обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЖДЕМ НОВИЗНЫ

ЗАМЕТКИ О ВТОРОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЕ

Два года назад в телевизионном эфире появилась вторая общесоюзная программа, создание которой было предусмотрено решениями ХХУ1 съезда КПСС. Событие это не рядовое. И дело не только в том, что у телезрителей заметно расширился выбор передач.

Телевидение, как известно, тесно связано с бегущим днем, с его полными динамики событиями. Вторая программа, как и следовало ожидать, старалась укрепить, прежде всего, эту связь. Здесь появились еженедельные информационно-публицистические передачи: «Международное обозрение», «Рассказывают наши корреспонденты», «Спорт за неделю». Ежедневный двойной блок новостей дополнил привычные нам информационные выпуски первой программы.

Позывные «Времени» задают как бы единую точку отсчета обеим общесоюзным программам, но информируют они зрителей каждая в своем ритме и стиле. На первую попадают, как правило, самые важные, пропагандистски актуальные новости – события первостепенного значения. Вторая стремится давать более расширенную информацию, осмысливающую в том числе и события не столь заметные, но при ближайшем рассмотрении весьма показательные в общественно-политическом плане.

Вот передача «Рассказывают наши корреспонденты», как бы создающая своеобразный экранный образ недели. Она принесла зрителям ряд запомнившихся встреч с героями трудовых будней. Присутствие журналиста на месте события, индивидуальные интонации его комментария возрождают, увы, слегка подзабытый телевидением эффект «прямой» репортажности – а его действенность в воспитании телеаудитории весьма велика. Правда, в передаче этой встречаются и сюжеты, нейтральные по тону, стандартные по организации материала.

Более настойчивых поисков собственного профиля нужно пожелать и «Международному обозрению» (ведь на первом канале существует «Международная панорама»). К сожалению, отсутствие на телеэкране «своей», оперативной, как говорится, «горячей» информации о международных событиях обедняет содержание второй программы.

Завоевывает авторитет новая рубрика субботнего дня «Рассказы о партии» - своеобразный телевизионный курс истории КПСС, в несомненном активе которого – систематичность, подробность, привлечение основательного документального материала.

Появилась своя информационно-публицистическая программа у юношества. «До шестнадцати и старше» представляет собой, по сути, тележурнал, где есть оперативная рубрика «Компас», а есть сюжеты более подробные – очерковые, проблемные, аналитические. Разговор идет важный для подрастающего человека – кем быть, каким быть, что значит стать личностью; его знакомят с людьми увлеченными, нашедшими себя в любимом деле. Однако для создателей этого перспективного цикла, на мой взгляд, пока актуальна проблема адреса передачи - все время ощущаешь, что люди на экране не всегда представляют себе состав и облик аудитории, к которой обращаются. Вызывает сомнения и драматургия некоторых из этих сюжетов. Пристальное «вглядывание» в мир перерастает иногда в умиленную созерцательность, настойчивое стремление увидеть в обыденном значительное становится иной раз нарочитым.

Эти же недостатки в определенной мере характерны и для молодежной программы «Сегодня вечером». Хотя в целом эта программа-диспут интересна.

Отдавая должное публицистике, зритель вправе ждать от телевидения и художественного осмысления жизни. Здесь, следует признать, успехи второй программы значительно скромнее. Нужны и развлекательные передачи – их доля в последнее время неуклонно сокращалась и теперь достигла на второй общесоюзной почти нулевой отметки.

Если иметь в виду весь комплекс задач второй программы – мысль привлечь к более широкому участию в ее работе местные телестудии нужно считать одной из самых плодотворных. Как же реализуется эта идея на практике? В информационных и документальных жанрах ТВ порой показывало образцы оперативности именно при помощи местных студий, однако в области художественного творчества «телевизионная эра» сокращает большие расстояния крайне робко. Хотя, согласитесь, в наш век странно жителю Москвы, Ленинграда, Киева не знать об интересной телепремьере, состоявшейся в Тбилиси, Риге или Горьком.

С появлением второй общесоюзной возможность показа таких премьер в вещательной сетке Центрального телевидения возросла. Оказало ли это заметное влияние на состав и качество программы? По странной в новом деле инерции для показа отбираются, в основном, вещи вполне «обкатанные», не отмеченные оригинальностью формы. Таков, например, субботний «блок», где мы находим, как правило, документальный фильм, рассказ о городе или крае и небольшой концерт. Этот стереотип парадного отчета сковывает инициативу тех, кто готовит передачу. В таких «блоках» редки неожиданности, здесь все как бы заранее строго отмеряно – и метраж каждого номера, и приблизительное его содержание, и даже интонация дикторов.

