обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






КАМЕРТОН

ПОСМОТРИМ ТЕЛЕВИЗОР?

ПРЕДИСЛОВИЕ

Очередной выпуск «Камертона» мы посвящаем тому
виду досуга, который в современном мире привлекает
практически всех людей, и не только подростков,
которому ежедневно, по подсчетам специалистов,
мы отдаем приоритет среди всех прочих видов отдыха,
активного и пассивного. Перед телевизором, властно
занявшим свое место почти в каждой квартире, средний
зритель проводит около четырех часов. Средний зритель…
А подросток – каковы его взаимоотношения с телевизором?
Желая узнать мнение юной аудитории, «Камертон»
в прошлом году («ЛГ» от 6 ноября) опубликовал анкету:
1. Как часто вы смотрите телевизор?
2. Какие передачи предпочитаете?
3. Какие программы для молодых, по вашему мнению,
могли бы появиться на ТВ?
Сегодня мы публикуем несколько из пришедших ответов.
Письма представляют собой самые характерные мнения
и пожелания из разнообразных географических точек страны

О.Захарова, Подольск Московской области (14 лет):

1. Телевизор смотрю часто, но не все подряд. Выбираю только то, что интересно.

2. Предпочитаю кинофильмы, а также передачи «Утренняя почта», «Что? Где? Когда?», «Международная панорама», «Сегодня в мире», «Ритмическая гимнастика», «До 16-ти и старше», «Мир и молодежь», «Вокруг смеха», «Человек и закон», «Музыка для всех», «Драматургия и театр», концерты артистов эстрады.

3. По-моему, телевидение уделяет мало места эстраде. Хотелось бы, чтобы выходила в эфир программа «Твой зарубежный сверстник».

Останина Аня, Саратов (16 лет):

1. Телевизор смотрю каждый день (или почти каждый). Но часто бывает, что смотреть нечего, особенно по понедельникам.

2. Интересные и хорошо подготовленные передачи – «Что? Где? Когда?», «В гостях у сказки». Раньше нравилась передача «А ну-ка, девушки!», но постепенно она превратилась в конкурс на лучшего по профессии.

В «Утренней почте» старые номера в разной последовательности повторяются как новые. Эстраду мы слышим мало, вопрос о «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады» в печати уже поднимался. На ТВ существует рубрика «Экран зарубежного фильма», но хорошие ленты показывают еще редко.

3.Прекратить показ посредственных фильмов, показывать классику. Увеличить количество и улучшить качество эстрадных программ. В передаче «Мир и молодежь» необходимо учесть пожелания молодых зрителей. И еще одно: пусть те, кто составляет программу, подумают, хотят ли они сами и их дети смотреть телевизор именно с этой программой.

Фатеева Л., Новочеркасск Ростовской области (16 лет):

1.Телевизор смотрю ежедневно, но не каждый день одинаково – все зависит от передач.

2. Кроме художественных фильмов и информационных программ смотрю в основном «До 16 и старше», «Мир и молодежь», «Что? Где? Когда?», музыкальные и спортивные программы.

3. На ЦТ необходима музыкальная программа. Пусть она выходит регулярно, хотя бы один раз в месяц, и будет не концертом, а информационно-музыкальной игрой.

Елена, Пинск Брестской области (15 лет):

1.Телевизор смотрю часто, особенно в каникулы. Но, в отличие от мамы, папы и сестры, умею вовремя уйти. Не люблю пустых фильмов, стараюсь смотреть только значительные. А они смотрят все фильмы – до и после «Времени». Мои «воспитательные» речи ни к чему не приводят.

2. Из телепередач очень люблю «Что? Где? Когда?». «Вокруг смеха» - тоже ничего. Нравилась программа «А ну-ка, девушки!», но сейчас повторяют одни и те же конкурсы. У хорошей передачи «До 16 и старше» неудобное время показа.

3. Я очень люблю музыку. Хотелось бы видеть передачу о музыке для подростков минут на 45 – как урок в школе.

Тарасова О., Ангарск Иркутской области (16 лет):

1.Хорошие фильмы и передачи в основном шли до сих пор после «Времени». Но мы учимся, встаем рано, и нет у нас возможности их смотреть (тем более что у нас, в Сибири, программа «Время» начинается в 22 часа). Программа передач ТВ составлена очень неудобно. Например, такие передачи, как «Физика», «Иностранный язык», «Биология» и т.п. для 7 –10-х классов и учащихся ПТУ, показывают с 11 до 13 часов. Но у учеников 7 –10-х классов уроки кончаются примерно в 13 часов, а учащиеся ПТУ возвращаются домой примерно в 16 часов. Вот поэтому мы в основном ходим в кино.

2. Предпочитаю передачи «Мир и молодежь», «Что? Где? Когда?». Раньше нравилась передача «До 16 и старше», но со временем она стала совсем неинтересной.

3. По-моему, на ТВ могла бы появиться передача, которая рассказывала бы о разных ансамблях – каждый раз об одном или двух ВИА. Хорошо бы организовать перед передачей опрос молодежи и включать в программы те ансамбли, которые собрали больше голосов. Нет пока на ТВ и передачи о зарубежных ровесниках.

