обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Новое в разделе "История. Звёздные передачи"

Уважаемые посетители! В рубрику "Звёздные передачи" мы добавили новые материлы:

РАДИО

1. «Жизнь замечательных людей»

Название программ - «Жизнь замечательных людей» - появилось на Центральном радио 19.10.1963 года. В передачах рассказывалось о выдающихся политических, исторических, общественных деятелях, известных ученых, писателях, поэтах, композиторах, артистах.


2. Основные рубрики литературного радиовещания 70-80-90-х годов


3. Театр у микрофона наедине с телефоном (Автор - Ю. Крохин). «Аргументы недели», 21.12.2006 г.

Жизнь наша настолько усложнилась и ускорилась, что нормальное человеческое общение, что называется, глаза в глаза, уступило место телефонным разговорам, мобильник нынче имеет при себе и стар и млад. Телефонная эта революция исподволь разрушает душевные связи, вызывает отчуждение людей. Вот об этом и идет речь в пьесе драматурга Валентина Азерникова, которую ставит на «Радио России» режиссер Максим Осипов.


4. Спектакль по выходным. Радиотеатр возрождается (Автор - И. Леонидова). «Культура» 26.05.2005 г.

С 1 по 26 июня каждую субботу и воскресенье в эфире радио «Культура» в рубрике «Театр по выходным » пройдут премьеры радиоспектаклей производства редакции звукозаписи художественных программ радио «Культура».


5. Театр в домашних тапочках (Автор - Ж. Васильева). «Литературная газета» 29.Х1.1995 г № 48.

Отечественный театр в Рождество, не православное, а католическое, отметит свое 70-летие. Обретя традиции и историю, радиотеатр приобрел также колорит ретро и стильность черно-белых фотографий, в которых скупость выразительных средств обратно пропорциональна экспрессивности. Поэтому, несмотря на возраст, юбиляр выглядит моложаво и творческий потенциал его не исчерпан. Свидетельством тому радиотеатр «Радио России», который на страницах «ЛГ» представляет Александр Бернардович Кукес, шеф-редактор отдела литературно-художественных программ «Радио России».


6. На волнах эфира - МХАТ (авторы - О. Ефремов и В. Ефимов)

Радиофестиваль «Рампа у микрофона», посвященный 70-летию отечественного радиоискусства, завершен. Сам факт проведения подобной художественно-просветительской акции в нынешних труднейших социально-экономических условиях жизни представляется нам замечательным продолжением той высокой миссии, которую всегда выполняла русская интеллигенция.


7. Культура. Ставка на классику жанра

Официальной датой рождения художественного вещания считается 25 декабря 1925 года. В этот день, восемьдесят лет назад, состоялась премьера первой русской радиопьесы «Вечер у Марии Волконской».
- К сожалению, сегодня в истории радиотеатра наступили не самые лучшие времена, - считает главный редактор радио «Культура» Анатолий Голубовский. – Популярные российские FМ-радиостанции пренебрегают этим жанром. Однако я уверен: говорить том, что этот жанр устарел, оснований нет. Достаточно посмотреть на то, как динамично развивается радиотеатр в Европе, будучи востребованным и слушателями, и спонсорами.
Мысль, что «классический» радиотеатр может быть чрезвычайно востребованным и в формате развлекательных радиостанций, звучала и ранее.


ТЕЛЕВИДЕНИЕ

1. По схеме КВНа (Автор - С. Фомин)

Когда я был маленьким, я ходил пешком под стол, за которым сидел мой папа и своими руками собирал первый в нашей семье телевизор. Основная часть конструкции строилась по схеме КВНа образца 1949 года, но он приспосабливал к ней кинескоп более поздней модели. Еще не отстраненный Никита Сергеевич Хрущев занимался тогда примерно тем же самым в масштабах всей страны – приделывал к послевоенной государственной структуре нечто более прогрессивное. Во время одного из походов под стол на меня упал горячий паяльник и вызвал шок, поэтому мне теперь ничего не остается, как размышлять об «эпохе КВН» на отечественном телевидении по тому же принципу совмещения старого и нового.


2. "Театральные встречи" отменяются (Автор - Б. Поюровский)

«Театральные встречи», родившиеся в 60-х, не выходили в эфир 11 лет – с 1980 по 1991-й. Счастливый случай сберег последнюю передачу 1979 года. Ее премьера состоялась лишь в ноябре 1991 года, и никто не мог понять, что же помешало ей выйти в эфир в свое время.. Но глава советского телевидения С.Лапин сказал тогда: все, передачи больше не будет…
С января 1992 года «Театральные встречи» вернулись на экран. С тех пор были подготовлены и показаны десять новых выпусков – восстановилась традиция. Однако сегодня передача вновь попала в немилость: ей не нашлось места в новой, усовершенствованной сетке вещания.


3. Дорога творческих поисков. Писатель на телевидении (Автор - Д. Львов). «Литературная газета» 7.02.1973 г.

