обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






"Радио – наше все!"

Славная традиция широко отмечать День радио 7 мая, перед Днем Победы, живет в нашей стране уже 70 лет. Учрежденный в память о великом изобретателе радио А.С. Попове, с годами этот праздник объединил всех работников отрасли связи и ее подотраслей. Теперь его отмечают не только традиционные электросвязисты, но и носители суперсовременных айтишных профессий

Вот и 7 мая 1997 года мы с коллегами по Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию начали рабочий день с приема поздравлений от радийщиков, телевизионщиков, работников связи, деятелей науки и культуры, политиков, космонавтов, военных, силовиков… Где-то около 11 утра позвонил заместитель главы Администрации Президента Максим Бойко и поручил срочно собрать у нас на Пятницкой руководителей радиокомпаний, вещающих из Москвы. В назначенный час в зале Коллегии собрался небольшой коллектив радийных генеральных директоров. Подъехал и М. Бойко. Торжественно оглядев собравшихся, он открыл папку с надписью “Президент Российской Федерации” и начал с выражением зачитывать следующий документ:

“Поздравление с Днем радио. Дорогие работники радио! Поздравляю вас с профессиональным праздником!

Невидимые радиоволны изменили наш мир, во многом определили лицо нынешнего столетия. Расстояния уменьшились, ускорился обмен идеями, перед людьми открылись невиданные возможности для взаимного понимания. Научно-технический прогресс предлагает людям новые виды связи, новые источники информации. Но значение радио не уменьшается. Наоборот – наша эпоха открывает новые перспективы.

Радиовещание связывает воедино людей всей поколений. Оно остается самым доступным средством получения информации.

Перемены, которые переживает наше общество, глубоко сказались и на жизни радио. Ушла цензура. В сотни раз возросло количество каналов вещания. Сегодня практически для каждой группы слушателей радио может предложить что-то свое, особенное.

Знаю и о проблемах радиовещания. Устаревают и изнашиваются средства связи. Недостаточно финансируются государственные каналы. Здесь требуется серьезная всесторонняя государственная поддержка. Подлинно общенациональная информационная политика не может не учитывать потенциал и потребности радиовещания.

Именно благодаря уникальным качествам радио я выбрал его для своих регулярных обращений к россиянам. Буду и впредь использовать этот канал для того, чтобы делиться со слушателями тем, что меня беспокоит, что намерен сделать на посту Президента России.

Дорогие друзья, еще раз от всей души поздравляю вас с праздником, желаю вам крепкого здоровья, счастья и новых творческих достижений!

Б. Ельцин 7 мая 1997 г.”

Закончив торжественное чтение, замглавы президентской Администрации величественно отбыл, а мы, грешные, остались сильно озадаченными, ведь ни до того памятного дня, ни после мы таких поздравлений от президента не получали. Непонятно было: то ли ошиблись президентские спичрайтеры, то ли произошли какие-то перемены, меняющие смыслы. Ясно было одно – официально объявлено, что наш праздник утратил свое общеотраслевое значение, что отныне он принадлежит радио и только радио. Да здравствует радио – “наше все”! Всплеск таких сильных чувств к радио объясняется в самом поздравлении, но чтобы понять суть происшедшего, вернемся на год назад, в 1996 год – по-своему судьбоносный для России, выборный.

