обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






СПРАВКА о работе Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения

Передачи Главной редакции литературно-драматических программ на первой программе Центрального телевидения составляют 13, 3 процента ее объема, а в структуре всего вещания – 12, 4 процента. Этот факт сам по себе свидетельствует о том, что они в немалой степени определяют лицо художественного вещания телевидения.

В последние годы произошли заметные сдвиги в направленности и качестве литературно-художественных программ. Усилиями руководства редакции, ее партийной организации осуществлен решительный поворот к современным темам, особенно при подготовке собственных театральных постановок: на первый план выведен образ рабочего человека, производственные и нравственные проблемы, связанные с борьбой за выполнение решений ХХУ съезда КПСС, заданий пятилетки качества, с научно-технической революцией, общим поступательным движением нашего общества.

Редакция вместе с Творческим Объединением «Экран», следуя принципиально новой политике руководства Комитета в деле пропаганды высоких образцов социалистической культуры, активно пополняет фонд зафиксированных на пленку выдающихся произведений русской, советской и мировой драматургии. В настоящее время в фонде Госкомитета имеется 160 лучших спектаклей театров Москвы, Ленинграда и других центров страны.

В числе телевизионных спектаклей, получивших в последние годы признание общественности, - «Здравствуйте, наши папы», «Страница жизни», «Фиалка», «Любовь Яровая». Широким зрителем отмечены как содержательные и актуальные работы, несущие в себе большой заряд воспитательного действия, телевизионные повествования «День за днем», «Разные люди», «Плотницкие рассказы», «Персональное дело», «Такая короткая долгая жизнь», «Лунев сегодня и завтра». На достаточно высоком уровне режиссерской работы и актерского исполнения сделаны телевизионные интерпретации таких произведений русской и зарубежной классики, как «Детство. Отрочество. Юность», «Борис Годунов», «Обрыв», «Вишневый сад», «Что делать?», «Будденброки», «Домби и сын», «Пиквикский клуб».

Отделы редакции, располагая широким кругом квалифицированных специалистов, привлекают к созданию передач и постановок наиболее зрелые, творчески активные силы, талантливых и любимых народом писателей, артистов, режиссеров. Все это, как и устоявшиеся связи редакции с творческими Союзами писателей, художников, журналистов, архитекторов, помогает коллективу редакции правильно ориентироваться в текущих литературных процессах, новых явлениях искусства, избегать групповых пристрастий, пользоваться верными критериями в отборе произведений для телевизионного вещания.

Партийная организация редакции, которая за последнее время заметно укрепила свои ряды, помогает решению творческих и производственных вопросов, сплочению коллектива, предъявляет повышенные требования к коммунистам, содействует росту профессионализма сотрудников и повышению взыскательности на всех этапах создания спектаклей и передач, стремясь обеспечить высокий идейно-художественный уровень программ.

Вместе с тем, в практике редакции еще появляются отдельные работы, которые своим содержанием и качеством художественного воплощения авторского замысла не удовлетворяют требовательного зрителя. Это обусловлено, главным образом, тем, что творческие и производственные возможности редакции не всегда до конца используются для создания впечатляющих многогранных образов наших современников, для активной пропаганды лучших достижений социалистической культуры, для повышения идейного и эстетического воздействия художественного телевизионного вещания.

В тематическом плане отдела телевизионных спектаклей привлекает в ряде названий смелая постановка острых современных проблем, пристальное внимание к человеку труда, живущему и действующему в условиях развитого социалистического общества. Показательны в этом отношении роман А Ференчука «Стойкий туман», пьесы - И. Винниченко «Вызов» и С.Соловейчика «Лунев сегодня и завтра». Достоинством плана является также привлечение известных писателей и драматургов – В.Катаева, В.Левашова, Е.Каплинской, И.Ольшанского. Однако хотелось бы видеть в планах редакции больше известных имен, а среди инсценируемых произведений – больше пьес, повестей и романов, отличающихся новизной и глубиной затрагиваемых проблем и тонкостью художественных решений.