Телевидение постоянно обращается к опыту и традициям литературы. Все наиболее заметное в литературе рано или поздно становится достоянием телевизионных сценаристов, режиссеров, отражается в различных передачах. Конечно, как правило, это происходит в форме телефильмов и телеспектаклей, создаваемых на основе литературных произведений. Но все чаще и чаще, в последнее время особенно, мы видим на экране самого писателя, слышим его рассказ. Разнообразие передач, организованных и проводимых писателями, велико: от бесед по литературе и выступлений с чтением своих произведений до регулярных цикловых передач, которые зритель уже ждет и к которым заранее готовится.


4. Интервидение сегодня и завтра (автор А. Куржиямская). «Советская культура», 5 августа 1969 г.

Интервидение в эфире – мы привыкли к его заставке и позывным. Для нас они означают, что сегодня снова голубой экран, раздвинув национальные границы ТВ (либо «отправляясь» в гости, либо принимая гостей), расскажет интервизионному зрителю о том, что происходит в мире. Так было в дни международного совещания коммунистических и рабочих партий в Москве, когда ежевечерне с ТВ-экрана (благодаря Интервидению) люди разных стран знакомились с его работой. Так происходило недавно, когда в телевизионных новостях и во «Времени» сюжеты, переданные и полученные по интервизионным каналам, «переносили» зрителей в столицу ГДР Берлин, где заседала Всемирная Ассамблея мира. Так было всегда: почти за десять лет существования Интервидения тысячи часов – встреч на телеэкране. А что нас ждет впереди?


5. Новости минус (Автор - А.Вартанов). «МН» № 11, 13-20 марта 1994 г.

Вспомним, сколько выпусков теленовостей выходит в будничный день. По всем шести каналам, работающим в центре России, не считая иноземных – CNN, ABC, BBC и других на круг выходит аж 36 выпусков.
Пальма первенства тут за телеканалом 2х2: четырнадцать ежедневных программ. «Российские университеты», выходящие лишь в утреннее и дневное время, и те разжились шестью. Хотя, признаться, и те, и другие фактически лишены изобразительного ряда и потому с большим успехом могут считаться радионовостями. Острая нехватка снятых в разных регионах громадной страны репортажей – давняя беда нашего ТВ.


6. Ода противному поросенку (Автор - Т. Иларионова). «Известия», 8 апреля 1994 г.

На днях моя подруга Маша, 25 лет, бросила фразу, что, мол, ребенка рожать страшно. «Инфляция и нестабильность?» - проявила понимание я. «На ребенка я заработаю, - сказала деловая подруга. – А вот что он по телевизору будет смотреть? Хоть сама ему программы рисуй!» Я предположила, что не так уж все плохо, по-моему, какие-то передачи для детей и сейчас идут. Но «какие-то» Машу не устраивали, она начала сравнивать:
У меня в детстве жизнь была упорядочена: я четко знала, что от каждого дня недели ждать, когда телевизор включать. В пятницу – «В гостях у сказки», в субботу – «Умелые руки» и «Выставка Буратино», в воскресенье – «Будильник» и «АБВГДейка». Воспоминания сейчас это все туманные, но тогда не было разговоров, что я сижу у телевизора со взрослыми, у меня было свое телевидение, которого мне хватало. Передачи были не просто развлекательными, но и полезными, практическими. Хрюша со Степашкой, правда, и сейчас чему-то учат. А «Умелые руки» учили делать, например, подарки маме, «оч.умелые ручки» - оттуда. Тетя Валя вела «В гостях у сказки», показывала детские рисунки, задавала разные вопросы – это вызывало у меня безумный интерес.
Тут мы погрузились в сладостные воспоминания: телевидение когда-то детей действительно любило. Плюс к нему было еще разнообразное радио.. Ну и возник естественный вопрос – а что смотрят современные дети?


7. Пресс-клуб пикейных жилетов (Авторы - Ю. Зубцов и А. Колбовский). «Аргументы и факты», № 17, 1994 г.

Пять или шесть минут шли по экрану кадры: обгоревшие трупы, разбросанные вещи среди изуродованной тайги, застывшие лица спасателей. А потом в студии зажегся свет, и собравшиеся, вынеся вердикт, разразились аплодисментами, прозвучало «Поздравляем!» Это не спектакль театра абсурда, это фрагмент последнего заседания телевизионного «Пресс-клуба». Его члены, вспомнив о принадлежности к прессе, решили устроить рейтинг информационных телепрограмм. В качестве объекта сравнения выбрали репортажи «Вестей», «Новостей» и «Сегодня» о катастрофе авиалайнера под Новокузнецком (ничуть не смутившись тем, что в один ряд попали материалы, показанные в день трагедии и на четыре дня позже). Отсмотрели их, определили победителя – и давай хлопать…


8. Самые лучшие новости (Автор - Т. Данилова). «Экстра М», 21 мая 1994 г.

