обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






НЕ ТОЛЬКО В ВОСКРЕСЕНЬЕ

Почта начала дискуссии отличается от писем, пришедших после множества публикаций, к финалу обсуждения. Темпераментное, эмоционально высказанное отношение к тем или иным программам, исполнителям, композиторам сменилось попыткой разобраться в общем, объяснить причины, сделать прогноз. Письма стали длиннее, солиднее, прибавилось вескости в доводах. Многие авторы, выходя за пределы разбора качества развлекательных программ, пишут об их социальной значимости, о том, как они способны видоизменить «расписание» досуга: «Вечерние телевизионные часы в состоянии полностью перекроить быт семьи. Само объявление в программе таких передач, как «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», «Вокруг смеха», «Что? Где? Когда?» создает в нашей семье предвкушение праздника. Не хочется никуда выходить из дому, и настроение у всех хорошее, и даже уроки дети делают пораньше. Стараемся, чтобы было чисто и красиво в доме, чтобы мы не ощущали груз посторонних забот. И, представьте себе, садясь к телевизору, одеваемся понаряднее. Никаких шлепанцев и халатов! Самое поразительное: во всем доме тоже тихо. За стеной никто не ругается, над потолком никто не кричит, в подъезде как вымело всех, кто лепится обычно на подоконниках. Но вот бывает (и, к сожалению, часто): наступает суббота, по телевизору – ничего интересного, и – началось: в подъезде – гвалт, за стеной – крики, люстра дрожит от топота. Телевидение может влиять на нашу жизнь, но… не желает? А представьте, как было бы прекрасно, если бы каждый день в определенное время шли программы, специально рассчитанные на отдых после трудного дня, - сколько людей потянулось бы на цветной уже, а не голубой, огонек!» (Л.Озерникова, Иркутск)

В этой семье, как мы видим, детям-школьникам не возбраняется «сидение перед телевизором» по вечерам – родители поняли, что оно приносит свои плоды: укрепляются внутрисемейные связи. Но вот взгляд «с другой стороны». Много ли могут выбрать для себя те самые, которым «не возбраняется»? «Когда мне было лет десять, шла усиленная борьба за то, чтобы дети как можно меньше времени проводили у телевизора. Считалось, что это вредно для общего развития и, в частности, для здоровья. Указывались даже определенные дозы времени. Как говорится, «запретный плод сладок», и теперь я бы мог часами просиживать у телевизора, но ничего привлекательного не нахожу для себя, кроме футбола и кинофильмов. То, к чему лежит моя душа, дарят другие источники: радио, магнитофон, пластинки. Присоединяюсь к мнению всех, кто высказывался в ходе дискуссии за организацию периодических передач на материале советской и зарубежной эстрады. Я не отказываюсь от телевидения заранее и раз и навсегда, не ограничиваю его функции показом спортивных баталий, я жду, когда же телевидение вспомнит про молодых и получше узнает, что нас интересует». (В.Грязнов, Москва) О том, что небогата еще фантазия авторов и режиссеров наших развлекательных программ, в дискуссии говорилось достаточно много. Вот еще одно характерное подтверждение: «Приятно почувствовать себя пророком, хотя бы мини-пророком. Недавно в одной из передач «Утренней почты» зашла речь о ярмарках, и я тут же сказал своим домашним: «Гвоздем программы будет Марыля Родович с песенкой «Разноцветные ярмарки!». Через несколько минут мое пророчество сбылось. Приятно? И да, и нет. Уже года два Марыля Родович других песен на наших телеэкранах не пела. Деталь, забавный случай, но говорят они о стиле наших развлекательных программ, где все вертится вокруг десятка исполнителей и двух десятков песенок». Далее, уже не уповая на телережиссеров, К.Сосис из Киева под рубрикой «Если бы директором был я…» предлагает огромный тематический и жанровый список возможных передач. Приводить его здесь не стоит только потому, что подобные рекомендательные списки предлагают почти все телезрители. А после письма В.Малкина, опубликованного в «ЛГ» 23 июля, каждый, описывая свое отношение к развлекательным программам, не забывал указать, что полностью присоединяется к его пожеланию ввести на ТВ передачу «Встречи с советскими эстрадными коллективами». Или вот, например, случай, когда даже глаз непрофессионала – просто телезрителя – оказывается зорче глаза телережиссеров и сценаристов:

