обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ» ОТМЕНЯЮТСЯ


«Театральные встречи», родившиеся в 60-х, не выходили в эфир 11 лет – с 1980 по 1991-й. Счастливый случай сберег последнюю передачу 1979 года. Ее премьера состоялась лишь в ноябре 1991 года, и никто не мог понять, что же помешало ей выйти в эфир в свое время.. Но глава советского телевидения С.Лапин сказал тогда: все, передачи больше не будет…

С января 1992 года «Театральные встречи» вернулись на экран. С тех пор были подготовлены и показаны десять новых выпусков – восстановилась традиция. Однако сегодня передача вновь попала в немилость: ей не нашлось места в новой, усовершенствованной сетке вещания.

19 августа 1993 года «Театральные встречи» должны были выйти в эфир в последний раз. Совместно с Харьковской студией ТВ компания «Останкино» в рамках первого международного театрального фестиваля «Березиль-93» подготовила передачу, участники которой – выдающиеся, любимые зрителями актеры, - вели ностальгический разговор о необходимости сохранения единого культурного пространства в масштабах Вселенной, а не только бывшего СССР. Но – без всяких извинений и объяснений – именно в этот заранее назначенный для «Театральных встреч» час была показана другая передача…

Понятно, на фоне того, что творится вокруг, проблема эта кому-то не покажется такой уж значительной. И все же, если учесть непростую историю «Встреч» - она, как говорят, симптоматична.

Позволю себе напомнить историю передачи. В середине 60-х годов Центральное телевидение СССР не без труда уговорило Михаила Александровича Жарова согласиться расширить аудиторию завсегдатаев традиционных театральных «посиделок» в Доме актера и получило возможность установить там свои камеры. Дело это было не такое уж простое, если учесть, что на «посиделках» обычно никто никого не стеснялся, все чувствовали себя как дома, и охотно валяли дурака: смогут ли известные всей стране люди сохранить атмосферу непринужденности, розыгрыша и веселья, зная, что за ними следят миллионы глаз? Но первая же встреча развеяла все опасения. Она имела большой успех и получила продолжение, превратившись в одну из самых популярных передач.

Однако кому-то из тогдашних руководителей показалось, что подобные актерские сборища лишены какой бы то ни было содержательности, а значит, и идейной направленности. К тому же круг участников был удивительно «однообразен»: артисты, композиторы, драматурги. А где же рабочие, труженики сельского хозяйства, шахтеры, космонавты? В конце концов известно, что искусство принадлежит народу, а его-то как раз в гостиной и не видно: опять Лановой, Шмыга, Борисова, Касаткина, Быстрицкая, Артмане, Владимиров, Марецкая, Добржанская, Миронова…

Делать нечего, «укрепили» состав гостей, пригласили почетных зрителей. Среди них – знаменитую колхозницу из Костромской области Прасковью Малинину. А она – возьми, да и поведай на весь мир, будто Трофим Лысенко прислал им однажды семена ячменя, из которых должна была произрасти пшеница, а когда осенью обескураженная Прасковья Андреевна сообщила великому ботанику, что у них ничего не вышло, Трофим Денисович невозмутимо ответил: значит, вы мне не поверили, потому и не вышло…

В ту пору у ТВ еще не было технической возможности заранее записывать передачи. Как правило, все происходило в прямом эфире, что требовало дополнительной ответственности от всех и от редактора в особенности. Малинина-то сказала, что думала, и вернулась домой. А авторам передачи пришлось искать новое место службы: такие уж были времена….

С тех пор в театральной гостиной собирались лишь те, кто был обласкан вниманием властей и получил очередную награду или звание. Передачи шли уже только в записи, которая делалась в «Останкино», а вскоре они и вообще сошли с эфира с «легкой» руки Лапина.

И вот сейчас, когда удалось возродить «Встречи» - вновь неудача. А между тем мудрый Донатас Банионис 19 августа хотел сказать- то всего несколько слов: «Когда Бог создавал землю, он решил поместить на ней художника в надежде, что если что-нибудь когда-нибудь выйдет не так, именно он, художник, поможет людям во всем разобраться»… Но согласитесь, для этого нужно как минимум не лишать художника дара Божьего – возможности говорить!

Борис ПОЮРОВСКИЙ, критик



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001