Семенов О., пос. Гигант Ростовской области:

1. Когда ломается телевизор и тебе некуда пойти и нечего читать, настают минуты скуки. Без ТВ сегодня жить очень трудно, особенно молодежи. Смотришь семь дней в неделю, а получаешь мало.

2. Предпочитаю «Мир и молодежь», «Клуб путешественников», «Очевидное – невероятное», «В мире животных». Мало показывают советскую эстраду, зарубежную видим совсем редко, в записях двух-трехгодичной давности.

3. Можно создать массу увлекательных программ: о молодежи земного шара, кино-приложение к передаче «Клуб путешественников», о молодежных театрах…

Светлана Власова, Ленинград (17 лет):

1.Телевизор смотрю часто, в основном фильмы. Но не потому, что все хороши, а потому, что уже выработалась привычка вечером смотреть телевизор. Бываю даже рада, когда показывают фильмы никудышные – появляется свободное время.

2. Как ленинградский зритель люблю воскресную передачу «Монитор», а также встречи с актерами, режиссерами. Интересна передача ЦТ «Что? Где? Когда?».

3. Существует прекрасная передача «Для тех, кто любит кино», а вот передачи, которая меня бы заинтересовала, – «Для тех, кто любит театр» – пока нет.

Формула социального заказа

КОММЕНТАРИЙ
ПСИХОЛОГА

Поздравь меня, читатель. Я вчера открыл заговор. «Заговор» телезрителей против телевидения. По просьбе «ЛГ» и до стыдного простыми средствами – вооружившись детскими счетами, валяющимися у нас дома с докомпьютерной эры, – я читал почту и считал. Сделав открытие, я не испытал радости – во многой почте много печали. К тому же, как Джемс Форсайт из знаменитой «Саги», я мог бы воскликнуть: от меня все скрывают! Действительно, не успеешь сделать открытие, как выясняется, что все «это» знают. Обидно. Но обо всем по порядку.

Начнем с «заговора». Я не испытываю симпатий к мистике, но когда приходится читать сотни читательских писем, то волей-неволей становишься подозрительным: с чего это они об одном и том же пишут? Где-то после первой сотни писем появление новых вариантов равно практически нулю, будто письма закольцованы или ходят по кругу, что, впрочем, одно и то же. Что же объединяет людей разных возрастов, национальностей, социального и материального положения, к тому же географически рассеянных по всей нашей необъятной Родине? Одно: список претензий к телевидению.

Из философии мы знаем, что конкретное есть единство многообразного, и когда разные люди выражают единую позицию, то, значит, мы имеем дело с некоторым социальным заказом. Его общий смысл – требование перемен. Таких перемен, которые были бы родственны всему духу изменений, происходящих в последнее время в нашей жизни. Тон писем… Тут сложнее. Понимаете, молодой телезритель у нас становится все грамотнее и грамотнее: с конкретными, продуманными, хотя и не всегда «корректными» формулировками в адрес ТВ, а порой и неверием в то, что что-нибудь изменится! Так и пишут: не верим! Между прочим, это тоже социальный заказ, но уже не только к работникам телевидения.

Это – общее впечатление. Теперь по ответам на вопросы анкеты. Только одна тринадцатилетняя девочка написала, что вообще не смотрит телевизор – он у них в семье испортился, и они решили его не ремонтировать. Другие же зрители всенепременно телевизор смотрят. Смотрят по-разному: кто ежедневно, кто реже, кто «время от времени». В среднем от 12 до 24 часов в неделю – так локализуется зазор наших телесмотрений. Сужать этот зазор бессмысленно, поскольку потребности в телевизионном канале существенно разные для жителей Москвы и отдаленных районов, а медицинской нормы все равно никто не знает. Ясно одно: смотрели бы даже и больше, было бы что. А «что» – это уже ответ на второй вопрос анкеты.

Здесь есть свой абсолютный чемпион, далеко (как ЦСКА в хоккее) оторвавшийся от преследователей. Это программа «Что? Где? Когда?». Причем отрыв столь внушителен, что впору проводить специальное исследование, направленное на вскрытие сверхпопулярности программы у зрителя. Она называется в 87 % писем! Наверное, есть, чему поучиться у режиссера В. Ворошилова.

Признаться, меня порадовало второе место передачи «Мир и молодежь» – 41%. Передача эта только становится, и поиски ее оптимальной формы и содержания еще не завершены, но ясно, что передача на подъеме и еще не исчерпала круга возможных зрителей. «Утренняя почта» хотя и собрала 39% голосов, но буквально все они пронизаны упреками в злоупотреблении повторами, «старьем» и т.д. 38 % телезрителей на этих же условиях готовы смотреть телевизионное кино, но не такое устаревшее и не такого низкого качества. Следующую позицию занимает «Вокруг смеха» – 35 % голосов с предостережением: становится хуже.