В период подготовки к празднованию 60-летия Великого Октября отдел планировал подготовить три спектакля. Если «Стойкий туман» А.Ференчука и «Любовь Яровая» К.Тренева получили телевизионное воплощения, то наиболее значительную оригинальную работу редакции – пятисерийную телеповесть И.Ольшанского «Месяц длинных дней» зрители в этом году не увидят, ее решено поставить как видеофильм.

Замена предусмотренных планом постановок стала по разным причинам явлением нередким. В этом году, помимо «Месяца длинных дней», не будут выпущены трехсерийные спектакли по сценариям Е.Каплинской «Руки золотые» и Э.Радзинского «Судья по гражданским делам», трехсерийная постановка «Полет в жизнь». Вместо них зрителям предложены спектакли «Осторожно, листопад!» по пьесе С.Михалкова, «Когда город не спит» А.Чхеидзе и «Истцы и ответчики» по сценарию Н.Долининой.

От творческих неудач, особенно на стадии создания сценария, никто, конечно, не застрахован.

Однако если бы редакторы, планомерно работая с авторами, заблаговременно готовили сценарии, и в результате редакция, располагая большим сценарным портфелем, планировала готовые произведения, замена одних пьес другими стала бы редким явлением и не приводила к поспешности в подготовке литературной основы, к запуску в производство еще не завершенных произведений.

Испытывая определенную нехватку высококачественного литературного материала актуальной современной тематики, редакторы отдела, в большинстве своем, квалифицированные, стараются добиться максимальной авторской отдачи, приспособить произведение к требованиям телевизионного экрана и производственным возможностям редакции. Когда они проявляют партийную принципиальность, редакторскую взыскательность и вкус, тогда спектакли – такие, например, как «Стойкий туман» (режиссер В.Бровкин) и «Фиалка» (режиссер В.Турбин) – отличаются четким разрешением моральных конфликтов, проникновением в сложный внутренний мир героев. В тех же случаях, когда из поля зрения выпадают отдельные звенья многоступенчатого творческого процесса, ослабляется требовательность, и на свет появляются телевизионные произведения, слабые в идейно-художественном отношении, несущие на себе печать невысокого профессионального мастерства авторов, режиссеров и исполнителей, как это имело место в спектаклях «Отец большой семьи» (режиссер Ю.Кротенко) и «Первая половина жизни» (режиссер О.Кознова).

Представляется полезным внимательно присмотреться к причинам, которые привели к появлению неудачных в художественном отношении спектаклей, так как причины эти лежат в технологии творческого процесса в отделах и время от времени дают о себе знать.

Практика «дотягивания» сценариев, спектаклей и передач, о которых говорилось выше, редко приводит к плодотворным результатам. Художественные недостатки, лежащие в основе литературного первоисточника, далеко не всегда удается исправить. В результате появляются слабые сценарии, не отвечающие идейно-художественным требованиям, а также специфике и условиям создания телевизионных программ.

Слабость литературной основы, как правило, не удается преодолеть и в процессе воплощения. Чаще недостатки сценария лишь усугубляются в режиссерской и актерской работе.

Обсуждение сценариев на редакционном совете, как можно судить по протоколам заседаний, обычно носит оценочный характер. Было бы желательно, видимо, дополнять эти оценки конструктивными предложениями, которые автор и редактор могли бы в дальнейшем использовать. Целесообразно было бы также по замечаниям редакционного совета готовить заключение по варианту сценария (если он требует доработки), которым будут руководствоваться автор, редактор, режиссер, вся постановочная группа.

