обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Новые статьи в разделе "Пресса о ТВ и РВ"

Уважаемые посетители!

В рубрику "Архивы. Пресса о ТВ и РВ" мы добавили новые статьи:



1. ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ (автор - В. Деревицкий). «Литературная газета» 9 января 1985 г.

В начале месяца Центральное телевидение повторило телефильм «Хозяйка детского дома». Повторило по первой программе, что бывает нечасто. Да еще предварило трансляцию встречей авторов ленты со зрителями, во время которой заместитель министра просвещения РСФСР Л.Балясная сообщила: органы народного образования повсеместно рекомендовали педагогам и родителям посмотреть этот фильм. Картина и после премьеры имела большой резонанс. О ней много писали, ее горячо, заинтересованно обсуждали зрители. И вот при повторном показе работники просвещения решили использовать уникальное свойство ТВ – его способность одновременно собирать у экранов миллионы людей, для того чтобы обсудить проблемы, поставленные в картине, на педсоветах и родительских собраниях. Надо ли говорить, насколько эффективнее подобный просмотр, насколько активнее влияние картины?!


2. КАК МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНЬЕ (Автор - В. Ворошилов). «Советская культура» 7 апреля 1983 г.

На одной из съемок программы «Что? Где? Когда?» я позволил себе сделать чисто рабочее замечание ведущей. Я сказал: «Если вы будете и дальше такой серьезной, я потанцую с вами в музыкальной паузе!». Ведущая подумала и ответила: « Тогда я выберу себе кого-нибудь помоложе!» Реплика эта вызвала оживление на съемочной площадке, и мы решили оставить ее в эфирном варианте.
Удивительно, но в двухчасовой, насыщенной драматическими коллизиями программе телезрители прежде всего обратили внимание именно на эту фразу. Вот три характерные группы откликов: «Здорово она его отбрила!» (фраза стала неопровержимым доказательством подлинности происходящего).
«Интересно, эта острота была заранее заготовлена или придумана по ходу съемки?» (группа колеблющихся).
«Неужели вы не могли придумать реплику поостроумнее – кто вам пишет сценарии?» (полное недоверие ко всему происходящему).
Мне иногда кажется, что с приходом телевидения изменился основной вопрос, главный критерий восприятия искусства. Вспомним реплики наших знакомых по поводу прочитанной книги, увиденного спектакля или фильма. Прежде всего обсуждаются события, затем игра актеров, фабула и сюжет, характеры героев.


3. ЖДЕМ СЮРПРИЗА В ИЮНЕ (Автор - Л. Польская). «Литературная газета» 6 июня 1986 г.

ЧТО ВЫБРАТЬ? Эта альтернатива возникла передо мной, когда в телевизионной программе на одно время были объявлены «Театральные мемуары» и телефильм «Схватка». Не хочу приписывать свои вкусы всем зрителям: я выбрала передачу. Постараюсь объясниться. По существу, передача «Театральные мемуары» – это тоже фильм, он, как и другие, снят на пленку и может быть показан в любой день. Тогда прекрасные рассказчики – Ангелина Степанова и Марк Прудкин – так же войдут в дом Владимира Ивановича Немировича-Данченко и повторят свои воспоминания слово в слово. Все это мне известно. Но не могу побороть в себе ощущения сиюминутности рассказа и всего происходящего. Кажется, уйдешь от телевизора – упустишь момент навсегда и уже о чем-то никогда не узнаешь.


4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ (Автор - А. Плахов). «Правда» 12 октября 1980 г.

Известный советский писатель Виктор Шкловский за несколько десятилетий творческой деятельности выступал в роли прозаика и драматурга, автора литературоведческих исследований и критических статей. В последние годы он активно сотрудничает с телевидением: зрителям памятны фильмы «Жили-были», «Слово о Толстом». Недавно состоялась премьера ленты «Композитор Дмитрий Шостакович». Шкловский принимал в ней участие как один из свидетелей времени, о котором повествует картина.
В беседе с корреспондентом «Правды» писатель, отталкиваясь от проблематики и эстетических качеств нового фильма, делится своими мыслями о значении телевидения в духовном воспитании людей, о том, как оно влияет на восприятие традиционных искусств.


5. СВОБОДА БЕЗ КУЛЬТУРЫ – ЭТО ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ЗООПАРКЕ (Автор - С. Муратов). «Известия» 21 ноября 1997 г.

