обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Александр Понятов: русский триумф на чужбине

25 марта 2017 года исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Матвеевича Понятова, создавшего в 1956 году первый в мире видеомагнитофон и открывшего тем самым путь к миру современной видеотехники. Но почему-то нет полной уверенности, что имя этого русского гения и его заслуги в полной мере известны молодым инженерам, работающим сегодня в теле- и радиокомпаниях и телецентрах нашей страны. И более того, связывают ли они это имя со знаменитой американской фирмой AMPEX, в 1944 году учрежденной этим русским ученым, название которой сложилось из его инициалов и первых букв слова excellence (превосходный)? И которая в течение полувека удерживала мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. И такие мировые электронные гиганты, как Sony, JVC, Philips, Toshiba и другие в течение десятилетий основывались в производстве бытовой видеоаппаратуры на принадлежащих именно AMPEX патентах…

В честь 125-летия со дня рождения Александра Понятова в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына 27 марта 2017 года прошел памятный вечер, а в вестибюле четвертого этажа сотрудниками Дома была организована небольшая выставка, главным экспонатом которой, помимо фото- и документальных материалов, стал аудиомагнитофон фирмы AMPEX (1968 год, производство Австрия), переданный в дар музею Дома русского зарубежья подвижниками и энтузиастами – Александром Иннокентьевичем Казаковым и Николаем Алексеевичем Комиссаровым (внучатый племянник А.М. Понятова). Этот редкий экземпляр привезен из Канады, где был куплен на аукционе по их инициативе.

Открывая памятный вечер, директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин отметил, что в советское время для широкого круга наших соотечественников имена подавляющего большинства выдающихся русских, живших и работавших за границей, оставались в тени. Было, мягко говоря, не принято распространяться о достижениях русских инженеров и ученых, в силу разных обстоятельств оказавшихся после Октябрьской революции 1917 года за пределами России без разрешения органов Советской власти.

Но сегодня в Доме русского зарубежья считают своей первоочередной задачей собрать и вернуть на Родину различные материалы о жизни великих соотечественников, чтобы их имена прочно закрепились в памяти наших современников. И тогда, может быть, рядом с памятником “отцу” телевидения В.К. Зворыкину, наконец установленному в Москве у здания телецентра, будет стоять и памятник А.М. Понятову – создателю первого в мире видеомагнитофона. Краткая биографическая справка

Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в большой семье лесопромышленника Матвея Ефремовича Понятова. Но сын не захотел пойти по стопам отца: однажды в восемь лет увидев поразивший его воображение локомотив, мальчик решил стать инженером. По окончании Первого реального училища в Казани в 1909 году он поступил в Казанский университет и, проучившись год на физико-математическом факультете, решил продолжить учебу в Москве в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ) на механическом факультете. Он считал себя учеником профессора Н.Е. Жуковского и под его влиянием “заболел” авиацией. Но в 1911 году в училище начались студенческие волнения, прервавшие учебный процесс. И, заручившись рекомендациями Н.Е. Жуковского и получив одобрение отца, оплатившего учебу, он уехал продолжать образование в Германию, в Политехникум города Карлсруэ. Талант и честолюбие позволили ему завершить учебу на два года раньше, и до начала Первой мировой войны А. Понятову удалось даже поработать на заводе по выпуску турбинных двигателей к локомотивам. Он мечтал открыть такое же производство в России. Но война смешала все планы. Когда началась Первая мировая война, А.М. Понятов посчитал делом чести вернуться на Родину, поскольку подлежал призыву в российскую армию. Окончив школу морских летчиков, он служил в авиации, летая над Балтикой на больших гидросамолетах, используемых в качестве бомбардировщиков, для которых, кстати, успел изобрести специальное вооружение – 37-миллиметровое орудие. Но широкого применения оно не получило – война закончилась.

Во время Гражданской войны поручик Александр Понятов служил в Белой армии. Выступая как-то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что он в 1918–1920 годах “…воевал с коммунистами”. После поражения белогвардейцев он эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. Но все это время Александр мечтал попасть в Америку – “страну неограниченных возможностей”. И, наконец, после семи лет ожидания американской визы А.М. Понятов прибыл в США, где сразу же устроился электриком в нью-йоркское отделение НИИ корпорации “Дженерал Электрик”. Alexander M. Poniatoff EXcellence – AMPEX

В возрасте 52 лет в 1944 году А.М. Понятов основал собственную фирму по разработкам электромеханических устройств для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн, став субподрядчиком крупной корпорации Вестингауза, которая разрабатывала бортовое электрооборудование для самолетов.

Название своей фирмы AMPEX он составил из первых букв своего имени и английского написания слова “совершенство” (excellence), обозначавшего высокое качество выпускаемой фирмой продукции – Alexander M. Poniatoff EXcellence (AMPEX).