Выборы Президента России 1996 года проходили в тревожной обстановке. Из-за ряда крайне непопулярных реформ, коррупционных скандалов, а также провалов в ходе Чеченской войны рейтинг Б.Н. Ельцина был не выше 9%. К тому же сам Борис Николаевич тяжело болел. По результатам первого тура (16 июня) Ельцин опережал Зюганова с небольшим отрывом, все должен был решить второй тур, назначенный на 3 июля, объявленный выходным днем. Ключевое значение имела явка избирателей. Специально для того, чтобы удержать их в городе, не дать уехать на дачи в погожий денек, политтехнологи поработали с сетками телеканалов, поставили забойные телесериалы. Были приняты и другие “стимулирующие” меры. Организаторы выборной кампании хорошо понимали, что чем больше людей придет на участки, тем больше шансов у Б.Н. Ельцина. Тем не менее, к полудню 3 июля все избирательные комиссии были в шоке – участки пустовали. Помню звонок Игоря Евгеньевича Малашенко, игравшего в штабе выборов роль главного советника. Мы хорошо знали друг друга, часто общались, но таким озабоченным я Игоря не помню: “Люди не идут голосовать, сорвем выборы. Что делать? Может, стоит включить ресурс основных радиостанций и прямо обратиться к народу с призывом исполнить свой гражданский долг, пойти и проголосовать?”. Этажом ниже в здании на Пятницкой размещалась радиостанция “Юность”. Я тут же спустился к руководителю радиостанции Евгению Павлову, обсуждение задачи заняло не более трех минут. Евгений Васильевич оперативно связался с руководством “Радио России”, “Маяка”, “Эха Москвы”, “Европы-плюс”, и призывная радиоволна покатилась по стране, в нее вливались все новые и новые радиостанции. К 15 часам проблема в целом была решена. Всего во втором туре приняли участие 68,88% избирателей. Как известно, Рим спасли гуси, а вот второй тур выборов Б.Н. Ельцина, получается, – российские радиостанции. Наверное, тогда и поверили чиновники из Администрации Президента в могущество и неограниченные возможности радио. Вновь о радио вспомнили, когда встала задача обновления имиджа избранного на новый срок президента. По ряду субъективных причин телевидение для этих целей не подходило, а радио – вполне! Так появился проект еженедельных радиообращений Б.Н. Ельцина к народу.

Он родился в той части Администрации, которая отвечала за связи с общественностью, к нему непосредственно были причастны Алексей Волин, Михаил Лесин и Михаил Маргелов. С учетом обстоятельств это было грамотное PR-решение задачи, позволявшее постоянно поддерживать присутствие президента в информационном поле. Предполагалось, что еженедельно, по пятницам, президент будет выступать с радиообращениями к населению страны. После этого основные тезисы и главные темы обращения в течение дня ретранслируются в выпусках радио- и теленовостей, публицистически поддерживаются прессой. Сначала тексты создавались еще не в Кремле, а в здании РИА Новости на Зубовском бульваре. К практической работе по их написанию привлекли журналистов Андрея Вавру и Владимира Семенова. В то время они еще не были работниками аппарата Администрации, и на них не давили аппаратные условности. Журналисты внесли свежую струю, отличавшую их продукцию от текстов старой гвардии аналитиков, социологов и политологов. Позже к этой работе присоединилась спичрайтер Джохан Поллыева, функции же главного редактора взял на себя Валентин Юмашев. Привлекались также и сотрудники НТВ. Вспоминая это время и свою работу на НТВ, О.Б. Добродеев (ныне – глава холдинга ВГТРК) пишет, что многие достопамятные обращения Бориса Ельцина летом 1997 года сочинялись журналистами этой компании. Рим спасли гуси, а вот второй тур выборов Б.Н. Ельцина, получается, – российские радиостанции

Координировал радиопроект замглавы Администрации Максим Бойко, известный как один из идеологов и организаторов приватизации госимущества в России.

За основу взяли американский опыт, вспомнили о “беседах у камина” президента США Франклина Рузвельта. Известно, что он эффективно использовал возможности радио для доведения до граждан США важнейшей информации о проблемах внутренней жизни и внешней политики. Перед Второй мировой войной телевидение в США не было еще не только самым массовым, но даже сколько-нибудь заметным СМИ. В 40-е годы оно практически не развивалось: новые лицензии не выдавались, телеприемники не выпускались, так как соответствующие предприятия были вынуждены переключиться на военную продукцию. (В 1946 году в США насчитывалось всего 10 тыс. телевизоров.) Популярность и доступность радио, напротив, были высоки.

