – мы говорим только о самых интересных работах (ведь не будет же кто-нибудь вспоминать и муссировать неудачи художника). В вопросах же пропаганды кино телевидение выступает по меньшей мере странно, показывая и такие фильмы, о самом существовании которых следовало бы забыть».

Не все столь категоричны в своих высказываниях, как А. Роганов, однако мнения наших корреспондентов относительно показа кинофильмов по телевидению едины. «Телевизионный экран должен пропагандировать самое лучшее, самое значительное, самое интересное, что создано киноискусством», – говорит Ю. Агеев из Николаева. Трудно не согласиться с его пожеланием, тем более, что отбор кинофильмов и их включение в телевизионные программы целиком и полностью зависят от требовательности работников телевидения.

Людмила КАСЬЯНОВА



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001