обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






СИЛА ТЕЛЕПРИТЯЖЕНИЯ

Александр Македонский и телевидение

День рождения телевидения пока не указан в календарях. Историки еще будут спорить: с чего, собственно, все началось. Может быть, с идей, высказанных в конце Х1Х столетия. Или с опытов, поставленных накануне первой мировой войны. А может быть телевидение возникло в пятидесятые годы, перестав быть зрительным вариантом радио.

Трудно назвать какую-нибудь одну дату. Все зависит от того, что понимать под словом «телевидение»: телевизионную технику, телевидение как средство связи, промышленное телевидение, телевидение как искусство…

Мы будем говорить прежде всего о том телевидении, которое: а) покупают в магазине вместе с довольно громоздким ящиком, имеющим на передней стенке нечто вроде матового стекла; б) смотрят от начала, когда матовое стекло превращается в маленький экран, до конца, когда происходит обратное превращение; в) ругают по бесчисленному количеству поводов, хотя, казалось бы, можно просто выключить; г) любят – и потому восхищаются, прощают, верят.

Это телевидение родилось примерно в 1923 году, сделав первый шаг из лаборатории в жизнь, и покорило мир со стремительностью, которой могли бы позавидовать самые удачливые полководцы.

В 1945 году регулярные передачи вел у нас только Московский телецентр. 425 телевизоров, немногим более двух тысяч зрителей. Телевидению тогда шел двадцать второй год. Александр Македонский владел в этом возрасте территорией с населением в сотни тысяч людей.

Прошло всего три года. В СССР, США и Англии насчитывался уже миллион телезрителей. Двадцатипятилетний Александр, разгромивший персидского царя Дария и увеличивший число своих подданных до нескольких миллионов, вынужден был бы признать, что телевидение покоряет мир ничуть не медленнее, чем македонская конница.

С двадцати пяти до тридцати лет Александр непрерывно вел войны и продвинул границы своих владений к берегам Ганга. Но походы великого полководца кажутся скромными туристическими прогулками районного масштаба, если вспомнить, чего добилось в этом возрасте телевидение. Только за два года (1948-1950) количество телевизоров увеличилось в 40 раз!

В тридцать три года Македонский, как известно, умер, а созданная им империя распалась. Когда телевидению исполнилось тридцать три года, во всем мире было уже свыше четверти миллиарда телезрителей. Сейчас это число по меньшей мере утроилось.

«Машина №1»

Телевидение стремительно ворвалось в жизнь человечества. Автомобилю, например, потребовалось 60-70 лет, чтобы получить признание и стать массовой машиной. Телевидение завоевало мир намного быстрее.

Еще год назад автомобиль считался самой распространенной машиной. Ныне «машина №1» – телевизор: количество телевизоров превышает полтораста миллионов. Каждый четвертый человек нашей планеты – телезритель.

Но главное даже не в этом. Телевизор стал «машиной №1», потому что никакая другая машина не обладает способностью в такой мере непосредственно воздействовать на образ жизни человека.

Чуточку арифметики и два факта

Допустим, 750 миллионов телезрителей ежедневно проводят по два часа (всего по два часа) у своих телевизоров. Значит, люди каждый день отдают телевидению полтора миллиарда человеко-часов. То есть 180 тысяч человеко-лет. Около трех тысяч человеко-жизней.

Французский институт статистики утверждает: лишь два процента телезрителей способны выключить приемник, когда им не нравится программа.

Английские медики говорят об участившихся случаях искривления подбородков у детей. Оказалось, дети ежедневно по три часа проводят у телевизора, подперев подбородок рукой.

Львы прыгают с экрана

На Западе многие обеспокоены цепной реакцией «телевизации». Фантасты рисуют устрашающие картины будущей «тележизни». Таков, например, рассказ Рэя Брэдбери «Вельд». Стены и потолок детской комнаты стали экранами гигантского телевизора – со стереоизображением, стереозвуком и имитацией запахов. Достаточно отдать мысленный приказ, и телекомната воспроизведет все, что вы захотите. Дети живут в иллюзорном телемире, реальная жизнь их совершенно не интересует. И когда родители решают закрыть комнату, на них набрасываются львы, созданные озлобленным воображением детей…

Фантастика?

