обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ДЕЛА НЕ ТОЛЬКО СЕМЕЙНЫЕ

Т Е Л Е О Б О З Р Е Н И Е

Не так давно на телевизионном экране шел фильм «Дом, в котором я живу». Эта картина была создана двадцать лет назад. Но она воспринималась не как ожившая страница истории, а как произведение современное по своей нравственной проблематике. На той же неделе повторяли один из фильмов телецикла «Наши соседи», которому от силы лет пять. Действие здесь тоже протекало в одном доме, где жили герои, и вроде бы несло в себе определенный заряд бытовой злободневности. Но теперь картина казалась безнадежно устаревшей.

В чем же секрет долговечности фильма «Дом, в котором я живу»? Может, в том, что авторы картины обратились не к сиюминутной житейской ситуации, а к глубоким проблемам человеческого бытия.

Давняя картина может послужить своеобразной точкой отсчета в разговоре о современных телефильмах и телеспектаклях так называемой семейной тематики. Хотелось бы понять, в какой мере сквозь призму будней современной семьи рассматриваются некоторые процессы, происходящие в нашем обществе, в каком сопряжении находятся личные и гражданские интересы героев телеэкрана, какой отсвет оставляет время на их действиях и поступках.

Тщательно инсценированный быт, зарисовки с натуры, к которым, как правило, обращаются создатели «семейных саг», не всегда позволяют тонко и убедительно исследовать духовный мир и характеры современников, найти органическое единство пространства и времени, мыслей и поступков героев.

Недавно по телевидению был показан двухсерийный фильм «По семейным обстоятельствам» (автор сценария В.Азерников, режиссер А. Коренев, киностудия «Мосфильм» по заказу Гостелерадио). Не очень всерьез, с улыбкой рассказывается в нем о семейных бурях, разыгравшихся между представителями разных поколений. Здесь извечная проблема молодой бабушки, которая не хочет поступиться своими служебными интересами ради маленькой внучки, неустоявшийся быт молодой семьи, где путь к взаимопониманию лежит через ссоры и обиды. Как это принято в комедийном представлении, конфликты разрешаются легко, забавно. Молодая бабушка выходит замуж и уже сама вынуждена подчиняться деспотической свекрови, потакать ее причудам.

Авторы с улыбкой повторяют вполне справедливые слова о том, что нужно быть терпимыми друг к другу, не требовать вознаграждения за добрые дела. Назидательность эта не навязчивая, добрая, некоторая декларативность уравновешивается забавными вставными новеллами, в которых нас восхищает мастерство актеров В.Басова, А.Папанова, Р.Быкова. Запуганный «маклер» по обмену жилплощади, бывший научный сотрудник, исполняющий обязанность няни, логопед, не выговаривающий половину букв алфавита… Но вот в этот несколько условный, хотя и узнаваемый мир врывается подлинная жизнь. И сразу обнаруживается придуманность некоторых драматических ситуаций, просочившаяся умилительность в авторском отношении к героям.

Молодая бабушка в поисках очередного размена квартиры встречается с женщиной, которую поразило глубокое горе. Ее мужу предстоит тяжелая операция, исход может быть роковым. В минуту отчаяния она как бы заново переживает свою жизнь, судит свои поступки по высшему счету совести. Эту роль убедительно ведет молодая актриса Людмила Зайцева. Перед истинностью чувств становятся мелкими и незначительными многие семейные неурядицы других персонажей, их обиды выглядят смешными и нелепыми. Этот эпизод мог бы стать кульминационным в фильме как для развития действия, так и для судьбы главных персонажей. Тогда незатейливая семейная история обрела бы более глубокое звучание. Но авторы фильма лишь намекнули на эту возможность, не воспользовались ею до конца и завершили картину бравурным комедийным финалом.

Каждый автор вправе определять для себя внешний масштаб своего исследования. Все зависит от уровня размышлений художника, от его гражданской позиции. Даже такая банальная житейская ситуация, как размен квартиры, может стать поводом для раздумий о порядочности, доброте, чувстве ответственности. Именно к этому стремились авторы телеспектакля «Истцы и ответчики» (сценарист Н. Долинина, режиссер Г.Павлов, Центральное телевидение).

