обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ДОРОГА ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ

Писатель на телевидении


Телевидение постоянно обращается к опыту и традициям литературы. Все наиболее заметное в литературе рано или поздно становится достоянием телевизионных сценаристов, режиссеров, отражается в различных передачах. Конечно, как правило, это происходит в форме телефильмов и телеспектаклей, создаваемых на основе литературных произведений. Но все чаще и чаще, в последнее время особенно, мы видим на экране самого писателя, слышим его рассказ. Разнообразие передач, организованных и проводимых писателями, велико: от бесед по литературе и выступлений с чтением своих произведений до регулярных цикловых передач, которые зритель уже ждет и к которым заранее готовится.

Особый интерес, на мой взгляд, представляют передачи, в которых литература вступает в более сложные отношения с телевидением, приходя на телевизионный экран как процесс, формирующийся на наших глазах. Передачи, в которых телевидение, являя себя искусством, оперирующим своими специфическими способами исследования жизни, становится в то же время как бы основой будущих литературных произведений.

Такого рода передачи чаще всего строятся на материале самой жизни, как, например, «Поиск» С.С.Смирнова или «Рассказы о хозяевах» Г.Радова. Цели и задачи этих передач требуют от ведущих привлечения на экран большого жизненного материала, знакомства с новыми районами и людьми, значит – и с новыми проблемами. Можно не сомневаться, что и С.С.Смирнов, и Г.Радов, создавая новые литературные произведения, так или иначе используют, «переплавят» в них свой телевизионный опыт.

В этом же ряду стоит передача, показанная на днях Центральным телевидением. Название ее – «Писатель и жизнь» - точно соответствует тому мощному процессу укрепления связей литературы с действительностью, который отчетливо сейчас виден и который, как уже говорилось, представляет особый интерес для телевидения.

Передача (режиссер Д.Чуковский) построена на материале поездок писательских бригад в прошлом году на Алтай, в Тюмень и на Дальний Восток. Пафос этих поездок, ставший и пафосом передачи, сформулирован в стихах алтайского поэта Э.Палкина: «Никогда, друзья, я не был гостем на земле, которую люблю». И авторы передачи отчетливо показывают, какими многочисленными и крепкими нитями связаны советские писатели разных национальностей с землей, на которой они прежде, может быть, никогда не бывали, с людьми, которых прежде не знали. …Вот говорит А.Кешоков: «Мы приехали к вам, продолжая и развивая горьковскую традицию, чтобы пройти по тропам вашего мужества и ваших открытий».

П.Нилин в сахалинском доме, ставшем музеем, представляет себе, как 11 июля 1890 года в этот дом, в эту комнату впервые вошел Антон Павлович Чехов. «И я думаю сейчас о том, - говорит П.Нилин, - что Чехов не только видел ужасный быт Сахалина, но и предвидел его счастливое будущее».

М.Стельмах на берегу озера Хасан: «Я старый солдат, теперь солдат литературного фронта. Я давно мечтал побывать на этой священной земле. И вот сейчас я смотрю в глаза молодых солдат и думаю о том, сколько мужества нужно им, чтобы мы все могли жить спокойно». В этих словах – связь времен, связь поколений, связь, если можно так выразиться, широт – необъятных широт нашей страны. И авторы, тщательно отбирая эпизоды, делают эту многостороннюю связь одной из главных тем передачи. Еще одна серьезная тема, прозвучавшая в передаче, - тема перемен. Понятно, что она звучала в высказываниях местных жителей или уже побывавших здесь раньше писателей. Первый секретарь Алтайского крайкома КПСС А.Георгиев сказал, что край готов показать писателям все богатства земли, бывшей некогда бедной и пустынной, а теперь плодородной, обильной и обжитой советским человеком. Руководитель Тюменской писательской организации К.Лагунов подробно рассказал, как создавался город Нефтеюганск. О.Шестинский рассказал о том, как тринадцать лет назал бригада «Литературной газеты» приезжала на Алтай. В результате этой поездки появилась книга об Алтае. «И вот сейчас, перелистывая эту книгу на алтайской земле, - говорит О.Шестинский, - очень хорошо видишь, какие грандиозные перемены произошли здесь за эти годы». Заключая передачу, первый секретарь правления Союза писателей СССР Г.Марков сказал: «Значение этих поездок не только во встречах писателей с читателями, но и в том, что писатели, общаясь с народом, видя новые районы, очень много приобретут для работы за письменным столом. Разумеется поездка не может немедленно отозваться романом, повестью или очерком, но она западает в душу, остается в памяти надолго. Не случайно некоторые писатели сейчас снова поехали в те же места, уже не в бригаде, а индивидуально. Мы будем продолжать такие поездки, так как убеждены, что они полезны и для писателей, и для читателей. Это славная горьковская традиция, и мы будем ее всемерно развивать.

В этих словах, мне кажется, заключена и некая перспектива для самого телевидения. А что если эти повторные поездки, в которых, очевидно, уже начинают оформляться замыслы будущих литературных произведений, сделать объектом и будущих телевизионных произведений, исследующих проблему, вынесенную в название передачи – «Писатель и жизнь»?


Д.ЛЬВОВ

«Литературная газета» 7.02.1973 г



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001