Несомненно, правильным шагом являются принятые редакцией меры, направленные на значительные сокращения числа собственных постановок. Сегодня и театр, и кино, объем постановок которых в последние годы возрос, ощущают дефицит ярких, значительных литературных произведений. Работа в условиях сознательного самоограничения избавит от необходимости идти на компромисс, как это случалось до последнего времени, позволит целенаправленно отбирать лучшие произведения для телевизионного экрана, сосредоточить внимание на качественной стороне дела. Сокращение объема постановок дает возможность шире использовать творческие силы интересно проявивших себя режиссеров редакции – В.Турбина, П.Резникова, В.Бровкина, А.Прошкина, К.Худякова, С.Евлахишвили, поручать им подготовку также развлекательных программ и литературных передач. Повышение требовательности к пьесам и сценариям дает возможность чаще привлекать к постановкам спектаклей на современную тему больших мастеров, постоянно сотрудничающих с редакцией: режиссеров О. Ефремова, А. Эфроса, Л. Хейфеца, Г. Волчек, В. Богомолова, а также других, с которыми пока у редакции нет творческого сотрудничества.

Коммунисты, партийная организация обязаны постоянно проявлять энергию, инициативу в разработке конкретных мер, которые бы способствовали повышению режиссерского уровня программ редакции.

Отдел классики и занимательных передач не участвовал в подготовке юбилейных программ, поскольку ни одна тема отдела в план литературно-драматического вещания к 60-летию Октября включена не была. Предусмотренную перспективным планом постановку по роману М.Горького «Мать» осуществить не удалось – поиск актрисы на главную роль пока не дал положительных результатов.

Проиграл ли от этого юбилейный план в целом? Вероятно, проиграл, если не тематически, то качественно, ибо, как показывает практика, классический репертуар приносит с собой на телевизионный экран высокую литературу, дает возможность привлечь к работе лучших режиссеров и исполнителей. Ярко и эмоционально могла бы прозвучать в предпраздничные дни прочтенная по-новому классическая проза и драматургия революционной поры, которой отдел, к сожалению, почти не занимается.

Не нашли места в юбилейных программах и так называемые развлекательные передачи, за исключением «Кабачка «13 стульев», который будет показан в программе ноябрьских праздников. Видимо, отдел не мог гарантировать высокий идейно-художественный уровень этих постановок.

Понятны трудности, с которыми сталкиваются авторы и редакторы комедийных и эстрадных жанров. Видимо, тут, как нигде, от сотрудников и, в первую очередь - от коммунистов, требуется динамичный поиск, новые свежие замыслы, смелый творческий эксперимент. Партийная организация должна поддерживать усилия отдела, направленные на коренную перестройку цикла «Наши соседи».

Конечно, не замедлит сказаться привлечение новых авторов (В. Токарева, Г. Горин), обновление режиссуры (М. Розовский, И. Унгуряну, В. Фокин). Но хотелось бы порекомендовать отделу при отборе литературы решительнее обращать свой взор не только на одноактную драматургию, но и на лучшие современные рассказы на нравственные темы.

Радикальные меры обновления, энергия смелых поисков сообщили бы новое дыхание и передаче «Кабачок «13 стульев», завоевавшей широкую и заслуженную популярность.

Полагаем, что в занимательных передачах отдела можно более активно и широко наступать на пережитки прошлого, вскрывать чуждую нам мелкобуржуазную основу отрицательных явлений жизни, обращать сатиру и юмор на борьбу с пьянством, прогулами, хулиганским поведением в быту, изобличать потребительство, неуважение к законам нашего общества, проявление аполитичности.

Коммунисты редакции должны более энергично искать новые формы сатирических передач, заняться разработкой новых циклов для пропаганды норм коммунистической нравственности, для активизации борьбы с антиобщественными явлениями. Все это отвечало бы главным задачам телевизионной пропаганды, интересам телезрителей, о чем можно судить по их письмам в редакцию.

Широко и многообразно представлен в предпраздничных программах отдел театральных передач. Видимо, это следствие того, что за последние годы у зрительской аудитории возрос авторитет таких циклов, как «Мастера искусств», «Страницы творчества советских писателей», «Литературные беседы», «Рассказы о театре».