Сегодня до 95% всей информации мы узнаем благодаря телевидению. Ежедневно на голову рядового московского телезрителя одна и та же новость может обрушиться приблизительно сорок раз. Именно столько различных телевизионных информационных программ выходят в эфир в течение одного дня. Это и традиционные ежедневные выпуски «Новостей» («Останкино»), «Вестей» (РТВ), пятиминуток канала 2х2, так называемые «гуманитарные» новости «Российских университетов», «иронические» («Времечко»), а также зарубежные – «Эй-би-си, «Ай-ти-эн», «Би-би-си», «Си-эн-эн», «Немецкая волна»… К ним примыкают программы выходных – «Воскресенье», «Итоги», «Намедни» и «Подробности» рабочей пятидневки. Надо быть новостийным токсикоманом, чтобы смотреть все подряд! Естественно, что зрители распределяются у телеэкранов в соответствии с собственными режимами труда, интересами и возможностями.


9. "Рейтер" дает Молчанову карт-бланш (Автор - М. Денисова). «Известия», 1.04.1994 г.

Крупнейшие телевизионные компании мира уже внедрились на наше телевидение. Только агентство «Рейтер» отставало. В апреле на 1-м канале выходит программа, которая пока имеет условное название «Постскриптум». Благодаря телекомпании «Останкино » наконец-то и «Рейтер» прорывается на наше информационное поле.
По субботам – 50 минут о жизни всего мира. Информационный винегрет из видеоматериалов на любые темы: от пожаров в лесах Амазонки до церемонии вручения премии «Оскар» - сюжеты для передачи придут из ста тридцати корпунктов «Рейтера», разбросанных по земному шару.


10. Голубой огонек / Чаcтично голубые (Автор - Ф. Грозданов). «Культура» № 49, 28.12.2012 - 10.01.2013

В этом году традиции встречать Новый год у телевизора под «Голубой огонек» исполняется 50 лет. Ровно полвека назад в прямом эфире Первой программы космонавты, металлурги, хлеборобы рассказывали о достижениях народного хозяйства и подпевали артистам в передаче «Телевизионное кафе». С тех пор появилось много каналов, а новогодняя передача не раз меняла название, но форма оставалась прежней: гости за столиками аплодируют звездам, выступающим на сцене, поднимают бокалы и шутливо перебрасываются серпантином.


11. Друг народа (Автор - О. Кабанова)

За десятилетие стояния на посту у барабана Леонид Аркадьевич Якубович перемерил все, кажется, национальные и профессиональные одежды и головные уборы – тюбетейки, поварские колпаки, моряцкие бескозырки, докторские шапочки, офицерские фуражки, полосатые тельняшки, вышитые рубашки, белые и зеленые халаты, вязаные фуфайки, немыслимые балахоны, штаны с лампасами и без – и даже смело влез однажды в смирительную рубашку. Он по-русски, патриархально радушен и всемерно отзывчив. И высочайший профессионализм в том, что он десять лет ведет себя на «Поле чудес» абсолютно одинаково. И никто-никто сказать не может, что Якубович своей ролью тяготится.


12. Другое было время (Автор - Ф. Грозданов)

1 января 1968 года в эфир вышла информационная программа «Время». Корреспондент «Культуры» встретился с Анной Шатиловой, которая вела первый выпуск и на протяжении тридцати лет была одним из любимых дикторов Советского Союза.


13. Музыка в эфире (Автор - А. Веймарн)

Бьющееся в конвульсиях острой финансовой недостаточности «Останкино» передачи о серьезной музыке сократило до минимума: уцелели лишь самые значимые. Бесспорный лидер среди них «Музыка в эфире».
С ведущим программы Святославом Бэлзой я встретился во время съемки передачи в честь пятидесятилетия Гнесинской школы. Вылощенный, европеизированный, в жизни он держится столь же непринужденно, как в эфире.


14. Кавалер "Серебряной розы" (Евгений Гинзбург).

Мы все встречаем Новый год с родными, друзьями и… Евгением Александровичем Гинзбургом. Даже если не знакомы с ним. Евгений Александрович – режиссер новогодних «Огоньков» не только 70-х – начала 80-х, но и создатель телешоу последних трех новогодних ночей : 1994 (РТВ), 1995 (ОРТ) и наступающего 1996 (РТВ) года. В его монтажной на пяти мониторах сразу идет параллельное действие, слаженное, как в синхронном плавании, и беззвучное, как в немом кино. «Как» здесь, впрочем, неуместно. Потрясающая пластика, к примеру, Ольги Кабо, Евгения Матвеева, Игоря Угольникова в киноэтюде «Рабы любви», в меру ностальгирующая по «ретро» 20-х и тонко дистанцирующаяся от него иронией, как раз стилизации немого кино и подчинена. Что бы там ни говорили политологи, год 1995 войдет в историю как год столетия мосье Синема. И телевидению, вульгарному наследнику старого бога, ничего не остается, как смириться с этим и сыграть по правилам времени молодости дедушки Кинематографа. «Притемнение. Дайте притемнение. Откуда желтизна? Случайно получилось? Оставьте. Хорошо. Так эффект «старой ленты» выразительнее». Евгений Гинзбург – слуга двух господ – кинематографа и телевидения, монтирует нашу новогоднюю ночь… У кого же и спрашивать, как не у него, что она нам сулит?


 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001