обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Валерий Фокин: «Телевидение позволяет увидеть глаза актера»

Телеканал «Культура» к 250-летию учреждения государственного театра в России представляет со 2 сентября «Фестиваль императорских театров России», который продлится до 4 ноября. В программе фестиваля – телеверсии спектаклей Малого и Александринского театров, многие из которых не демонстрировались около тридцати лет. Будут показаны спектакли второй половины прошлого века: «Лес», «Сказки Старого Арбата», «Пучина», «Заговор Фиеско в Генуе» и другие постановки с участием великих актеров Малого и Александринского театров – Василия Меркурьева, Игоря Ильинского, Юрия Толубеева, Елены Гоголевой, Николая Симонова. С художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным встретился Артур Соломонов.

вопрос: Вы согласны с тем, что телеверсия театрального спектакля – особое произведение, существующее по своим законам?

ответ: С точки зрения просветительской телеверсия полезна – спектакль зафиксирован. Ведь огромная аудитория может увидеть эти постановки только по телевидению. Но в каком виде телезрители посмотрят спектакль? Если он снят с помощью поставленной в центре зала камеры, уровень оказывается очень снижен. Насколько я знаю, спектакли, которые покажут на фестивале, сняты в павильоне, в специальных условиях.

вопрос: Что спектакль теряет, а что приобретает при записи на телевидении?

ответ: Дыхание теряется. Ощущение, что актеры импровизируют, конечно, тоже утрачивается. Но у зрителя появляется возможность рассмотреть такие актерские планы, которые он бы не смог увидеть из зрительного зала.

Театр – это всегда общий план. Но все равно существуют профессиональные приемы, благодаря которым ты словно показываешь событие «крупно». Ведь даже старые мастера Александринского театра в кульминационные моменты спектакля поворачивались в зрительный зал и говорили огромные монологи прямо на публику, нарушая течение действия и словно забывая о партнерах. Князь Волконский, директор императорских театров, страшно возмущался таким поведением актеров. Я читал объяснения некоторых артистов на этот счет – они говорили: «мы хотим, чтобы зрители увидели наши глаза».

вопрос: Кроме версий театральных спектаклей существует и целое направление на телевидении, которое в данный момент переживает не лучшие времена, - телетеатр.

ответ: Да, мне очень жаль, что телетеатр сейчас куда-то канул. В 70-е годы был подъем телетеатра – в этом жанре работали Анатолий Эфрос, Петр Фоменко, Марк Захаров, Константин Худяков, я… Через театральную условность режиссер создавал особый телевизионный продукт – и не кино, и не театр, а именно телетеатр как особое искусство.

Вот в других странах, например, в Польше, традиция телетеатра сохранена. Именитые режиссеры там продолжают ставить телеспектакли – и Анджей Вайда, и Кристиан Лупа…

В русле телетеатра в Советском Союзе были сделаны эстетические открытия, созданы замечательные спектакли – «Пир во время чумы» Марка Захарова, «Игроки» Романа Виктюка. Можно было подробно ставить роман или повесть, распределять на несколько серий. Телетеатр возродить необходимо, поскольку, повторяю, это особое искусство.

вопрос: Вернемся к фестивалю. Он может дать повод к разговору о том, какие театральные традиции мы должны поддерживать и сохранять, а какие счесть навсегда непригодными?

ответ: Посмотрев спектакли фестиваля, можно попробовать ответить на эти вопросы – куда развивается традиция, к чему она пришла? Мастерство великих «стариков» Малого и Александринки - Василия Меркурьева, Юрия Толубеева, Елены Гоголевой, Игоря Ильинского, Бориса Бабочкина – высочайшего уровня, но, глядя на спектакли с их участием, мы должны иметь в виду и исторический контекст, и перспективы развития нашего театра в будущем. Понятно, что национальная сцена должна взять на себя функцию духовного воспитания. Но как корреспондироваться с новым зрителем? Подкладываться под него? Если завлекать - то чем? Мне фестиваль поможет многое прояснить в этих очень серьезных вопросах.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001