обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ПРАВИЛО БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

ТЕЛЕОБОЗРЕНИЕ

Кажется, наконец, что-то сдвинулось в телевизионном театре! Вызывавший заслуженное уважение инсценировками классической прозы, он обидно обходил дороги, на которых средствами искусства исследуется современность. А если и выходил на такие дороги, то делал это эпизодически и не на главных направлениях.

Принято считать, что «главное направление» определяется темой. Это верно, но только отчасти. Самая актуальная тема может обрести масштаб звучания, обнаружить общественную значимость лишь при условии, если она «выведена» на человека, если затронула глубины его духовного мира. Зритель реагирует на живые токи человеческой энергии, идущие от экрана.

Может быть, все-таки актер, непосредственный «проводник» этих токов, способен сам по себе создавать поле эмоционального напряжения? Тем более актер любимый, за которым при одном его появлении на экране угадывается магнетизм личности, зримо встает череда прежних воплощений. Недавно в эфире прошла лента, посвященная памяти Бориса Бабочкина, - и стало как-то особенно ясно, что существует в полном смысле слова «телетеатр Бабочкина», а ведь замечательный артист выступал не так уж часто перед камерой.

И если мы говорим, что премьеры, состоявшиеся за последний год в телетеатре, обнадежили, здесь «виной» и участие крупнейших наших актеров – А. Степановой, А. Попова, М. Ульянова, О.Ефремова, Е. Евстигнеева… Список, между прочим, можно продолжить, но и этого довольно.

Ангелина Степанова, обязанная широким признанием, прежде всего, классическому мхатовскому репертуару, неоднократно говорила о своем желании сыграть интересный многогранный образ нашей современницы. Прекрасное намерение, и Центральное телевидение пошло навстречу. Кстати, спектакль «Июнь. Москва. Чертаново» - телевизионный дебют опытнейшей актрисы. И не случайно авторы постановки предельно ограничили круг персонажей, отбросили все лишнее, освободили экранное пространство от подробностей быта. Тем самым зрительское внимание переключается на главное – происходящий на экране нравственный спор, диалог между людьми разных поколений – бабушкой и внуком. С неподдельной увлеченностью разыгрывают его партнеры (в роли Васи – начинающий актер А.Михайлов). За перипетиями отношений героев интересно следить, а психологические и даже внешние превращения своей героини А. Степанова воссоздает с присущим ей профессиональным блеском.

Остается только пожалеть, что уровень затеянного разговора с самого начала снижен множеством театральных штампов, присущих пьесе Г.Мамлина. Поначалу Вася представлен эдаким бездушным шалопаем, которому все нипочем, и даже собственную бабушку он готов бесцеремонно выставить на улицу. Тем «эффектнее» неожиданное пробуждение в парне заботливости и даже некоторой сентиментальности. А чтобы их нельзя было списать за счет всколыхнувшихся родственных чувств, из бабушки драматург срочно делает постороннюю особу, что, приехав в столицу, ошиблась адресом. Авторам кажется, что так вернее прозвучит идея внутреннего духовного родства столь разных людей. На самом деле это не очень-то удается из-за обилия лобовых сюжетных ходов. Стоит, например, Васе заикнуться, что он мечтает получить в подарок джинсы за сто рублей, преувеличенный ужас бабушки безошибочно подсказывает нам, что в следующей сцене она охотно раскошелится. Так что же стало причиной разительных перемен в нравственном мире Васи – бабушкино обаяние или сторублевые джинсы?

Неточность драматургических решений, напоминающая игру в поддавки, во многом обесценивает самые благородные намерения и поистине героические актерские усилия. Нет ничего плохого в том, что телевидение обращается к апробированным, «репертуарным» пьесам. Хотелось бы только большей требовательности и самих драматургов, и режиссеров телевизионного театра, и даже известных актеров к разработке злободневного материала.

Разумеется, современных пьес не хватает. Для телетеатра – тем более. Выдохся, не получая полноценной литературной пищи, цикл «Наши соседи». Немногие драматурги, систематически работающие специально для телевидения, не могут закрыть все бреши в этом процессе. Нужны новые имена, новые подходы. Но положение, право же, не безнадежно. Перелистаем выпуски альманаха «Современная драматургия» - сколько интересных пьес, в том числе молодых авторов, опубликовано за последнее время! А разве лучшие образцы современной прозы не могут быть талантливо инсценированы, с применением всего опыта, накопленного при телепостановках классики?

Нельзя забывать и огромные публицистические возможности телетеатра, к которым он, так или иначе, возвращается. К сожалению, слишком робко. Еще рановато говорить о направленности и мере успеха недавно возникшего цикла «По вашему письму». Вряд ли можно признать удачей постановку «В городе хорошая погода», хотя в принципе заслуживает внимания попытка драматурга М. Смирновой проследить рабочие будни председателя горисполкома. Его сыграл Олег Ефремов – актер с острейшим чувством жизненной достоверности. И, однако же, от спектакля веет не документальностью, а все теми же театральными штампами и общими местами…

Пожалуй, больше других за последнее время удался телеспектакль «Хозяйка детского дома» по сценарию И. и В. Ольшанских. И не потому, разумеется, что он по манере приближен к телефильму и даже так именуется в программе. Все равно перед нами спектакль, причем и в нем театральная условность нередко переходит в расхожие приемы, в чрезмерное сгущение белых и черных красок. Тем не менее, авторы нашли тему, для которой как нигде оказалось уместно сочетание мелодрамы и публицистики. И нашли актрису, способную воплотить эту тему на высоком душевном накале, с тонким пониманием природы жанра. Актриса эта – Наталья Гундарева.

В центре сюжета оказываются судьбы брошенных родителями детей, сложности их вхождения в детдомовский коллектив, мучительные случаи позднего родительского раскаяния. Но в спектакле показаны и благополучные на вид семьи. Главное публицистическое зерно новой работы – убежденность авторов, что все в обществе взаимосвязано и рассматривать проблемы воспитания необходимо в едином комплексе.

Главное же художественное впечатление от спектакля – удивительная игра Н.Гундаревой, которой уже приходилось играть сходные по тональности роли, но которая не повторяет однажды найденные приемы, находит новые краски, преодолевая при этом банальность иных драматургических ситуаций.

И вот, возвращаясь к происшедшим переменам в телетеатре, задаешься вопросом: необходимы ли они? Безусловно: и само обращение к современности, и привлечение крупных актеров – благое дело. Достаточны ли? Наверняка, нет. Нужны новые формы телевизионной драматургии, нужна режиссура, стоящая на уровне лучших достижений театра и кинематографа. Для этого необходимы меры, направленные на повышение заинтересованности работников телетеатра, и, естественно, более высокая творческая требовательность.

Упования же на актера как такового – мол, вывезет, - как еще бывает, безосновательны. Об иных выдающихся артистах говаривали в шутку: этот способен сыграть даже телефонную книгу. Но недаром же Бабочкина на телевидении мы запомнили не где-нибудь, а в «Плотницких рассказах» и в «Скучной истории». Правило это, если вдуматься, не знает исключений.

А. ПЛАХОВ

«Правда»

9 марта 1984 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001