Из последнего цикла в юбилейных программах значатся передачи «Театр революции», «Театр на фронтах гражданской войны», «Современный актер в спектаклях на историко-революционную тему». Под рубрикой «Мастера искусств» зрителям предложена передача о творчестве народного артиста СССР К. Лаврова. «Театральная афиша» регулярно информирует о премьерах, которые театры Москвы подготовили к празднику, рассказывает об истории советского театра. И все же ни одна из них не обещала стать заметным событием, ибо работники отдела не позаботились об особой, сугубо праздничной программе, своего рода «флагмане» театральных передач.

Отдел закономерно ориентируется на пропаганду творчества выдающихся мастеров советской культуры. Созданы творческие портреты писателей М. Шолохова, Г. Маркова, К. Симонова, А. Твардовского, Н. Тихонова, артистов Б. Бабочкина, Ф. Раневской, А. Грибова, В. Марецкой, художников А. Пластова, И. Томского, Е. Кибрика. Многим из этих передач суждена долгая жизнь в эфире. К сожалению, однако, в некоторых из них дает себя знать стереотип окостеневшей формы, когда текст ведущего перемежается фрагментами фильмов и спектаклей. Поиск новой организации материала поднимает интерес зрителей к знакомым циклам.

Редакция придает особое значение высокому качеству воспроизведения спектаклей, которые на экране пользуются особым успехом у зрителя, сохранению ощущения театрального зрелища. Заслуживает всяческой поддержки практикуемый отделом новый способ производства таких театральных записей - многократные съемки спектаклей из зала на видеопленку с последующим монтажом. Пионерами нового метода стали коммунисты режиссеры В.Горбацевич и А. Покровский, ассистент режиссера Л. Перова, редактор Н. Филина. Записаны видеофильмы «Странная миссис Сэвидж», «Мещанин во дворянстве», «Протокол одного заседания». Однако на пути нового метода встали сложности (нехватка видеопленки высокого качества, видеомонтажных, финансовые и правовые проблемы), решение которых зависит не только от коммунистов редакции, но и от служб Госкомитета и ТТЦ.

Отбирая спектакли для показа их по телевидению, редакторы и режиссеры должны проявлять больше взыскательности, принципиальности, вырабатывать эстетические закономерности этого нового жанра, учитывать специфику телевизионного зрелища, расширять географию театров.

Отсутствие в фонде лучших постановок многих театров, зарекомендовавших себя интересными спектаклями, сужают возможности телевидения как средства художественного воспитания трудящихся, пропаганды достижений социалистической культуры.

Разнообразные телевизионные работы подготовил к 60-летию отдел литературы и изобразительного искусства.

«Литературные беседы», «Страницы творчества писателей», «Альманах «Поэзия» точны по своей тематической направленности и подбору литературных произведений. Едва ли не во всех передачах литдрамвещания представлены авторы, выступающие и исполнители «первой величины». Сценарий «Страницы творчества Л. Леонова» писал Е. Сурков, передачу о М. Горьком делал известный литературовед Б. Бялик, текст читал Р. Плятт. В «Альманахе «Поэзия» - хорошо известные имена, поэты популярные, занятые, привлечение которых требует серьезных усилий.

Широкий диапазон писательских имен, широта охвата тем, отсутствие групповых влияний – все это очевидно. Невольно напрашивается вопрос – почему же эти передачи не находят настоящего отклика у зрителей? Почему порой низок их «коэффициент полезного действия»? За 9 месяцев 38 писем получила «Книжная лавка», 32 письма – «Литературные беседы», 15 зрителей откликнулись на рассказы о творчестве М.Горького, Д.Фурманова, Л.Леонова, Ф. Абрамова. Между тем, например, «Книжная лавка» по своей идее передача массовая, рассчитанная на общение и переписку с телезрителями.