После войны, когда оборонные заказы пошли на убыль, деятельность фирмы была ориентирована на разработку устройств магнитной звукозаписи. Хорошо известен факт, что после окончания Второй мировой войны в руки А.М. Понятова и его сотрудников попал один из немецких трофеев – образец звукового магнитофона, так называемого “регистратора звуков на магнитную ленту”, разработанного в 30-х годах немецкой фирмой AEG. Аппарат использовался, в частности, спецслужбами Третьего рейха (можно вспомнить эпизод из фильма “Семнадцать мгновений весны”).

И уже в 1948 году фирма AMPEX выпускает первую модель “регистратора аудиосигналов” – Model 200. Разработка аппарата обошлась фирме в 76 тыс. долл., и о массовом производстве говорить не приходилось. Тогда новинку показали знаменитому эстрадному певцу Бингу Кросби, который испытывал патологический страх перед микрофоном в пустой студии при прямых трансляциях его концертов. Он быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. А его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы AMPEX и отличную рекламу.

Оценив преимущества аппарата для радиовещания, компания Эй-Би-Си в период с 25 апреля по 25 сентября 1948 года использовала аппарат в течение 17 часов в день. После такой эксплуатации руководство компании прислало в адрес фирмы письмо с благодарностью за создание уникальной аппаратуры, способной выдержать работу в трудных условиях радиотрансляций. Успех окрылил разработчиков.

Разработанный фирмой уже новый усовершенствованный магнитофон Model 300 с таким же высоким качеством записи, но меньшей стоимостью, покорил профессионалов. Аппарат сразу массово стал применяться в радиовещании, и вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей деятельности обойтись без магнитофонов. А фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты собственной марки. Позже были выпущены еще разные модификации, в частности в 1954 году первый многодорожечный аппарат.

Начав с вещательных магнитофонов, AMPEX очень скоро сконцентрировала свои усилия на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной инструментальной магнитной записи. Так, методы магнитной записи оказались вне конкуренции для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Начало эры видеозаписи

Однако по-настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона. После успешного применения аудиомагнитофонов Александр Матвеевич все чаще задумывается над тем, как осуществить проблему магнитной видеозаписи. Надо отметить, что многие фирмы ранее пытались решить задачу записи изображения, но в силу специфики телесигнала им это не удавалось.

И вот в 1951 году А.М. Понятов разрабатывает видеозаписывающее устройство, использующее принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками. В основу лег предложенный молодым инженером его фирмы Чарльзом Гинзбургом способ записи видеосигналов с помощью вращения магнитных головок поперек движения ленты – поперечнострочный метод записи на относительно широкую ленту (50,8 мм, то есть два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. Лента протягивалась в аппарате с обычной скоростью 38 см/сек., но головка чертила на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек. Так появился первый в мире стандарт видеозаписи Q, который применялся почти 20 лет и был заменен стандартом С (для однодюймовой ленты), разработанным тем же AMPEX.

А уже 14 марта 1956 года в Национальной ассоциации телерадиовещателей в Чикаго всему миру был продемонстрирован первый видеомагнитофон на основе поперечно-строчной записи видеосигнала – AMPEX VR-1000. Его цена – 50 тыс. долл. – была доступна, конечно, только для крупных телерадиокомпаний. Но все были в восторге от нового изобретения: возможность использования видеозаписи, появившаяся благодаря компании AMPEX, произвела очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. Поэтому на протяжении многих лет в аппаратных всего мира висели фотографии А.М. Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли ампексированием.

30 ноября 1956 года при помощи этого аппарата было начато эфирное телевещание – телекомпания CBS выдала в эфир повторный выпуск вечерних новостей с ведущим Дугласом Эдвардсом. С этого момента фирма AMPEX стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники. За четыре дня после этого события было продано более 70 аппаратов AMPEX VR-200. К 1962 году были проданы уже тысячи магнитофонов.

Фирма выросла в одну из крупнейших корпораций, построив заводы во многих странах мира. Заслуги Александра Матвеевича и его сотрудников были отмечены рядом наград, в том числе медалями Американской ассоциации электроники (“За достижения”) и Национальной ассоциации промышленников (“Пионер творческой промышленности”). А.М. Понятов являлся почетным членом Общества звукоинженеров и был избран действительным членом Института инженеров электротехники и электроники. Разработки его фирмы также удостоены многочисленных премий “Эмми” американской Академии телевизионного искусства и науки. Американская киноакадемия присудила фирме “Оскар” за технические достижения. За период с 1952 по 2003 год фирмой было зарегистрировано около 50 патентов. По образу и подобию

Интересно, что история создания первого нашего отечественного видеомагнитофона также связана с фирмой AMPEX. Необходимость его разработки стала особенно актуальной после состоявшейся на американской выставке в Москве, в Сокольниках, встрече президента США Р. Никсона с генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым летом 1958 года. Видеолента с записью их встречи была подарена Н.С. Хрущеву, который направил ее в ЦК. После этого было принято решение о начале работ по видеозаписи в двух профильных институтах: в Москве (ВНАИЗ) и Ленинграде (ЛЕНКИНАП). Так видеолента попала на расшифровку советским инженерам. Начав с вещательных магнитофонов, AMPEX очень скоро сконцентрировала свои усилия на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной инструментальной магнитной записи

Хотя в основу московского и ленинградского аппаратов был заложен один и тот же способ поперечно-строчной записи вращающимися головками, разработанный фирмой AMPEX, пути разработчиков разошлись.

