обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ХОТИМ ЛИ МЫ СТАТЬ МАНКУРТАМИ?

Василий ДАВИДЧУК

Более четверти века назад я пришел в редакцию литературно-художественных программ Центрального телевидения. В то время она была одной из лучших редакций. Здесь творили такие известные режиссеры, как Л. Пчелкин, В. Турбин, П. Резников, В. Бровкин, В. Рыжков, позже – К. Худяков, А. Прошкин, Г. Павлов, Ю. Кротенко… На постановки телеспектаклей приглашались А. Эфрос, И. Унгуряну, М. Козаков, Р. Виктюк, В. Андреев… Мы работали и учились на удачах и ошибках друг друга. Помню творческие летучки, на которых анализировались наши постановки: верна ли концепция, те ли актеры приглашены… Это был поистине золотой век художественного телевидения…

К сожалению, история телевизионного театра уже не может быть представлена на экране. Грустно, но факт: те, от кого зависело сбережение накопленных материальных и духовных ценностей, не обременяли себя такой заботой. В результате многие видеозаписи фильмов и спектаклей, созданных прекрасными мастерами, оказались в столь неудовлетворительном техническом состоянии, что их полностью показать уже невозможно. А что же и кто приходит на смену? К сожалению, выросло поколение, которому чуждо то, что было для нас дорого и свято в искусстве. И это страшно, потому что, отворачиваясь от прошлого, теряя историческую память, человек, по выражению Айтматова, становится неким манкуртом. Какую духовность он будет исповедовать?

На телевидении забывается жизнь человеческого духа. Форма довлеет над содержанием, и мне кажется, что мои коллеги, стремясь во что бы то ни стало чем-то удивить зрителей, забыли о главной задаче искусства. Речь теперь можно вести не о профессиональной и человеческой гордости, а о том, как выжить. Очень низкие оклады при многомиллионной аудитории наших программ – насмешка над людьми моей профессии и квалификации. Не используются и формы морального поощрения – за три последние года ни один человек не представлен к почетному званию, не отличен в какой-либо иной форме. А ведь художники, как дети, особо нуждаются во внимании. Бесконечные сокращения и структурные перетряски мешают планировать творческую работу и жизнь. Каждый предоставлен самому себе, и все озабочены: что с ними станет, если их выбросят на улицу в результате очередных структурных изменений. При этом я имею в виду людей заслуженных, отдавших всю жизнь телевидению, а в конечном счете – России. Не случайно многие режиссеры и актеры вынуждены уходить в коммерческие структуры. Вместо того, чтобы заниматься настоящим искусством, они снимают ролики, рекламирующие гвозди или мыло. Но как можно осуждать людей, не желающих умирать в нищете?!

Меценатов – новых Мамонтовых или Морозовых – я пока не вижу. Деньги вкладываются только в сиюминутные предприятия, а в серьезные художественные программы, работающие на перспективу – почти ничего. За последние два года я увидел лишь одну новую телепостановку – по роману Тургенева «Дым». Да и сегодняшняя жизнь практически никак не отражается на художественном телевещании. Хотя отчаявшемуся, озлобившемуся человеку очень важно прочувствовать и понять, что вокруг происходит, что ждет его завтра. Все тонет в бесконечных маловразумительных словесных баталиях.

Довести до души человека определенную идею, сделать ее близкой лучше всего может именно художественное вещание, ибо оно воздействует через эмоции. Ведь, вспомним, художественным телефильмам всегда отдавалось предпочтение: выделялись самое ценное эфирное время, наиболее совершенная техника. А для нас теперь – то, что оставалось – вроде спитого чая для слуг.

Год назад я снял два фильма и до сих пор не могу закончить работу над ними. В фильмах поднимается тема борьбы с преступностью. Не стоит говорить, как были бы они ко времени теперь, когда страну захлестнул шквал разного рода правонарушений. Сейчас директор нашей студии М. Шилов и коммерческий директор Л. Орешкина пытаются помочь моей группе выйти из критического положения, в котором она оказалась не по своей вине…

Художественное телевидение должно быть предметом постоянной государственной заботы. Особенно в нынешней ситуации. Многие люди предпочитают посмотреть фильм или спектакль по телевизору вместо рискованного вечернего похода в кино или театр; другие охотно обратились бы к телеэкрану в силу нехватки времени на прочтение толстого романа. Известно, что и многие школьники прибегают к телевидению для изучения школьной программы.

Необходимо обеспечить регулярность выхода художественных программ пока хотя бы за счет перераспределения имеющихся средств. Наиболее эффективной мерой, я полагаю, было бы принятие правительственного постановления по проблемам художественного телевидения, в котором предусматривались бы источники финансирования, стимулировались основные направления его развития. Одним из приоритетных направлений должна стать разработка исторической тематики. Не может быть дерево без корней. Нынешней молодежи, бойко торгующей наградами ветеранов, надо напомнить: за что же страдали и гибли эти люди? Важно переосмысление места и роли в российском обществе разных сословий, особенно крестьянства и купечества, кормивших страну, строивших несравненные по красоте храмы для общения с Богом и очищения души. Необходима на экране классика, нужны детские программы, основанные на былинах и сказках. Должен быть представлен современный герой – ведь зрителю хочется с кем-то считаться, кем-то восхищаться. Разумеется, при сохранении традиций надо искать новые формы выражения действительности.

То, о чем я сейчас говорю, – это моя боль и боль моих коллег. Я знаю, в стране с разваленной экономикой немало и других проблем. Людей, прежде всего, надо спасти от нищеты и голода. Но нельзя же утрачивать духовные критерии, нравственные начала, что несет искусство. Я понимаю, что спектаклем или фильмом не сделать из матерого преступника добродетельного человека. Но подтолкнуть людей к размышлениям: как должен жить человек – в этом сила и польза искусства. Для того мы и работаем.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001