обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






САМЫЕ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ


Сегодня до 95% всей информации мы узнаем благодаря телевидению. Ежедневно на голову рядового московского телезрителя одна и та же новость может обрушиться приблизительно сорок раз. Именно столько различных телевизионных информационных программ выходят в эфир в течение одного дня. Это и традиционные ежедневные выпуски «Новостей» («Останкино»), «Вестей» (РТВ), пятиминуток канала 2х2, так называемые «гуманитарные» новости «Российских университетов», «иронические» («Времечко»), а также зарубежные – «Эй-би-си, «Ай-ти-эн», «Би-би-си», «Си-эн-эн», «Немецкая волна»… К ним примыкают программы выходных – «Воскресенье», «Итоги», «Намедни» и «Подробности» рабочей пятидневки. Надо быть новостийным токсикоманом, чтобы смотреть все подряд! Естественно, что зрители распределяются у телеэкранов в соответствии с собственными режимами труда, интересами и возможностями.

Канули те времена, когда «главная информационная программа страны» собирала у экранов до 60% зрителей. Сначала появление в телеэфире «Вестей», затем реализация модели единого информационного пространства в рамках разных каналов повлияли на сокращение ее аудитории. Но по-прежнему преимущества остаются на стороне вечерних программ, идущих в «прайм-тайм», по сравнению с утренними, дневными и ночными.

Результаты опросов зрителей СНГ в 19 регионах, полученные службами «Мнение» и «Общественное мнение» и проанализированные группой независимых социологов «ТВ-рейтинг» в 1993 показали, что аудитория быстро адаптировалась к расширившимся возможностям информационного выбора и гибкому графику эфира новых программ. Однако зрителей раздражает такая банальная вещь, как дублирование новостей. В ходе опроса 20% высказались за введение вместо повторов «Вестей» в 8.00 оригинального информационного выпуска. Но, к сожалению, это не отразилось на размерах аудитории программы «Формула 730». Можно надеяться, что «стайка» зрителей-«жаворонков», неуловимая для социологической выборки, успела к ней приобщиться. В дневное время лидерство первого канала по сравнению с РТВ менее очевидно, чем утром.

Более детальное изучение отношения зрителей к «Вестям» и «Новостям» показало, что в глазах телезрителей обе программы имеют практически одинаковый имидж и авторитет. Но при всей схожести оценок отношение к «Вестям» оказалось более благожелательным.

Оценка качественных характеристик программ «Вести» и «Новости»: (в % к ответившим)
Качества программ «Вести» «Новости»
Оперативные 57 57
Откровенные 54 49
Интересные 50 49
Актуальные 39 37
Глубокие 35 34
Объективные 34 27

Наиболее низкие оценки были даны таким «добродетелям» обеих программ, как глубина и объективность отражения происходящего. Это естественно для аудитории, привыкшей к тенденциозной подаче новостей либо под знаком «плюс», либо «минус». Адаптация к совеременному стилю подчеркнутой беспристрастности, нейтральности еще не является пройденным этапом для аудитории государственного ТВ, от которого привыкли ждать более откровенно выраженных позиций, явных оценок.

Поэтому ведущие «Вестей» с их более определенными проявлениями симпатий и антипатий были восприняты как более объективные.

Это исследование не коснулось НТВ, Московского и других каналов.

В данном случае уместно будет сослаться на другое, более свежее исследование, проведенное группой «ТВ-рейтинг» 9-10 апреля нынешнего года. В результате телефонного опроса 500 москвичей, представителей всех основных возрастных и социальных групп населения столицы старше 16 лет, социологам удалось выяснить не только размеры ежедневной аудитории тех или иных новостийных программ, но и, что еще более важно, установки зрителей на просмотр, то есть то, что зритель старается не пропускать. На выпуски «Новостей» первого канала в течение дня ориентированы около 7%, «Вестей» - 5% москвичей.

Неожиданностью для социологов стал успех блиц-новостей канала 2х2, имеющих до 14 выходов в эфир в течение дня. В совокупности они по своей популярности вполне сопоставимы с «Новостями ИТА» : их в течение дня смотрят до 54% опрошенных москвичей.