Примечательно, что лишь 25% телезрителей привлекают нынче спортивные программы, занимающие солидную долю вещания. И здесь есть часто повторяющаяся претензия: «внутренний» хоккей стал неинтересным – нет борьбы!

Следующая позиция очень примечательна: ее занимает программа «Веселые ребята», дату предпоследнего выхода в эфир которой вряд ли легко вспомнят даже самые заядлые телеманы – так давно это было. Но программа запала в сердце зрителя – ее возвращения хотят 24 %.

Далее идут известные «Клуб путешественников» – 18%, «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» – 17,5 %, «Кинопанорама» – также 17,5 %, «Спутник кинозрителя» – 15 %, «Очевидное – невероятное» –14 %. «Международная панорама» – 13%, «До 16 и старше» – 10%. Замыкают таблицу «Вечерние мелодии» – 7 %, «Песня-8…» – 4%; в двух письмах вспоминается «Человек и закон» (в одном из них в отрицательном смысле) и в одном – «Музыкальный киоск». Других передач ТВ для юных зрителей как бы и нет.

Экспресс-комментарий: эти цифры не стоит абсолютизировать – более обстоятельное исследование могло бы уточнить общую картину, но не настолько, чтобы «Музыкальный киоск» стал популярнее «Что? Где? Когда?».

Предложения телезрителей («Какие программы для молодых, по вашему мнению, могли бы появиться на ТВ?») явно подчинены двум духам – духу развлечения и духу познания.

Эстрады требует 91 % (!) зрителей! И даже те, которым нравятся нынешние эстрадные программы: им просто мало – надо больше. И лучше, добавляют другие, выдавая при этом ряд убийственных и, что характерно, справедливых определений дружной семье наших эстрадных див и молодцев, появление которых на киноэкране «коррелирует» с периодичностью выпусков «Новостей».

При этом тревожно, что в письмах подростков и молодежи значится такой внушительный реестр западных ансамблей и исполнителей, что невольно задумываешься: откуда они всю эту информацию получают? Ясно, что не по нашему телевидению, а отсюда вопрос: как в этой связи оценить выполнение телевидением функции контрпропаганды?

Другая часть телезрителей жаждет познания: как живут люди в других странах? Как научиться красиво и современно танцевать? Как «открыть окно в космос» и прикоснуться к тайнам Вселенной? Как модно и со вкусом одеваться? Как обучиться обращению с личным компьютером? Есть среди предлагающих и свои «радикалы»: один предлагает выделить молодежи специальный канал из 12 имеющихся у телевидения. Другой требует организации клуба «Движение за объединение человечества», и в утопическом миротворчестве его я не вижу ничего смешного – слишком уж серы и невыразительны другие предложения, не идущие дальше требований возродить КВН или показывать молодежные театры-студии (как приложение к передаче «Мир и молодежь»). К тому же «яйцеголовые» жрецы познания в своих письмах «через запятую» требуют все той же эстрады. Короче – развлечений не хватает всем.

Не уверен, что надо итожить этот микросоциологический опрос «ЛГ», результаты которого здесь подводятся. Несмотря на широту географии и обилие почты, поступающая информация относительна. К тому же не все пишут, кому есть что по этому поводу сказать. Отсюда предложение: можно было бы провести более широкий опрос, чтобы обсудить некоторые проблемы телевидения. Почта, которую мы просмотрели сегодня, показала, что этот вопрос актуален.

Александр ТОЛСТЫХ, кандидат психологических наук

ПОСЛЕСЛОВИЕ
«КАМЕРТОНА»

Мы попытались на этой странице представить перед читателями «ЛГ» некий обобщенный образ подростка-телезрителя, образ, сложенный из суммы ответов на анкету «Камертона». Как мы видим, полного удовлетворения телевизионными программами практически не встречается. Так или иначе подросток смотрит телевизор, считая, что без него не обойтись человеку конца двадцатого века, но одновременно он как бы составляет для себя «в уме» свою собственную телепрограмму.

Мы надеемся, что с ответами на анкету познакомятся родители и, быть может, узнают о своих детях что-то новое. Мы ожидаем встречных шагов и со стороны телевидения. В новом году оно уже объявило о выпуске нескольких передач и рубрик, адресованных в первую очередь молодежи, – это прямая передача, приложение к программе «Мир и молодежь» под названием «Двенадцатый этаж», регулярная субботняя развлекательная программа «В нашем доме», передача «В гостях у…». Хотелось бы, чтобы эти передачи вошли в число любимых. Как видно из ответов, молодые люди смотрят не только передачи, специально им предназначенные. И не потому, что интересных молодежных программ пока мало – велик спектр интересов современного подростка. Телевидение в состоянии приобщить его к самым актуальным, животрепещущим проблемам – все зависит от того, как сделана программа, какова ее информационная насыщенность, публицистическая острота или художественная состоятельность. Подросток восьмидесятых годов – это часто вполне сложившийся человек. Его мнение, его требования надо уважать, поддерживать в нем желание во всем «дойти до самой сути». И именно телевидению, которое имеет огромное влияние на подростка, способно решить многие трудные задачи воспитания.

«Литературная газета»
5 февраля 1986 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001