обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЗАПИСКА О ПОКАЗЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

В давних традициях телевидения – стремление показать лучшие работы советского театра. Этого же требуют и зрители, высказывая в письмах просьбы о показе всех новых спектаклей театров страны и особенно Москвы. Однако, с тех пор, как телевидение завоевало многомиллионную аудиторию, у театров появилась неоправданная боязнь телевидения, которое, якобы, показав один раз спектакль, полностью лишает театр возможности в дальнейшем получать сборы от этого спектакля.

Полным опровержением этой странной теории служат высказывания на страницах прессы главного режиссера Ленинградского БДТ т. Товстоногова Г. А. , который не раз заявлял, что «не боится» показа своих спектаклей по телевидению, ибо телевидение лишь подчеркивает достоинства и недостатки спектакля. На хороший спектакль зрители идут после трансляции еще в большем количестве, а плохой действительно теряет последнего зрителя.

По Центральному телевидению были показаны спектакли БДТ «Океан», «104 страницы про любовь», «Я, бабушка, Илико и Илларион» и др. Это нисколько не уменьшило поток зрителей на данные спектакли БДТ.

Был показан так же спектакль «Стряпуха» театра им. Е. Вахтангова. После его трансляции по телевидению количество зрителей в театре даже возросло.

Взаимоотношения театров и телевидения должны определяться Решением ЦК КПСС от 29.01.60 года, по которому телевидению предоставлено право на показ спектаклей спустя 10-12 месяцев после премьеры.

Однако это Решение ни театрами, ни Министерством культуры СССР не выполняется. Театры отказываются давать свои спектакли, а Министерство культуры практически полностью устранилось от выполнения Решения. Неоднократные обращения Комитета к министру культуры СССР тов. Фурцевой с просьбой помочь в реализации Решения ЦК КПСС не нашли никакого отклика и поддержки.

По договоренности с Министерством культуры СССР нами был подготовлен проект приказа с графиком показа театральных спектаклей по телевидению. Подписание этого приказа могло бы значительно поправить дело. К сожалению, этот проект длительное время находится на рассмотрении у министра культуры СССР тов. Фурцевой и до сих пор не подписан.

В настоящее время в репертуаре московских театров имеется свыше 300 спектаклей, из которых телевидение согласно Постановлению ЦК имеет право показать около 250 (включая повторы). Однако это право не подтверждено Постановлением Совета Министров СССР, что дает театрам возможность отказывать телевидению в просьбах о трансляции.

В 1965 году было показано 47 спектаклей (из них 19 – московских театров); в 1966 г. – 54 спектакля, в том числе московских – 24; в 1967 году – 36 ( из них московских – 21); в 1968 году – 25 ( в том числе московских – 7); в 1969 году – 34 (московских – 6).

В последние годы, чтобы как-то восполнить недостаточный показ театральных спектаклей, телевидение изыскивало способы ликвидации этого пробела.

Отсматривались, отбирались и показывались лучшие спектакли периферийных театров. Осложнило эту работу то, что их репертуар, в основном, дублирует репертуар московских театров, которые категорически возражают против показа по телевидению спектаклей из их репертуара.

Стоило телевидению договориться о показе спектакля «Дали неоглядные» Н.Вирты Минского русского драматического театра, как Министерством культуры была запрещена трансляция этого спектакля, так как он находился в репертуаре театра имени Моссовета.

Когда телевидение договорилось с театром им. Моссовета о показе спектакля «Битва в пути» Г. Николаевой, управление культуры Моссовета запретило театру передачу спектакля по телевидению, так как на экраны страны вышел художественный фильм «Битва в пути».

Чтобы хоть в какой-то степени найти выход из подобного положения, а также сохранить лучшие спектакли на многие годы, была разработана система фондовой записи театральных спектаклей на кинопленку с экрана кинескопа. Спектакли записывались в тот период их жизни, когда актерская и режиссерская работа представляла наибольший интерес. По договорам с театрами эти спектакли могут быть показаны через три года после проведения съемки. Была разработана и предложена театрам новая, повышенная оплата за фондовую запись, которая в 3-4 раза выше оплаты разового показа спектакля.

За последние годы в результате настойчивой работы в фонд было записано 12 спектаклей и часть из них уже показана по телевидению. В настоящее время заканчиваются приготовления к съемке спектакля театра им. Е. Вахтангова «Западня», имеется предложение театра о съемках спектакля «Насмешливое мое счастье» Л.Малюгина, «Конармия» И.Бабеля, «Иркутская история» А.Арбузова. Театр им. Моссовета рекомендует для съемки концерт-спектакль, созданный к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Театр имени Ермоловой предлагает спектакль «Бешеные деньги» А.Островского, и «Разлом» Б.Лавренева.

К сожалению, реализация этих предложений возможна в очень сжатые, удобные только для театров сроки. Как правило, это последние 2-3 недели перед летними гастролями театра, когда труппа не занята подготовкой новых спектаклей.

