обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Материалы к докладу тов. А.Салынского

Задачи, стоящие перед театральной драматургией


Задачи, стоящие перед театральной драматургией и драматургией кинематографа еще более укрупняются, когда речь заходит о драматургии для телевидения.

Телевидение сегодня – мощный инструмент формирования мыслей, взглядов, вкусов многомиллионной аудитории. Изо дня в день увеличивается сфера его влияния. Отсюда ясно, как ответственна и почетна здесь роль драматурга, как крупны и интересны должны быть решаемые им задачи, ведь ему представляется удивительная, совсем недавно казавшаяся фантастической, возможность войти в каждый дом, заглянуть в самые отдаленные уголки нашей необъятной страны.

Одной из особенностей телевизионного театра является то, что его произведения воспринимаются зрителями не изолированно, как единичные произведения театрального и киноискусства, а в общей цепи самых разнообразных телевизионных передач, доминирующей темой в которых является рассказ о нашей современности, о нашем повседневном труде, о его героике, о простых тружениках, о красоте их душевного мира, об особенностях и преимуществах нашего социалистического общества, идеологии, образа жизни. Наряду с этим тот же голубой экран предоставляет зрителю возможность стать очевидцем сегодняшних социальных потрясений капиталистического мира. И постигая сущность этих явлений, человек у телевизионного экрана острее, глубже, масштабнее ощущает свои собственные гражданские задачи.

Именно поэтому одной из первостепенных особенностей телевизионного театра должна явиться его гражданственность, высокая идейность, масштабность тем и конфликтов. Поставленный в ряд с документальной хроникой, репортажем и другими формами документального телевидения, телевизионная пьеса не должна уводить зрителя к рассмотрению второстепенных, незначительных явлений жизни, она должна активно и целеустремленно продолжать дело, которое делают ее соседи – документальные передачи. Она должна своими средствами – средствами художественного обобщения явлений действительности. решать главную задачу телевидения – задачу коммунистического воспитания нашего народа.

Другой особенностью, чрезвычайно существенной для телевизионной пьесы, является непременная актуальность ее тематики. Чтобы, войдя в каждый дом, телевизионный драматург стал там желанным гостем, он должен быть кровно связан с интересами и делами народа, должен стать неустанным разведчиком нового, человеком, помогающим людям в их сегодняшней жизни, борьбе, свершениях. Только тогда, когда мысли, чаянья, заботы героев экрана будут отвечать тем насущным вопросам, которые волнуют сегодня зрителя, когда драматург сумеет поставить проблему, которая нужна, актуальна, жизнеспособна, телевизионный театр сможет выполнить свою ответственную гражданскую задачу.

Но для того, чтобы зритель по-настоящему поверил, по-настоящему зажил теми страстями, конфликтами, событиями, которые разворачивает перед ним драматург, чтобы он стал их подлинным соучастником, пьеса, написанная для голубого экрана, может быть, в еще большей степени, чем в смежных искусствах, нуждается в высокой степени художественной достоверности.

Ведь поставленная в один ряд с документальными передачами, телепьеса самим этим существованием на голубом экране как бы проходит проверку на правду, на подлинность, на достоверность, сама становится документом жизни.

Отсюда понятно, какие высокие требования должны предъявляться к художественному качеству теледраматургии. Схематизм, поверхностность в разработке характеров и конфликтов и другие недостатки художественного мастерства не в меньшей степени, чем мелкотемье и бесстрастное повторение пройденного закрывают доступ к сердцу и уму зрителя, тушат во множестве домов голубые экраны.

Телевизионный театр существует 10-15 лет. Предшествующий период был периодом становления, накопления и систематизации опыта, определения главных направлений и задач. И сегодня, подводя итоги, можно сказать, что путь развития телевизионной драматургии – это достижение высокой гражданственности, актуальности, достоверности и художественного совершенства.

Каковы же возможности и реальные условия становления телевизионного театра?

Одним из таких определяющих обстоятельств оказалось то, что телевидению до настоящего времени в силу целого ряда причин не удалось созвать под свои знамена крупные писательские силы для создания оригинальной теледраматургии.

В этих условиях перед работниками телевидения стояли и стоят огромные трудности в формировании репертуара. Исходя из сформулированных выше задач телевизионного театра и не имея возможности решить их на материале тех произведений, которые драматурги предлагают телевидению сегодня, телевизионный театр одним из направлений своей деятельности избрал показ тех лучших произведений советской драматургии, которые составляют ее золотой фонд. Это «Мятеж» Д. Фурманова, «Барсуки» Л. Леонова, «На берегу Невы» К. Тренева, «Наташа» Л. Сейфулиной, «Поэма о топоре» Н. Погодина, «Офицер флота» А.Крона, «Годы странствий» А. Арбузова и многие другие.