Видимо, причины непопулярности некоторых передач в том, что их создатели не всегда заботятся о форме, делаются порой без выдумки, без вдохновения, на уровне школьного учебника; выступающие нередко говорят хрестоматийно, нечасто отваживаются на свежее суждение, на яркую мысль. Коммунистов отдела должно серьезно обеспокоить то, что некоторые их передачи не собирают массовой аудитории.

Бесспорно, наиболее ярким достижением стали «Вечера поэзии» в студии Останкино – телевизионное открытие редакции. Их новизна состоит не только в смелом решении придать «вечерам» монографический характер, но и в стремлении создателей программы сделать аудиторию соучастником, сотворцом атмосферы передачи. В ряде случаев (А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Д. Самойлов) творчество поэтов отвечало в какой-то своей части интересам и пониманию лишь подготовленной аудитории, и тем не менее, телевизионный зал был благодарен поэтам за серьезный разговор на равных, за уважение к его интеллектуальным, духовным возможностям, за полнокровный и живой язык, за стремление сделать его, зрителя, соучастником поэтического процесса.

Эти мысли невольно возникают, когда знакомишься с почтой телезрителей. Хорошо бы обдумать, проанализировать то, что они пишут, и учитывать при создании других передач, к примеру, скажем, «Книжной лавки», которая пока что не нашла своего зрителя. Может быть, потому что она не выполняет функции информатора, или потому, что порой представляет, скорее, ведомственную конъюнктуру Союза писателей, нежели интересы многомиллионного читателя. До тех пор, пока «Книжная лавка» не будет вести серьезный разговор, соответствующий реальному положению дел, не будет бояться оценок, рекомендаций, обращения к разным слоям читающей публики, - до тех пор эта передача не обретет широкой аудитории.

Более подробный разговор о программах «Вечера поэзии» и «Книжная лавка» понадобился для того, чтобы напомнить редакторам и режиссерам редакции, что при подготовке любой передачи следует больше доверять литературной подготовленности телезрителей, устанавливать с ними обратную связь, обращать больше внимания не на должности и звания ведущих, а на их умение ярко и свежо мыслить перед камерой.

Будет точное, образное слово – появится интересное и оригинальное режиссерское решение, как это всегда случается при выступлении И. Андроникова.

Наконец, создатели передачи каждый раз должны точно определять, какое значение имеет ее содержание не только и не столько в литературной, сколько в обычной, повседневной жизни миллионов людей.

В юбилейном году отдел подготовил интересные «Рассказы о художниках», телезрители познакомились с известными мастерами, ярко отражающими в своем творчестве наше героическое время, его созидателей. В этом разделе работы, который также ведется со знанием дела, квалифицированно, верными критериями в отборе тем и произведений, можно было бы пожелать большего разнообразия в формах подачи материала, внимания к новым именам художников разных поколений, особенно из национальных республик, нацелить объектив телекамеры и в залы областных картинных галерей и краеведческих музеев, где представлено немало истинных шедевров русской и европейской живописи.

Квалифицированный состав редакторов (из 36 редакторов 14 – коммунисты), ведет большую работу с авторами – как в процессе формирования плана, так и при подготовке к производству сценариев спектаклей и передач, и в самом процессе производства. Сами по себе эти задачи не легкие. Но когда создатели программ сталкиваются с постоянной нехваткой студий, отсутствием необходимого количества трактовых репетиций, штатных директоров картин, стремлением режиссеров снимать только фильмы, даже если литературный материал не дает для этого никаких оснований, разноведомственной подчиненностью работников редакции, операторов и людей, связанных с техническим обслуживанием групп, нерешенностью некоторых юридических вопросов производства, - им приходится тратить уйму времени и сил на преодоление всех этих сложностей, затрудняющих собственно творческий процесс.

