обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






КТО В «ЯЩИКЕ» ЖИВЕТ ?

Появление НТВ на четвертом канале, судя по всему, должно иметь некоторые последствия для отечественного ТВ


Телевизор, в просторечии именуемы ящиком, - это оброненный государством горшок, такой просторный терем-теремок, в который всякий, кто ни постучится, сразу может поселиться… Тут и муха-горюха «Останкино», и комар-пискун РТВ.

Постучался с год назад в ящик-теремок сагалаевский канал ТВ-6. Подумали, было, что это волк-волчище из-за куста хватыш, поскольку у него и Си-эн-эн, и голливудская классика. Но пустили, зажили все вместе – и горя было мало.

С появлением НТВ начинается вроде бы другая русская народная сказка, а именно – про избушку лубяную и ледяную.

Негосударственная телекомпания упросила государственную пустить ее на порог, и поселилась она со своими информационно-аналитическими программами на пятом петербургском канале. А две недели назад она уже и на печку перебралась, расположившись в «прайм тайм» IV канала со всеми удобствами. Ее стало намного больше – с 18.00 и далеко за полночь. А главное: она стала виднее, то есть значительно расширила зрительскую аудиторию.

Зато у заюнка-кривонога с мухой-горюхой да комаром-пискуном теперь проблемы с выживанием. И не в материально-техническом смысле, а в моральном, в связи с чем бросим взгляд назад.

Когда народилось РТВ с «Вестями», то после начального испуга, вызванного политическими обстоятельствами того времени, «Останкино» довольно быстро утвердилось в самомнении, что первый канал – он всегда был и будет первым. Что слишком несоизмеримы весовые категории «Новостей» и «Вестей», и потому последние обречены на провинциальность, пускай и в лучшем смысле этого слова.

Когда объявилось «ТВ-6» с тернеровскими всемирными новостями, тоже можно было не особенно волноваться: аудитория – что-то около трети Москвы. Во-вторых, ясно, что обстоятельства заграничной социально-политической жизни не могут составить конкуренции насыщенной сенсациями панораме жизни внутриполитической.

И когда раскололось ИТА и откололись «Итоги», «Останкино» не показало виду, что обеспокоено за свой авторитет в общенациональном эфире.

Между тем за год без малого крупнейшая телекомпания лишилась одного из самых важных преимуществ – качественных кадров. Как следствие этого – потеря аудитории (около 20 процентов), притом наиболее индивидуализированной аудитории, если иметь в виду, что львиную часть телезрителей нынешнего «Останкина» составляют те, кто смотрит мексиканские мыльные оперы и «Поле чудес».

В этой ситуации явление народу НТВ на 1У канале как нельзя выразительнее подчеркнуло профессиональное банкротство «Останкина». Первый канал, может быть, все еще и первый, но только до 18.00, а после 18.00 первым становится четвертый.

И это понятно. Ежевечерняя программа НТВ – как туго натянутая струна: тут и документальный сериал «Самые громкие преступления ХХ века», и добротная психологическая драма американского происхождения, и добротная мыльная опера – производство Би-би-си. Не обойден вниманием и спрос на ностальгические переживания. Наконец, НТВ представило собственную информационно-аналитическую программу, состоящую из двух выпусков – «Сегодня», «Намедни» по субботам и «Итогов» по воскресеньям.

Мы впервые получили видеоканал, альтернативный государственному не по своей политической направленности, а по профессиональным достоинствам, по уровню качества передач.

Струна туго натянута - потому и звучит. Другие каналы едва слышны. Отсюда вопрос: станет ли НТВ раздражителем для «Останкина» и РТВ? По здравому рассуждению, должно стать. Но с другой стороны – не обязано.

Стоит обратить внимание на и без того бросающееся в глаза парадоксальное обстоятельство. В то время как государственное ТВ и особенно – «Останкино» покрыто густым слоем рекламы, словно «райское наслаждение» - шоколадом, частнособственническое НТВ почти свободно от нее. На НТВ можно дышать, и тебе не грозит диабет. Пока, по крайней мере.

Неумеренность в рекламопотреблении со стороны государственных телекомпаний говорит не только и не столько об их нищете, сколько о том, что у них нет хозяина. Или что там хозяев слишком много. Каждый из них стремится взять по максимуму. В результате рекламные видеоклипы стали основным видом телезрелища, а все прочее – информационными и художественными паузами.

Сегодняшнее гостелевидение представляет собой такой рынок, где предложение рекламы заметно доминирует над предложением эфирного времени, отчего в ТВ и вокруг ТВ крутятся бешеные деньги.

Разумеется, в этой криминальной гонке не до телезрителя. Последний как бы третий лишний, некая формальная величина, которую можно и не принимать в расчет. И не думать о натяжении струн.

НТВ обыграло госТВ на сравнительно узком пространстве – информации и кино. Но телевидение не исчерпывается этими двумя важными сферами. Есть и другие территории, исконно телевизионные: диспуты, живое общение, ток-шоу…

Специфика настоящего телевизионного момента в сравнении с былыми реформациями и контрреформациями состоит в том, что государственное ТВ надо строить, делать… Почти на пустом месте.

Не как прежде, когда сменялось руководство… Тогда довольно было перетасовать административную колоду, кого-то прогнать, кого-то принять, какие-то передачи снять с эфира, а какие-то – поставить. Тогда руководство занималось не организацией вещания, а его фильтрацией. То жесткой, то либеральной.

Так вот сегодня это уже невозможно: фильтровать нечего. По крайней мере, из того, что делается в «Останкине». Кроме, разумеется, рекламных роликов.

Тем временем из правительственных коридоров и законодательных залов слышится неодобрительный гул и раздаются рыки. То премьер выразит неудовольствие, что он на телеэкране Россию не видит, то думские депутаты посетуют на то, как их показывают, и потребуют «600 секунд» для Невзорова и «Парламентского часа» для остальных.

Сколько существует ящик-теремок, столько живет опаска у его обитателей, что постучится к ним однажды медведь и скажет: «А я вам всем пригнетыш!» Одна надежда, скоро сказка сказывается, да не нескоро дело делается.

Юрий БОГОМОЛОВ

«Московские новости» №4 1994 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001