Надо отметить, что и при съемке фондовых спектаклей театры пытаются поставить телевидение в зависимое и подчиненное положение. Так, по договору с МХАТом в 1966 г. была произведена фондовая съемка спектакля «Милый лжец». Этим же договором было определено, что показ спектакля может состояться лишь в 1969 г., сам он останется в репертуаре театра. Однако, когда в программе телевидения в мае 1970 года (через год и 5 месяцев после установленного договором срока) появилось объявление о спектакле «Милый лжец», руководство театра в лице директора-распорядителя заявило протест. Телевидению было предложено отложить показ спектакля до тех пор, пока он не сойдет со сцены МХАТа (этот срок может измеряться годами); в противном случае, ими было заявлено, театр не даст телевидению ни одного спектакля.

Совершенно очевидно, что такое положение в дальнейшем нетерпимо.

Регулярно, два раза в год, перед праздниками 1 мая и 7 ноября телевидение обращается в Министерство культуры с просьбой о показе хотя бы одного спектакля, соответствующего по своему уровню этим датам. Министерство культуры, в лучшем случае, рекомендует обратиться в театры за получением данного спектакля, а в большинстве случаев вообще не принимает никаких мер. Театры же совершенно не считаются с рекомендацией Министерства культуры и под любыми предлогами отказывают телевидению. Так руководство Государственного академического Малого театра по нашей просьбе и по указанию Министерства культуры обещало показать в феврале 1970 г. спектакль «Украли консула». Однако в последний момент нам было сообщено, что автор (драматург Г.Мдивани) запретил трансляцию спектакля. В результате зрители до сих пор этого спектакля не увидели.

Наконец, существует еще один источник показа лучших спектаклей на телевизионном экране – фильмы-спектакли, снятые кинематографом и экранизация пьес. Центральное телевидение располагает 74 названиями таких спектаклей. Лучшие из них были показаны в эфире 10-12 раз.

Что же вынуждает театры сопротивляться показу своих спектаклей по телевидению, не выполнять Решение ЦК КПСС? В первую очередь, недостаточная оплата за разовый показ спектакля. Телевидение может по существующему положению выплачивать театру за показ театрального спектакля сумму, несколько превышающую аншлаг (плановая стоимость спектакля +25 процентов за репетиции). Таким образом, зрительская амортизация спектакля на сцене театра, где его смотрят 1000-1500 человек, фактически приравнивается к телевизионной амортизации, когда спектакль смотрят десятки миллионов зрителей.

Вторая причина. Для показа спектаклей по телевидению театр должен предоставить возможность провести 4-5 репетиций (роспись по камерам, трактовые репетиции, видеомагнитная запись). Это так же служит препятствием для театра, т.к. отвлекает актеров от подготовки спектаклей, срывает выпуск премьер.

Выходом была бы трансляция спектакля непосредственно из зрительного зала театра, что можно делать и без репетиций. Но за трансляцию спектакля телевидение платить не может.

Ясно, что такая система расчетов с театрами, сложившаяся 20 лет назад, когда количество телевизионных приемников исчислялось тысячами, а театры получали государственную дотацию – такая система была верна только для того времени. Сейчас, через 20 лет, эта система устарела, не учитывает гигантского развития телевизионной аудитории, не стимулирует театры к показу своих спектаклей по телевидению.

Существует еще одна причина, по которой ведущие режиссеры театров считают нецелесообразным показывать театральные спектакли по телевидению. Театральный спектакль при переносе на экран телевизора, в какой-то мере справедливо рассуждают они – несет большие потери: лишь частично передается световая партитура спектакля, смещаются мизансцены и т.д., и т.п. Но вряд ли ведущие мастера театра задают при этом себе вопрос – что лучше, чтобы зритель отдаленного села Воронежской области или нефтяник Тюменских промыслов увидел спектакли МХАТа, Малого театра с частичными потерями или не увидел их вовсе?

Предложения

Исходя из всего вышеизложенного в записи, считаем, что для регулярного, еженедельного показа по телевидению театральных спектаклей необходимо:

1. Войти с ходатайством в Правительство с проектом постановления, рекомендующего и стимулирующего взаимодействие телевидения и театров. Предусмотреть в этом проекте увеличение платы театрам за право показа спектаклей по телевидению, за фондовые съемки спектаклей.

2. Просить Министерство культуры СССР издать приказ, который дал бы телевидению возможность показывать в год не менее 52 лучших спектаклей московских и ленинградских театров из студий или со сцены телевизионного театра.

3. Просить установить в этом приказе порядок, по которому телевидение формирует репертуар театральных спектаклей в свой многолетний фонд путем записи этих спектаклей на кинопленку, сократив при этом срок показа после съемок до 1-2-х лет.

4. Установить порядок, при котором театры по заказу телевидения будут регулярно готовить телевизионные спектакли. Репертуар при этом будет формироваться совместно – телевидением и театрами. Здесь возможны как постановки новых спектаклей, так и возобновление спектаклей, сошедших с репертуара, но не утративших своей тематической значимости.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001