Фактически эти беседы начались еще 7 апреля 1932 года, то есть до начала президентства Ф.Д. Рузвельта. Тогда по национальному радио в качестве основы социальной политики им была провозглашена “надежда на забытого человека”. Первая же из бесед “у камина” состоялась 12 марта 1933 года, вскоре после вступления Рузвельта в должность президента США. Всего же он выступал по радио 31 раз (за весь период Второй мировой войны – 18 выступлений!). Последнее выступление – 6 января 1945 года – было посвящено посланию о положении страны, направленному президентом в Конгресс. Президент всегда тщательно готовился к радиобеседам, знакомился с многочисленными письмами рядовых американцев, следил за откликами прессы. В основном беседы были посвящены реализации “Нового курса”, а также ходу Второй мировой войны. Живая разговорная речь, как бы неспешная беседа в семейном кругу. На самом деле президент США советовался с нацией, делал каждого американца соучастником принятия важнейших решений.

Можно ли сравнить действенность “бесед у камина” Ф. Рузвельта и радиообращений Б. Ельцина? Судите сами. Прежде всего, для президента США радиобеседы были не ПРОЕКТОМ, а органической и необходимой частью его политической работы. Рузвельт вел беседы в прямом эфире. В комнате на первом этаже Белого дома, у камина, были установлены микрофоны прямого эфира всех основных американских радиостанций. Америка знала, что это происходит сейчас, сию минуту (как теперь говорят – онлайн). Между каждым американцем и его президентом как бы устанавливалась прямая и доверительная связь. Борис Николаевич свои радиообращения записывал в специально оборудованной студии в Кремле, а кассеты его пресс-служба раздавала радиостанциям в “предбаннике” у Спасской башни. Рузвельт выступал, когда это было необходимо, когда у него назревала потребность обратиться к нации, а у миллионов американцев – “сверить часы” с президентом. Борис Николаевич выступал планово, регулярно по пятницам, и отнюдь не все его выступления были необходимы здесь и сейчас. Некоторые представления об эффективности этой работы можно найти в отчетах фонда “Общественное мнение” за сентябрь–ноябрь 1997 года (выложены в Интернете). Было опрошено 1500 респондентов. Как показывают эти опросы населения, правильно назвать тему прозвучавшего накануне радообращения могли 16% опрошенных. Правильно назвавшие тему выступления президента чаще всего слышали его радиообращения непосредственно по радио (49% от числа осведомленных). Реже запоминается пересказ радиообращения ведущим теленовостей (37%). Совсем редко респонденты обращают внимание на информацию о радиообращении в прессе.

Из предложенного списка возможных тем будущих радиообращений опрошенные выделили то, что самым непосредственным образом затрагивает их жизненные интересы: повышение уровня жизни россиян (27%), борьба с преступностью (23%), социальная защита пожилых (16%), безработица, трудоустройство, работа (16%). Практически отвергнуты были включенные в список темы общеполитического характера: “Какое общество строится в России” (эта тема заинтересовала 3% опрошенных) и “Россия и ее место в мире” (2%).

Исследования фонда показали, что радиообращениями Б.Н. Ельцина интересовались 17% респондентов, относились с большим интересом – 5%. 36% выступали за продолжение регулярных радиообращений, их аудитория состояла главным образом из той категории респондентов, которую социологи называют “адаптированными оптимистами”. “Такая аудитория – мечта любого издателя и его рекламного отдела”, – пишет в своей книге “Спичрайтеры” Андрей Колесников.

Социологические опросы свидетельствуют, что удачными были те радиообращения Б.Н. Ельцина, которые совпадали с общественными настроениями и ожиданиями, отвечали на назревшие у людей вопросы. “Не цепляли” аудиторию выступления на абстрактные темы, выпадавшие из контекста бурной и противоречивой российской действительности.

Вот некоторые примеры выступлений, признанных удачными.