Но вот насыщенная фактами и цифрами статья Пьера Рондьера «Размышления о телевидении» (журнал «Иностранная литература «№2) . «Как устоять, спрашивает Рондьер, – перед магией волшебного экрана – наиболее доступного, наиболее дешевого способа заполнить досуг, создающего иллюзию соучастия в жизни планеты и познания ее?». Статья заканчивается так: «Либо мы падем под ударами мельтешащего изображения и превратимся в легендарного «Жано-телеглота», который не выходил на улицу пять лет и передвигается сейчас на полусогнутых ногах, как обезьяна… либо мы укротим своим разумом эту машину грез».

Рондьер, конечно, не всегда прав. Порой он приписывает телевидению то, что вообще присуще жизни на Западе. Еще не изобретена телекомната, о которой говорится в рассказе «Вельд». Но недавно газеты сообщили: в штате Алабама двенадцатилетний мальчик, начитавшись «комиксов», достал ружье и убил отца и мать. Без помощи телевизионных львов.

И все-таки есть немало проблем, присущих телевидению «вообще». Если сотни миллионов людей ежедневно часами сидят перед телевизорами, если сам уклад жизни начинает в заметной степени формироваться телевидением, – над этим стоит подумать. Заранее подумать.

Предположим, произошло еще одно чудо…

История телевидения отчетливо делится на три эпохи.

Эпоха первая: неважно, что и как показывают. Наука и техника совершили чудо, и это главное!

Эпоха вторая: по-прежнему не так уж важно, что показывают. Существуют кинофильмы, их хватит на целую вечность! Главное, чтобы хорошо показывали. Статьи, написанные в эту эпоху, сугубо деловиты. Почему выходят из строя кинескопы? Как наладить ремонт телевизоров? Когда в магазине появится лампа 6П13С?

Ох, эта лампа 6П13С! Ей посвящены статьи, фельетоны, подборки читательских писем… Кажется, появись эта лампа в достаточном количестве - и проблемы телевидения чудесным образом будут решены раз и навсегда…

Эпоха третья: телевизоры работают, и, как ни странно, успели показать почти все кинофильмы. Да, телевидение – не кино на дому… Теперь основная забота – что показывать. Статьи призывают сделать передачи разнообразными, интересными, содержательными. Обозреватели доказывают, что телеконцерты должны быть хорошими (и даже объясняют, как этого добиться). Спортивные передачи тоже должны быть хорошими. Телепутешествия, викторины, репортажи, «огоньки» – все должно быть хорошим…

А что если произойдет еще одно чудо и в один прекрасный день все передачи станут вдруг «самого отличного качества»?

Между прочим, чудо обязательно произойдет рано или поздно (скорее рано – таковы уж темпы телевидения) все передачи действительно будут разнообразными, интересными, содержательными.

Более того. Телевидение станет многопрограммным, цветным, объемным. Появятся карманные телеприемники и даже микротелевизоры на часовом ремешке.

Сколько тогда времени люди будут проводить у голубого экрана? Три часа? А может быть, пять или восемь? Хорошо это или плохо?

Телевидение против телевидения

Скажем сразу: мы убеждены, что человечеству не грозит «сплошная тележизнь». Да, телевидение обладает огромной силой притяжения. Значительно большей, чем, например, радио. И все-таки у телевидения есть соперник.

Лет пять назад нам поручили написать очерк об экспериментальном нефтяном промысле. На промысле было много интересного, но самым выигрышным, с журналистской точки зрения, нам показалось телевизионное оснащение диспетчерской.

Когда говорят «лес вышек», в этом есть немалая доля правды. Пока инженер отшагал несколько километров в одну сторону «леса», на другой стороне что-то произошло, нужно скорее бежать туда…

И вот теледиспетчерская. Инженер наблюдает за подземным ремонтом скважины на самой окраине «леса». Потом на экране возникает другой участок промысла… Поразительно: телевизоры работали! Мы взирали на них с некоторым благоговением. Была вторая эпоха телеистории, и мы безуспешно искали злосчастную лампу 6П13С для своего «Немана». А тут сразу полдюжины безукоризненно работающих телевизоров!