Появление на молодом канале НТВ альтернативной информационной программы «Сегодня» с хорошо знакомыми и любимыми ведущими повлекло за собой «миграцию» зрителей. Но это практически мало отразилось на размерах аудитории двух других каналов, хотя в Москве по техническому качеству приема и НТВ, и «Останкино» находятся в равных условиях. Возможно, для москвичей «Сегодня» стала еще одной, но не единственной программой, которую можно посмотреть. Ну хотя бы для сравнения. А если так, то в чью пользу? «Новости ИТА» хотя и стали демократичнее, но сохранили четкую рубрикацию, более жесткую тематическую верстку, соответствующую информационным приоритетам.

Верстка программы «Сегодня» не столь традиционна. Часто во главу угла бывает поставлено элементарное человеческое любопытство, а не престижность и официозность информации. Однако видеоряд, сопровождающий сообщения, оставляет желать лучшего : частые повторы одной и той же картинки, «за уши притянутой» к событию, способны вызвать раздражение у нашего терпеливого зрителя. Зато бывают и уникальные видеосюжеты, приобретенные у вездесущих стрингеров, надо полагать за дорого. Бывают, но не так уж часто. Зритель сетует на новости, которые «с трудом можно считать последними, а скорее – повторяющимися», а тут еще видеоряд, знакомый до рези в глазах.

К программе «Времечко» все вышесказанное не относится, хотя бы потому, что саму эту программу с трудом можно окрестить информационной. От объявленной «иронии» она тоже бывает несколько удалена. Это, как говорится, не для строгого вкуса. Источник информации? – «Одна бабушка». Достоверность? – «Глухой слыхал, как немой сказал, что хромой побежал»… Но кому-то, возможно, это нравится. И таких, представьте, немало : на просмотр «Времечка» ориентированы около 38% зрителей.

Зарубежные информационные выпуски имеют минимальную аудиторию. Беспристрастные комментарии западников, для русской души, привыкшей к тому, что любая информация должна быть тенденциозной, не годятся. Да и своя рубашка, в последнее время, как никогда, ближе.

Москвичи, имеющие установку на просмотр еженедельных программ : «Итоги» (НТВ) – 51%, «Воскресенье» («Останкино») – 24%, «Намедни» (НТВ) – 20% Программы «последнего дня творенья» - «Итоги» (НТВ), «Воскресенье» («Останкино»), для большинства зрителей традиционно, еще со времен «Семи дней», выходивших в эфир на заре перестройки, являются итоговыми. Однако программа Евгения Киселева, как некогда на первом канале, так и на НТВ, остается пока что единственной, ориентированной на анализ-прогноз политической ситуации. Энергичная попытка разложить структуру прошлых и ожидаемых политических маневров увлекательна, как шахматная игра.

«Воскресенье» сравнивать с «Итогами» было бы по меньшей мере не корректно. Программа Сергея Алексеева не является информационно-аналитической по жанру, да и не претендует на «сей венец». «Воскресенье» - чисто авторская программа. Домашняя, семейная, добрая, с изюминкой вечности в житейском пироге, с успокоительным лейтмотивом : мол, все пройдет и это тоже, а по сему нет смысла «томить душу суетой».

Интересуются информацией практически все. Но – разной и в разное время. Однако основная масса взрослой и работающей аудитории бывает сосредоточена у телеэкранов в вечернее время. Поэтому рекламодателям, заинтересованным в массовом зрителе, можно порекомендовать поместить свой рекламный сюжет в одну из популярных информационных программ в «прайм-тайм» - это беспроигрышно : «Вести» (РТВ, 20.00), «Новости» («Останкино», 21.00), «Сегодня» (НТВ, 22.00). Время самое дорогое, но зато и самое эффективное. Но надо иметь также в виду, что рейтинг «Сегодня» относится только к московской аудитории, поскольку зона вещания НТВ несоизмеримо уступает по своему охвату двум другим каналам. Второе, на что желательно обратить внимание рекламодателя – это параллельные, по другим каналам программы. Художественные фильмы, а также массовые передачи типа «Поля чудес» и «Темы» имеют тенденцию «перетягивать» весьма значительную часть аудитории. Но самое главное, что следует помнить – кому вы собираетесь адресовать свою рекламу.

Татьяна ДАНИЛОВА
«Экстра М», 21 мая 1994 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001