Особого внимания заслуживает вопрос оплаты авторов и режиссуры. Создание оригинального сценария телепостановки или игровой программы мало чем отличается от написания сценария телефильма или пьесы для театра. То же можно сказать и о режиссерской работе, требующей и таланта, и профессионализма, и больших творческих усилий. Между тем оплата труда сценаристов и режиссеров в Главной редакции резко разнится с оплатой в театре и кино, что сказывается на возможности привлечения к сотрудничеству известных драматургов и режиссеров. Партийная организация обязана поддержать своим авторитетом усилия руководства упорядочить систему оплаты соответствующих работ в редакции.

Партийная организация держит в поле зрения работу коммунистов. Она должна активнее оказывать влияние на организацию творческого процесса и производства программ, предъявлять высокие требования к коммунистам, повышать чувство ответственности за порученное дело.

В этом году партийное бюро заседало 12 раз, и только дважды обсуждались творческие вопросы. В июне отчитывались коммунисты Б. Каплан и Т. Александрова о работе отдела телевизионных спектаклей, а в сентябре бюро заслушало сообщение Н. Филиной и Э. Виноградовой о подготовке театральных передач. Из семи партийных собраний только одно было посвящено производственной теме. С докладом выступил заместитель Главного редактора Б. Евсюнин. Партийная организация могла бы чаще уделять внимание проблемам создания телевизионных произведений, активнее добиваться выполнения принимаемых решений.

Подытоживая работу коммунистов Главной редакции в течение нынешнего года, особенно в период подготовки к 60-летию Октября, комиссия сочла необходимым вынести следующие рекомендации:

1. Более точно продумать систему тщательного отбора литературного материала для постановки спектаклей и передач, вести более целенаправленный подбор спектаклей для видеозаписей и съемок. Может быть, следует создать рабочую группу, которая систематически, а не только в процессе подготовки плана, знакомилась бы с новыми произведениями в журналах и отдельных изданиях, наладив при этом получение своевременной и эффективной информации.

2. Создать подлинно действующий и авторитетный редакционно-художественный Совет, расширить его функции, обсуждать на заседаниях не только готовые сценарии, но и состояние старых и замыслы новых цикловых передач. Обсуждение на редсовете закреплять рабочими заключениями на сценарии, в которых подробно излагать все рекомендации редсовета. Утверждать заключения на сценарии должен Главный редактор.

3. Пересмотреть обязанности и процесс загрузки главного режиссера, который в настоящее время занят на всех актерских сдачах и рабочих просмотрах передач и спектаклей, что лишает его возможности уделять больше внимания главным работам редакции, требующим квалифицированных советов и конкретной помощи.

4. Ходатайствовать перед руководством Гостелерадио СССР о введении системы Госзаказа на постановку спектаклей, посвященных особо важным темам; о пересмотре в соответствующих инстанциях системы оплаты работников творческого труда – прежде всего, авторов телепьес, приблизив эту оплату к практике кинематографа; о материальном стимулировании серьезных творческих начинаний, художественных экспериментов; о закреплении за Главной редакцией студии, которая позволяла бы своевременно и целесообразно размещать декорации, маневрировать внутри редакции отпущенным временем для трактовых репетиций; о переводе операторов ТТЦ в штат Главной редакции.

5. Повысить требовательность руководства редакции, парторганизации, руководителей отделов, редакционного совета к качеству принимаемых сценариев, обращая особое внимание на их идейно-художественный уровень; усилить контроль за актерскими сдачами и добиваться эффективного использования режиссерами, постановочной группой репетиционного времени, создания в каждом спектакле интересных актерских ансамблей.

6. Ввести в практику работы всех отделов точные графики прохождения спектаклей и крупных передач по технологической линейке, устанавливать приказом по редакции точные сроки сдачи готовых работ, что будет способствовать выполнению планов, сократит переносы и замены программ, даст возможность руководству Госкомитета своевременно их отсматривать, а редакции – вносить необходимые изменения и поправки.

7. Обязать партийное бюро совместно с активом коммунистов разработать систему мер творческого и административного характера, которые бы содействовали повышению качества литературно-драматического вещания, его пропагандистского воздействия.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001