28 февраля 1997 года президент посвятил свое выступление только что подписанному закону “О федеральном бюджете”. Это было напряженное время, доходная часть бюджета исполнялась меньше, чем наполовину, а бюджетная задолженность государства перед населением возрастала. В своем комментарии газета “Коммерсант” обратила внимание на то, как президент расставил акценты, пожурив правительство за недоработку, он всю вину фактически возложил на Госдуму и возобладавшие в ней популизм и лоббистские интересы. 27 июня речь в радиообращении шла о необходимости повышенного внимания к старшему поколению, о проблемах пенсионного обеспечения. Тогда Дума не приняла пакет законов о пенсионном обеспечении, и президент пообещал своими силами решить эту проблему. 22 августа президент рассказал о своих впечатлениях от авиакосмического салона в Жуковском и о проблемах отечественного авиапрома и космонавтики. Многим запомнилось радиообращение, начинавшееся со слов: “Осень, пора солить капусту…”.

Вспоминают ли о радиопроекте авторы обращений, в творческих муках их создававшие? В толстенной книге мемуаров помощников и спичрайтеров президента “Эпоха Ельцина. Очерки политической истории” радиообращения практически не упомянуты. В книге “Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России” они упоминаются в критическом аспекте: “Еще один важный вопрос – насколько часто должен выступать лидер с телерадиообращениями? Мы считаем, что едва ли целесообразно изначально задавать ту или иную периодичность. Чаще всего еженедельные или ежемесячные обращения, беседы себя не оправдывают. Зрители и слушатели довольно быстро устают от однообразия формы, жанра передачи. Примером этого могут служить известные еженедельные радиообращения Президента Ельцина. Практика показала, что при такой частоте выступлений далеко не всегда удавалось обеспечить их содержательную насыщенность. В то же время жесткая временная привязка радиообращений (каждая пятница, утро) часто не подкреплялась ее информационным поводом, далеко не всегда стыковалась с президентским графиком, и нередко оказывалось, что все важное уже сказано. По-видимому, оптимальный вариант следующий: необходимость таких обращения должна определяться ходом событий, накоплением того, о чем лидеру “нельзя не сказать”, интенсивностью его деятельности”.

Сам Борис Николаевич в книге “Президентский марафон” пишет: “Знакомлюсь с документами, аналитическими материалами. Делаю себе пометки на полях, записываю пришедшие в голову идеи. Пора приступать к записи радиообращения. Начиная с 1996 года, я делал это каждую неделю. Были тревожные – например, когда менялось правительство. Были спокойные и праздничные – например, посвященные 8 Марта… Перечитывая обращения сейчас, спустя некоторое время, вижу, что многое надо было сказать не так”.

Беседы “у камина” Ф.Д. Рузвельта неоднократно издавались в США и других странах, включая Россию, стали классикой политической публицистики. Радиообращения Б.Н. Ельцина, к большому сожалению, не собраны вместе, не снабжены политологическими комментариями и не изданы. А ведь они представляют интерес и для исследователей этого периода нашей политической истории, и для более широкого круга читателей…

…В конце июля 1997 года упомянутый выше Максим Бойко провел в Администрации совещание на тему дальнейшего совершенствования структуры государственного радиовещания. По итогам совещания был подготовлен и 4 августа вышел в свет одноименный указ Президента РФ. Согласно указу ликвидировалась радиостанция “Радио-1” (бывшая первая программа Всесоюзного радио), сливались радиостанции “Маяк” и “Юность”, устанавливался порядок распределения каналов в трехпрограммных радиотрансляционных проводных сетях. В итоге на базе “Маяка”, “Юности” и остатков Всесоюзного радио создавалась новая мощная государственная радиосеть. Позже из интервью “Известиям” многолетнего руководителя “Эха Москвы” Алексея Венедиктова мы узнали, что на пост генерального директора этой новой структуры планировали его и что уже было получено предложение от главы Администрации. Однако обстоятельства изменились: в Администрации Президента произошли радикальные кадровые изменения, и интерес к радио постепенно сошел на привычный уровень. Радиопроект завершился…

P.S. Из книги Александра Коржакова “Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие”: “Борис Николаевич терпеть не мог радио. Хочешь включить – новости послушать, – он запрещает, резко и раздраженно – “Выключите!”.

Валентин Лазуткин
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2015: broadcasting.ru



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001