Мы спросили у инженера: есть ли у него дома телевизор. Вероятно, это очень здорово: и на работе телевизор, и дома телевизор.

– Очень здорово, - подтвердил инженер, вежливо улыбаясь. – Но с тех пор, как здесь телесистема, я смотрю дома не все передачи.

Иметь приемник с исправной лампой 6П13С и не смотреть все передачи? Это показалось нам совершенно нетипичным…

Позже мы видели голубые экраны на металлургическом заводе и в химических лабораториях. Мы убедились, что человек, «общающийся» с телевизором в течение рабочего дня, относится к «домашнему» телевидению вдумчиво и очень требовательно.

В ближайшие годы телевизоры станут непременной принадлежностью шахт, промыслов, цехов, учебных аудиторий, школьных классов. Телевидение будет частью окружающего нас мира.

Само телевидение помешает превращению человека в «Жано-телеглота». Сейчас, например, люди нередко смотрят все подряд из-за опасения пропустить что-то интересное. Ведь по программе почти невозможно предугадать, насколько интересной окажется та или иная передача. Если же все передачи интересные (бывают и такие дни!), их тоже смотрят подряд, ибо нет гарантии, что удастся посмотреть в другой раз.

Но очень скоро (гораздо скорее, чем мы думаем) в наш быт войдут видеомагнитофоны. Сейчас телевидение управляет нами. Оно диктует: «Не уходи, скоро будет нечто интересное». Оно посмеивается: «Тебе хотелось бы совершить путешествие в Антарктиду? Хорошо, через тридцать недель я выполню твой заказ…» Видеозаписи помогут нам управлять телевидением.

Если вы долго «охотитесь» за интересной книгой и, наконец, получаете ее «на день», приходится все откладывать и читать. Но если у вас в книжном шкафу множество интересных книг, вы планируете чтение без авралов. Так будет и с телевидением.

Тактика и стратегия

Нельзя, однако, рассчитывать, что все утрясется само собой . «Телекатастрофы» впереди нет. Но есть важные проблемы – они ждут решения.

Взять хотя бы влияние телевидения на школьников. Статистики и обобщающих научных исследований тут не существует (что уже само по себе плохо), но известно: пока телевидение снижает, а не повышает успеваемость. Известно и другое: призывы поменьше смотреть на экраны и побольше – в учебники почему-то не оказывают могучего действия.

Таких проблем много. Их надо решать уже сейчас, не откладывая.

Мы много пишем о становлении отдельных жанров телевидения. Пишем об удачных передачах и о том, что еще хотелось бы увидеть. Это вполне понятно. Но наряду с тактикой телевидения следует развивать и его стратегию.

Возможности телевидения в социалистическом государстве безграничны. Мы, в сущности, поднимаем телевизионную целину. Недавно, например, начала работать третья программа Центрального телевидения. Голубой экран стал вузовской кафедрой. Вероятно, не за горами первая научная конференция на телевизионном уровне.

Сила телепритяжения огромна. И, как всякая сила, она требует умного подхода. Было бы зазнайством утверждать, что здесь все кристально ясно.

Телевидение изменит жизнь человека не в меньшей степени, чем освоение атомной энергии и выход в космос. Поэтому просто необходимо разобраться в вопросах, связанных с разумным использованием телевидения.

В публичной библиотеке в океане каталожных карточек мы не без труда нашли маленький раздел «Телевидение и человек». Полтора десятка названий. «Телевидение и мы» В.Саппака. Несколько небольших книжек о телевидении как искусстве. Брошюры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических (!) наук. В подраздел «Социальные последствия телевидения» удалось бы выделить лишь считанные страницы…

Науки об использовании телевидения пока нет. Но ее не хватает, она должна быть!

Молния

Мы не знаем, кто назвал советский телевизионный спутник «Молнией». Это очень удачное имя. Крепкое, поэтичное и вполне обоснованное.

Телевидение – не «машина грез». Оно подобно молнии, которую можно и нужно заставить работать на благо человека.

Трудно ил поймать молнию? Да, трудно. Но уж очень это человеческое занятие!

В. ЖУРАВЛЕВА

Г. АЛЬТОВ

«Советская культура»

29 мая1965 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001