обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Новое в "Тематических и исторических очерках"

Уважаемые посетители! В рубрику "Тематические и исторические очерки" мы добавили новые статьи:

1. Телевизионные парадоксы (Автор - С. Фрейлих). «Культура» 18 февраля 1995 г.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПАРАДОКСЫ. Так Семен Фрейлих назвал свою книгу, которая выходит в издательстве «Киноцентр». Сквозная мысль книги – эстетические границы кино и телевидения в жизни современного человека. Автор книги «Теория кино» и «Болшевские рассказы продемонстрировал умение вести разговор об искусстве в занимательной форме.
Представляя читателям несколько фрагментов «Телевизионных парадоксов», редакция поздравляет нашего давнего автора, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Семена Израилевича Фрейлиха с 75-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности.

2. Диалоги о телевидении: Г. Товстоногов. «Советская культура» 14 мая 1985 г.

Как в большинстве домов, телевизор и в этом доме расположился в общей комнате. Однако целый день, как фон, он не мерцает. И когда собираются домочадцы и гости, когда идет беседа, он тоже нем. Его включают в ожидании интересной передачи и выключают, если ожидания не оправдываются. Ценят время.
Скажем еще: перед выступлением в Концертной студии Останкино Г. А. Товстоногов (а интервью мы берем именно у него) волновался. Контакт с профессиональной аудиторией он устанавливал легко, но будут ли интересны многим и многим его взгляды на искусство? Опасения оказались напрасными: с той встречи прошло уже несколько лет, но если в редакционной почте заходит речь об останкинских вечерах, встречу с Товстоноговым вспоминают часто. Ее интеллигентность, ее открытость, ее тон: не менторский, но и не развлекательный – серьезный. Без скидок на то, что предмет разговора кому-то может показаться не стоящим внимания. С огромности телевизионной аудитории наша беседа и началась.

3. «Александр Невский» между прокладками и шампунем (Автор - И. Петровская). 31 января 1998 г.

Ругать рекламу скучно и неинтересно. Понятно, что все ее ненавидят. Известно, что она – вечный источник раздражения и главный предмет современных анекдотов («Бленд-а-мед» защищает ваши зубы с утра до вечера, а ночью к ним подкрадывается кариес», «Как прокладки – так никаких секретов, а как майонез «Кальве» – так «у женщин свои секреты» и т.д.) Как бы то ни было, мы, зрители, смирились с рекламой, беспардонно прерывающей любое зрелище, как с неизбежным злом. Теленачальники сумели убедить нас, что ненавидят рекламу не меньше нашего, но без нее, отвратительной, телевидение попросту загнется. Где деньги, Зин?
Однако ж на минувшей неделе главный продюсер НТВ Леонид Парфенов в программе Дмитрия Диброва предложил принципиально иной взгляд на взаимоотношения телевидения и рекламы: «Телевидение существует между прокладками и шампунем, чтобы вы между этим могли скоротать время». Зритель по телефону прямо-таки зашелся от возмущения. А Парфенов очень спокойно и даже лениво посоветовал: «Не надо относиться к этому так серьезно. Телевидение – это же масскульт».

4. Делиться радостью познаний (Автор - Н. Лордкипанидзе). «Советская культура» 2 апреля 1983 г.

«Тех, кто связан с учебной программой, вдохновляет ее цель: нравственно-эстетическое воспитание молодежи, на необходимость которого неоднократно указывала партия» - так, открывая «Телегостиную «СК», сказал доктор искусствоведческих наук А. Аникст. Гости редакции Н. Крымова, Т. Шах-Азизова, А. Аникст, А. Адоскин, В. Лакшин, А. Свободин рассказывали о принципах работы учебной программы, о поисках, которые ведутся в этой области.

5. Извините за ашипки (автор - Т. Иларионова). «Известия» 18 февраля 1994 г.