Высокая гражданственность этих произведений, разнообразие и масштабность их тематики, высокое художественное качество позволили всесторонне и глубоко отразить различные этапы в жизни нашего народа, его борьбу за возникновение и становление советского общества и государства, раскрыть высокие моральные качества советского человека.

Стремясь к решению насущных современных задач, телевизионный театр в поисках этой тематики обратился к произведениям прозаиков. И тут мы можем назвать имена таких писателей, как Н. Грибачев, Г. Марков, А. Чаковский, Н.Чуковский, В. Василевская, Н. Жданов, С. Львов, С. Антонов, С. Сартаков, Е. Воробьев, С. Гансовский, В. Козлов и др.

Телевизионный театр, будучи театром общесоюзным, постоянно стремится обогащать свой репертуар произведениями драматургов братских республик. Только за последние годы телезрители увидели такие спектакли, как «Мужское дело» Мамедова, «Троянский конь» Г.Приеде, «Имя мое – благо твое» С. Дагды, «Хозяйка Мюрги» А. Лийвиса, «Последняя ночь уходящего года» А. Анара, «Горянка» Р. Гамзатова и др.

Однако основной заботой была и остается забота о создании оригинальной телевизионной пьесы, которая является детищем сегодняшнего дня, несет в себе все его приметы и особенности. Жизнь и практика подтверждают, как необходима такая пьеса, как чутко и активно реагирует зритель на ее появление.

Так, в 1966 г. среди ежедневного потока почты, поступающей в редакцию, пришла рукопись военнослужащего Р. Отколенко «Здравствуйте, наши папы». Молодой автор затронул глубоко волнующий миллионы людей вопрос о воспитании подрастающего поколения. После большой и тщательной работы с автором постановка пьесы была осуществлена. С тех пор этот спектакль не сходит с экрана телевизора, и каждый его показ вызывает новый поток писем, отзывов, просьб повторить его снова и снова.

Тепло встретили зрители пьесу А. Зака и И.Кузнецова «Нескладный парень», также написанную специально для телеэкрана трилогию В. Пистоленко «Бегут дороги», посвященную жизни рабочей молодежи.

Сегодня для телевидения пишут А. Каплер, И. Ольшанский, М. Анчаров, Г. Гулия. Хорошим началом содружества с телевидением явилась постановка спектакля «Наследники» по пьесе молодых драматургов Антишина и Помазневой, посвященной проблемам современного села.

Однако в вопросе создания теледраматургии еще не произошел решительный сдвиг, дееспособный писательский актив не работает еще в этой области с той отдачей и преданностью, которые заслуживает многомиллионная аудитория телезрителей. Необходимо всемерно активизировать писательскую общественность, постоянно разъяснять значение и роль драматурга на телевидении, направить критическую мысль на разработку и обобщение теории теледраматургии, наконец, подумать о специальном профессиональном обучении, о подготовке драматургов для телевидения. Ибо, помимо творческих способностей писателя, необходимо учитывать множество условий, связанных с характером телевизионного зрелища, умелое использование которых может помочь наиболее действенному и активному решению идейно-художественных задач, стоящих перед драматургом.

Телевизионный театр вступает сегодня в пору своего отрочества. Он в процессе поиска и становления. И именно здесь и сейчас драматургу предоставляются широкие возможности поиска разнообразных форм, творческой пробы, эксперимента.

Когда писатель Г. Радов предложил серию пьес, написанных в форме записок журналиста, эта проба принесла успех, ибо своеобразная форма спектакля органически сочеталась с интересным жизненным материалом. Спектакли оказались нужными зрителю, так как в них бился живой пульс жизни, решались задачи сегодняшнего дня.

Когда писатель А. Приставкин выступил в качестве ведущего в спектакле, посвященном строителям Ангарской ГЭС, это вызвало особое доверие и глубокий интерес к событиям и людям, о которых он рассказывал в своем произведении.

Интересны и плодотворны поиски в области создания документальной драмы, совмещения факта и его художественной интерпретации.

Возможности телевизионного театра, его формы, особенностей, преимущества еще далеко не исчерпаны и ждут настоящего художественного осмысления, ждут писателя-драматурга. Только с его приходом телевизионный театр заговорит во весь голос, станет тем зрелым и мудрым пропагандистом наших идей, каким мы все хотим его видеть.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001