«В одной концертной программе «Песня-80», показанной по Центральному телевидению вечером 17 августа, - зародыш сразу нескольких прекрасных передач. Из прозвучавших друг за другом «скороговоркой» номеров можно сделать концерт: концерт к 85-летию со дня рождения Леонида Осиповича Утесова, концерт песен военных лет, программу песен и стихов Булата Окуджавы, фильм о певце и актере Вахтанге Кикабидзе – все это под силу телевидению, но для этого необходимо идти путем поиска, а не стандартного повторения давно устоявшихся форм, в общем, заимствованных телевидением у эстрады. А пока что малопонятный принцип сбора песен к конкурсу (!) «Песня-80» - об этом неоднократно писалось, но воз и ныне там…» (Ю.Полякова, Москва)

У нас немало достойных телеэкрана ансамблей, и певцов, и юмористов, это всем известно, и потому многих огорчает их отсутствие в передачах Центрального телевидения. Даже известные московские коллективы – гости редкие (как удивился В.Грязнов, увидев в одной из дневных, случайных, программ выступление «Машины времени» - ансамбля, безусловно, интересного!), что уж говорить о периферийных актерах, певцах и пародистах. А между тем существует одна развлекательная программа, - «вылавливание» из десятков и сотен певцов самых способных и многообещающих (речь идет о конкурсе «С песней по жизни»). Он призван представить их всесоюзному зрителю через телевидение. Многие эстрадные певцы социалистических стран своей популярностью обязаны именно подобным конкурсам. Но, как ни странно это на первый взгляд, о нашей программе «С песней по жизни» в письмах ничего не было сказано. Не сочтем это за простую забывчивость наших корреспондентов: видимо, слушателям конкурс не пришелся по душе, не хватило ему соревновательного духа, живой атмосферы. Тем не менее читатели советуют: ищите по всем городам, есть там много интересного, а если, как считает Б.Денискин из Ялты, «будут еще найдены и оригинальные (подчеркиваем это!) формы представления талантов, то наше телевидение сделает качественно новый шаг на пути популяризации советского эстрадного искусства».

И может быть – почему бы не помечтать? – когда будет упорядочено количество развлекательных программ, установлена их периодичность, когда придут к нам режиссеры и ведущие, покоряющие не только раскованностью, но и знанием своего дела, станет осуществимым призыв Е.Болдыревой («ЛГ» №30) – видеть за каждой передачей своего зрителя, работать с определенным адресатом. А пока вокруг письма Е.Болдыревой идут споры, и некоторые не согласны с ее позицией: «Главное не возраст, а зрительские интересы, и, насколько я могу судить просто из жизненных наблюдений, они одинаковы у людей всех возрастов – и восемнадцатилетних, и сорокалетних – в то же время разные у сверстников. Вот и сам автор письма утверждает, что передача «Что? Где? Когда?» рассчитана на зрителя любого года рождения, хотя и делается в редакции молодежных программ. Добавим сюда и программу «Вокруг смеха». Обратите внимание на зрителей, сидящих в зале: среди них и совсем юные, и пожилые люди. Мой вывод таков: толково сделанная развлекательная программа – с тонким юмором, с веселой песней, с певцами действительно популярными – понравится всем. Работать на точный возрастной адрес – это значит заранее сужать рамки программы. Стоит ли?» (С.Иванова, Казань).

В этом письме, как и у Е.Болдыревой, упомянута передача «Что? Где? Когда?». Как видно, прозвучавшее в некоторых материалах дискуссии желание отделить развлекательные программы от познавательных – как бы зрелищны они ни были – не принесло плодов. Большинство читателей продолжает включать в список развлекательных программ и «Что? Где? Когда?», и «Кинопанораму», и «Клуб кинопутешествий». Возможно, это и неверно с точки зрения классификации жанров, но разве можно винить кого-нибудь? Вероятно, познавательные передачи восполняют отсутствие развлекательных. Природа-то не терпит пустоты! И тут, пока суд да дело, пока наладит телевидение постоянные программы и поднимет их на должный уровень, зрители советуют, например, такое: «Собрать те программы, которые уже созданы на республиканских студиях (у нас в Азербайджане такие есть, и в Грузии, судя по письму В. Малкина, и в Таллине), и показывать их по Центральному телевидению, пусть они станут достоянием всесоюзного зрителя, они этого достойны» (Г.Михайлова Али-Байрамлы, Азербайджанская ССР). Мы не ставим еще точки в нашей дискуссии, впрочем, точки здесь и не надо – не должно быть, пусть будет продолжение, отклик – уже на телеэкране.

Отдел искусств «ЛГ»

«Литературная газета»

17 сентября 1980 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001