Чтобы не быть – и не слыть – придирой, сразу же предупреждаю: речь пойдет не об оговорках. И актеры, бывает, запинаются. А тележурналист – обычный человек, часто усталый и, случается, нервный. Поэтому, если его язык и выдаст какой-нибудь невообразимый кульбит типа «головащая горова» или «настырчивый», то, оторопев на секунду, ведущий немедленно извинится. С улыбкой: конечно, ни у кого сомнений нет и быть не может, я хотел сказать «говорящая голова» и «настойчивый». Беды тут никакой, даже мило.
Но нет ничего милого в искажении правильной русской речи по причине необразованности говорящего. Особенно, если говорящий – диктор телевидения.
А если учесть, что телеаудитория за редкими исключениями русский язык в школе учила тоже кое-как, то становится страшно за «великий и могучий». И за нас, не умеющих говорить на своем родном языке. Лепечем как Бог на душу положит. Спасибо, хоть понимаем друг друга. Впрочем, далеко не всегда, так как сформулировать свою мысль тоже часто затрудняемся. Словарный запас, прямо скажем, бедный. Поэтому наше большинство говорит, как уху привычно. Кто матерком речь обогащает, кто междометиями обходится. И, конечно, запоминается, что по телевизору скажут. Тем более если не один раз.

6. Почти да около (Автор - В. Басков)

В древности главным источником информации была книга, и люди, зная свойство книги уходить в века, боялись неточных слов. В наше время главный источник информации – телевидение. Оно состоит сплошь из слов. Которые уносит ветер. С арифметикой тут обращаются, как со словом.

7. Хорошо им, гигантам мысли… (Автор - С. Бурин). «Литературная газета» 12 мая 1993 г.

Когда я в сотый раз читаю чьи-то жалобы, что неинтеллигентно, мол, балдеть от похождений Марианны или от этой… как ее… «Второй мамы», то так и хочется сказать: дорогие мои, ну нет, нет у нас другого народа, а тому, который есть, нравится именно это. С «Зеркала» или, скажем, «Дней затмения» процентов 90 зрителей переключаются на другие программы. Эти данные характерны для телевидения всех стран. Естественно, подобные цифровые «критерии» не имеют никакого отношения к оценке Тарковского или Сокурова, но речь-то ведь не о них, а о катастрофическом непонимании, с каким зрителем мы имеем дело.
Тема достаточно деликатная, и по понятным причинам в нее предпочитают не углубляться, а лучше ее и вовсе не касаться. Между тем, дело здесь, конечно, не в репертуаре ТВ, а в серьезнейшей КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ошибке, уходящей корнями в 60-е годы прошлого века, во времена «хождения в народ». В какой-то момент властители дум, решительно отвергнув идею спокойного, эволюционного развития общества, предпочли ему радикально-нигилистический, революционный путь. Дело оставалось за малым: убедить темный, малограмотный народ в том, что ему нужен именно этот путь, и никакой другой. До замечательного 17-го года, когда «убеждать» принялись весьма решительно, было еще далеко, и поначалу процесс «перевоспитания» шел примерно по такой схеме: вы, ребята, – болваны, а мы – умные, мы книжки читать умеем, так что слушай сюда…

8. Хотим ли мы стать манкуртами? (Автор - В. Давидчук)

Более четверти века назад я пришел в редакцию литературно-художественных программ Центрального телевидения. В то время она была одной из лучших редакций. Здесь творили такие известные режиссеры, как Л. Пчелкин, В. Турбин, П. Резников, В. Бровкин, В. Рыжков, позже – К. Худяков, А. Прошкин, Г. Павлов, Ю. Кротенко… На постановки телеспектаклей приглашались А. Эфрос, И. Унгуряну, М. Козаков, Р. Виктюк, В. Андреев… Мы работали и учились на удачах и ошибках друг друга. Помню творческие летучки, на которых анализировались наши постановки: верна ли концепция, те ли актеры приглашены… Это был поистине золотой век художественного телевидения…

9. Что телевидение может (Автор - Б. Хессин). «Советская культура» 7 мая 1983 г.

Некоторое время тому назад в «Советской культуре» №42 режиссер В. Ворошилов выступил со статьей «Как мимолетное виденье», в которой затронул несколько вопросов, касающихся природы телевизионного зрелища и телевизионного искусства в частности. Некоторые положения статьи, жанр которой автор определил как монолог, интересны и не вызывают возражений. Некоторые же представляются спорными, что заставило в ответ на монолог предложить диалог.

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001