Откуда берутся душевная черствость, потребительское отношение к окружающим? Как может молодой талантливый математик, казалось бы, человек интеллигентный, вести себя непорядочно по отношению к женщине, которая его воспитала, была ему вместо матери? На эти вопросы невозможно ответить однозначно. И авторы предлагают нам «информацию к размышлению». Судебное разбирательство вокруг размена квартиры превращается в своеобразный разговор со своей совестью, в котором истцы и ответчики не раз меняются местами, где право юридическое вступает в непростое взаимодействие с правом моральным.

Воспитание человека и гражданина – процесс сложный. У него нет предельного возрастного рубежа, его протяженность – вся жизнь людская. Бывает трудно, особенно когда характер еще не сложился, найти в себе готовность без всяких сомнений поступиться своими интересами, И для того, чтобы высокая нравственность в конечном итоге восторжествовала, необходимы мудрость старших, умение найти путь к сердцу молодых людей. Такие люди представлены в фильме – это профессор математики Татаринова и судья Кавелин.

Мастерство Лидии Сухаревской и Ростислава Плятта заставляет нас поверить в значительность этих героев. Люди трудной военной судьбы, с большим жизненным опытом, твердыми представлениями о добре и зле оказались волей обстоятельств вовлеченными в эти в общем-то «кухонные» склоки, за которыми, однако, жизнь людей, их настоящее, прошлое, будущее. В перерыве между судебным разбирательством они хотят понять не столько суть дела (с юридической стороны оно достаточно ясное), сколько разобраться в нравственной позиции истцов и ответчиков. И то, что рассказанная с экрана история, в иных своих аспектах не слишком оригинальная и глубокая, становится поводом для размышлений о подлинных ценностях нашей жизни, во многом определяется точным выбором исполнителей главных ролей, их «личностным потенциалом».

Нам интересны на экране не просто персонажи, пускай даже узнаваемые, а личность неповторимая в своей индивидуальности, творчески активная программа которой в равной мере раскрывается в общественной и в личной жизни. Именно поэтому главный врач профилактория Иван Федорович Званцев из телефильма «Месяц длинных дней» (авторы сценария И.Ольшанский, В. Ольшанский, режиссер С.Евлахишвили, Центральное телевидение) стал генератором мысли и сюжета, предстающих на экране. События фильма в какой-то мере ограничены замкнутым миром заводского профилактория. Здесь, в одном доме, одном микрорайоне, скрещиваются разные судьбы, прочерчивается сложность человеческих взаимоотношений. Не все в фильме равнозначно, не все сюжетные линии дают важную информацию о героях и событиях, проходящих перед нами.

Но стоит на экране появиться артисту Михаилу Глузскому, как сразу возникает ощущение подлинности происходящего, ощущение жизни в ее сложности, связи со временем, с ее радостями, успехами и поражениями. Никогда не была она у Званцева спокойной и безоблачной, ибо ему, кроме всего прочего, важен духовный климат, профилактика души человека, с которым его сводит судьба. Конфликт героя с директором типографии носит не только «производственный» характер. Званцев борется за нравственность еще молодого человека, его принципиальность.

Но вот у себя дома Званцев порой не находит взаимопонимания с близкими людьми, и в этом его драма, в которой в равной мере виноваты он сам и его взрослые дочери. Занятому своими делами, ему не хватало времени, чтобы вглядеться, как и чем живут его домашние.

«Семейные саги», истории из жизни и быта современников, регулярно появляются на голубых экранах. С разной степенью художественности ведется рассказ о будничных делах, каждодневных заботах, житейских драмах. Но дело в том, что зрителям не только интересны и важны узнаваемые приметы быта, герои, похожие на соседа с лестничной клетки или парня с нашего двора, но и необходимо нравственное обогащение от увиденного. Это случается, когда художникам удается подняться над обыденным, в частном случае распознать общее, уловить не внешнее, а глубинное течение жизни и времени. И тогда вступает в силу обратная связь. Зритель становится не сторонним наблюдателем происходящего на экране, а соучастником события. Ведь пробуждать духовную активность зрителей – одна из важнейших задач телеэкрана.

М. КВАСНЕЦКАЯ

«Правда»
27 мая 1978 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001