А ведь принимая на своих экранах Баку или Минск, мы как раз ждем новизны. Ждем встреч не только с интересным «объектом», но и с талантливым творческим коллективом, готовящим передачу. С интересными людьми и в кадре, и за кадром.

Думается, и само Центральное телевидение могло бы играть тут более активную объединяющую, координирующую роль. Не просто предоставлять всесоюзный экран местным студиям – привлекать их к участию в больших, рассчитанных на долгую жизнь программах. Вот только один пример. Мы часто видим выступления художественной самодеятельности. Показывая такие номера, телевидение как бы удостоверяет своим авторитетом их высокий уровень. Между тем это далеко не всегда так. Да и интересны эти номера современному искушенному зрителю не столько эстетической, сколько чисто человеческой стороной – социальной, нравственной. И, конечно, они требуют не «концертной», а журналистской подачи. Такие попытки предпринимались когда-то в альманахе «Карусель». Можно представить, как засверкала бы «Карусель», обогатившись сегодняшними техническими возможностями, духом творческого соревнования между студиями страны.

Хочется быть уверенным, что наш друг телевидение не даст пройти мимо важного и интересного, обязательно покажет, свершись это интересное хоть во Владивостоке… К сожалению, так бывает не всегда. Даже если интересное – рядом, в Москве. Ну отчего, например, все реже видим мы в эфире показ работ гастролирующих в столице театров? Ни БДТ, ни Ленинградский театр имени Кирова, ни молдавская опера, ни свердловская оперетта, ни каунасская драма, ни другие интересные коллективы, приезжавшие минувшим, щедрым на впечатления летом в Москву, за редчайшим исключением не привлекли внимания телередакторов. Словно бы и не свершались в столице художественные события – жизнь второй общесоюзной шла своим порядком…

Разумеется, реальный резерв художественного вещания являют собой многочисленные фильмы, концерты, спектакли – их в эфире немало. Жаль, что подаются они бессистемно, нет чисто телевизионной организации этого потока. Порой недостаточна информация о передачах. К примеру, сообщается в телепрограмме: «Документальный фильм», «Концерт художественных коллективов». Что это должно означать? (Такой вопрос задает в своем письме в «Правду» В. Осипова из Уфы).

Практика телевидения давно доказала, как сразу повышается внимание зрителей при объединении фильмов и спектаклей в циклы - связанные, допустим, с именем крупного художника или с жизнью определенного киножанра, если фильм предваряется словом киноведа, если есть в каждом «выпуске» некая преемственность и ясная идейно-эстетическая программа.

С появлением второй общесоюзной актуализировалась и другая давняя проблема, связанная со службой составления программ. Это, конечно, трудно – учесть интересы разных зрительских групп да еще в короткий период «активного» вечернего времени. Здесь только одно может выручить: неформальность подхода. Скажем, так верстать программу, чтобы и сами редакторы, ее составляющие, захотели непременно ее смотреть. Тогда не шли бы многочасовые спортивные марафоны сразу по двум каналам и не сменялись бы они одновременно марафонами музыкальными. В один из понедельников зрителям были параллельно предложены сразу два театральных шедевра – «Ханума» Ленинградского БДТ и «Итальянка в Алжире» Софийской оперы. Зато потом встреч с театральным искусством можно было ждать неделями.

Думается, вторая общесоюзная могла бы полнее использовать и «обратную связь» с телезрителями, черпая вдохновение, в частности, в письмах. Примеры такого подхода ТВ уже давало – вспомним недавно возникшую на первой программе рубрику «По вашему письму»: на основе редакционной почты создаются спектакли, где с помощью игрового телевидения, как бы моделируются спорные житейские ситуации, их предлагают нам осмыслить и обсудить.

Но это - первая программа. А вторая пока формируется во многом из повторов передач, прошедших уже на первом канале, а также из передач, на первый канал по тем или иным причинам не попавших. Но ждали-то совсем другого: новой энергии, новых инициатив.

Вероятно, они появились бы и здесь, если бы вторая общесоюзная располагала собственными редакциями и службами, работающими только для нее. Тогда возникла бы атмосфера здорового соревнования, которая исключает формальный подход к делу, мобилизует творческую энергию, активизирует поиск ярких форм вещания. И это помогло бы, по-видимому, лучше скоординировать все главные программы Центрального телевидения.

Именно новых творческих идей так не хватает пока второй общесоюзной. И это мешает ей стать программой действительно новой.

В. КИЧИН

«Правда» 10 янв. 1984 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001