Советское телевидение всегда было пленником собственных мифов. Называло себя государственным, оставаясь тоталитарным. Убеждало в том, что такое телевидение живет не иначе как на субсидии государства, хотя во всем мире государственное вещание существует за счет абонентной платы.
Последнее десятилетие привело к рождению новых мифов.
Расставшись с централизованной пропагандой, мы сохранили господство идеологии. По количеству депутатских разборок и ангажированных информационных программ нам нет равных. Круглый год наше ТВ находится в состоянии предвыборной агитации.
Но свобода от единственно верного в мире учения оказалась и свободой от культуры в ее классическом понимании. Культура была частью официальной идеологии, включая в себя не только идеальные образы (образа?) советского человека, но и его национально-историческое наследие.


6. КАК ЖИВЕШЬ, КОМЕДИЯ? (Автор - С. Рассадин). «Литературная газета».

СКОЛЬКО ЛЕТ ГОСПОЖЕ ПРОСТАКОВОЙ
А в самом деле – сколько?
С детства во мне отпечатался… не спектакль, нет, спектакли позабылись и слились в одно, но образ спектакля, как и полагается образу, обобщенный. Переваливается брюхатый Митрофан, набычивается Скотинин, помесь плакатного кулака с карикатурным урядником, занудствует Стародум, мечется престарелая фурия Простакова, подается с нажимом пословичный набор: «еоргафия», «дверь, котора дверь?», «не хочу учиться, хочу жениться», – словно комедию «Недоросль» раз прочли, навсегда запомнили и уж более не перечитывали, даже готовясь ставить; не слишком задумывались, есть ли там что сверх «еоргафии» или как это с таким пузом удается бегать по голубятням. А Простакова… Посчитаем: Митрофану шестнадцатый год. В ту пору ранних браков мать могла родить его лет семнадцати. Ежели так (а это «так» привычно, обычно, нормально), ей чуть больше тридцати. Только-то.
Так было. Теперь комедию перечли, и старый стереотип меняется новым (повторю: речь не о конкретных спектаклях, только о стереотипах). Омолодили Простакову. Приняли, как видно, во внимание и то, что «слишком засмеянный», по выражению Ключевского, Митрофан – ни дать, ни взять тот же Петруша Гринев: то же пристрастие к девичьей и к голубятне, тот же учитель (у Митрофана – экс-кучер Вральман, у Петруши – Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером»), да и познания все в той же «еоргафии» неотличимы. Многое переменилось, но Стародум, фонвизинский alter ego, занудою и остался: разве что занудство лишилось глянцевитого хрестоматийного уважения, спародировалось, а сам он выглядит комическим глупцом. Как прежде Митрофанушка. Началась реанимация иронией.


7. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ «ПУШКИНСКИМ», «ЛЕРМОНТОВСКИМ», «БЛОКОВСКИМ»… (Автор - Л. Золотаревский). «Культура» 17 сентября 1998 г.

С интересом прочитал в «Культуре» размышления И.Беляева, озаглавленные «Новорусское телевидение». В подзаголовке вопрос: «Нужен ли ему художник?»
Полагаю, что ответ на заданный звучащий риторически вопрос для многих очевиден и не допускает вариантов: разумеется, нужен! Но как же тогда объяснить, что практически художник изгнан из большинства телевизионных каналов?
Ответ, к сожалению, предельно прост: музы не могут сосуществовать с убийцами, насильниками и охотниками за дерьмом, которые определяют лицо и «эстетику» лидеров современного ТВ.
Великое благо свободы слова превратилось в руках бессовестных менеджеров в свободу от стремления к прекрасному.


8. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО. Классическая музыка на российском телеэкране (Автор - П. Поспелов). «Известия» 30 июля 1999 г.

Недавно одна юная участница ток-шоу, защищая ценности своего поколения от нападок старших, в пылу полемики заявила: «Культура – это отстой». И пояснила: «Культура – это канал «Культура».
У этой девушки не было иных источников информации о культуре, и, с одной стороны, это досадно. С другой стороны, телевидение виновато тоже. Среди сверстников молодой дамы немало тех, для кого, к примеру, классическая музыка – часть современного образа жизни наравне со спортом, модой и правильной пищей. Одно из немногих исключений сезона – познавательный сериал «Симфонические тайны» с участием Георга Шолти на ОРТ был хорош не только тем, что популярно объяснял технику игры на музыкальных инструментах, но главное – своими героями: это были молодые люди в футболках и джинсах, чей современный облик и речь никак не расходились с их увлечением своим делом – игрой в симфоническом оркестре. В остальном же классическая музыка на телеэкране, словно специально, старается принять пыльный, единообразный и архаичный облик.


 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001