Ленинградцы, руководимые М.Г. Шульманом, решили выполнить видеомагнитофон по формату записи, который никто другой в мире для этих целей не применял, для чего использовали ленту шириной 70 мм. Это позволяло записывать сигнал в более широкой полосе частот, однако исключало возможность воспроизведения зарубежных программ.

Исследования в Институте звукозаписи (ВНАИЗ, переименованным позднее во ВНИИТР), напротив, начались с тщательного изучения американской ленты. Был установлен формат записи, который определил конструкцию лентопротяжного механизма. Были проведены работы по созданию головок для записи высоких частот при высокой скорости “головка/лента”, равной 40 м/сек. Эти технические решения легли в основу проектирования видеомагнитофона, названного “Кадр-1”, который создавался под руководством В.И. Пархоменко коллективом ученых института: А.В. Гончаровым, В.И. Лазаревым, А.И. Спириным, И.Н. Ореховым, А.М. Лангеном, П.Г. Зоном, Л.Ю. Марковичем, Л.Г. Лишиным и другими.

Все электронные системы первого магнитофона “Кадр-1” работали на лампах, так как по условиям того времени разрешалось использовать только отечественные комплектующие, а высококачественных отечественных транзисторов тогда не было. Только звуковой канал Л.Г. Лишин выполнил на отечественных транзисторах. Запись осуществлялась на магнитную ленту шириной 50,8 мм с четырьмя магнитными головками, закрепленными на периферии диска, вращавшегося со скоростью 15 000 об./мин. Скорость головок относительно ленты равнялась 40 м/cек., в то время как продольная скорость ленты была 39,7 см/cек.

Упорство и настойчивость московских инженеров были вознаграждены: они первыми подготовили видеомагнитофон к выходу в эфир и 20 февраля 1960 года состоялось историческое событие – передача по центральному телевидению экспериментальной программы в записи на магнитной ленте. Интересно, что история создания первого нашего отечественного видеомагнитофона связана с фирмой AMPEX

В студии Дома звукозаписи состоялся эстрадный концерт, показанный в прямом эфире. Его ведущей была диктор Светлана Жильцова. По окончании прямой трансляции этот же концерт был повторен в эфире уже в записи. Артистов пригласили посмотреть запись концерта. Участники видеозаписи позднее вспоминали, что им запомнилось восхищение на лицах артистов при просмотре программы. Ведь они впервые в жизни увидели себя на телеэкране сразу после выступления.

Это был первый крупный успех коллектива разработчиков. Всего было выпущено около 160 видеомагнитофонов “Кадр-1”, и некоторые из них даже побывали за рубежом. В 1966 году институт начал разработку уже цветного видеомагнитофона “Кадр-3”, за период 1970–1986 годов новосибирским заводом “НЗТМ” было выпущено 1800 серийных аппаратов “Кадр-3”, которые работали практически во всех телецентрах страны. Вместо заключения

Еще при жизни А.М. Понятова называли очарованным творцом и вечным созидателем. Всегда много времени и средств он отдавал благотворительной работе: возглавил общество по борьбе с диабетом, состоял в обществе русских военных летчиков, помогал создать женский православный монастырь, дал работу тысячам русских, построил первый дом для малообеспеченных, получивший название “Дом св. Владимира”.

У А.М. Понятова не было детей, и он очень переживал, что некому продолжить его дело. А ведь он мечтал передать весь свой опыт родной стране. Но в те годы это было невозможно, и ему не разрешали открыть в СССР даже филиал фирмы. По воспоминаниям современников, он очень страдал от этого. Неоднократно получавший приглашения посетить СССР, он закрыл для себя эту тему в 1959 году, после встречи в США с Н.С. Хрущевым, во время которой произошел спор о проблемах демократии в СССР.

Однако всю свою жизнь он оставался русским, постоянно выписывал газету “Известия”, интересовался искусством и культурой советской России. В его доме висели русские иконы, была построена баня. Он даже распорядился перед каждым из офисов фирмы AMPEX в разных странах высаживать русские березки.

В документельном фильме, выпущенным еще к 120-летию со дня рождения А.М. Понятова киностудией “Русский путь” при Доме русского зарубежья и показанном на вечере 27 марта в честь 125-летия Александра Матвеевича, есть фрагмент видеозаписи, в котором он говорит о некоторых своих принципах, которые составили философию его жизни.

Первый он получил от отца: “Никогда и никого не вините, если у вас чтo-то не получается. Если задуматься, то всегда приходишь к тому, что ты сам допустил ошибку”.

Второй пришел с опытом: “В работе, в отношениях с другими людьми постарайтесь заработать уважение”.

Вот такой он был – Александр Матвеевич Понятов, человек, перевернувший представление о звуке и видеоизображении. Настоящий пример патриотизма в действии. Истинное лицо России.

Ирина Гоголева
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2017: broadcasting.ru



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001