обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЧЕРЕЗ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ

телеобозрение

Мы уже привыкли к тому, что телевизор стал неотъемлемым элементом нашего досуга, чем-то вроде электронно-семейного очага. Однако не часто задумываемся, какой мощный поток разнообразной информации идет сквозь шлюзы малого экрана, как ориентирует нас в проблемах и событиях дня непрерывная оперативная телегазета. А ведь каждая телевизионная неделя дает публицистический материал для размышлений: в воскресенье это «Сельский час», «Служу Советскому Союзу», в понедельник – «Соревнуются трудящиеся…», в среду – «Наука сегодня», в четверг – «Ленинский университет миллионов» и т.д. И, конечно, ежедневное «Время».

Недавние юбилейные программы Центрального телевидения, прямые трансляции обсуждения и торжественного принятия Конституции СССР оставили яркий след в памяти. Миллионы людей приобщились к заботам общепартийным и общегосударственным, увидели широкую панораму достижений братских союзных республик, впечатляющие плоды дружбы и сотрудничества социалистических стран, познакомились с трудовыми династиями Советского Союза. Более года шла на экране телевизионная летопись страны «Наша биография», и уроки ее оказались поучительны как для зрителей, так и для создателей цикла. Авторы писем отмечают «живой, нетрафаретный тон» в показе, «воспитательное, познавательное, художественное значение передач», «действительно интересную, красивую и сложную биографию страны». «Как высоко нужно нести свою честь, честь своей семьи, - делает вывод К.Ширяева из Полтавы, - чтобы не уронить достоинства своей страны!»

Живущие на экране люди… Вспоминаются: ветеран партии Богданов, выполнявший поручения Ленина, селянка Артемова из первого в стране совхоза «Гигант», бригадир бетонщиков Аня Лошкарева, восстанавливавшая Днепрогэс, солдат Шайдаюк, откопавший после войны спрятанный от оккупантов трактор, космонавты, многие знаменитые люди искусства. Именно они (всего в «Нашей биографии» заснято более трехсот участников событий) помогли нам непосредственнее ощутить само движение Истории. Найденные авторами цикла публицистические приемы – использование хроники, документа и репортажа, проникновение в диалектику событий с помощью ленинских работ, органический сплав документального и художественного материала – дали то, что наиболее ценится в телевидении: эффект присутствия, пищу уму и эмоциям. Вместе с советскими людьми эти серии видели жители Чехословакии, ГДР, Монголии, других стран. Но вернемся к каждодневным, будничным передачам. Здесь немало оперативной актуальной информации: экран повествует о трудовых победах коллективов, выполнении и перевыполнении планов и социалистических обязательств в ходе соревнования, ускорении научно-технического прогресса, качестве товаров для населения, соблюдении социалистической законности, проблемах семьи и школы. Как правило, успех программы определяется постановкой важных общественных вопросов, интересным составом участников, мастерством авторов передачи.

В одной из передач «Сельского часа» телевидение познакомило зрителей с рисоводами Кубани. Мы испытали чувство искреннего уважения к экскаваторщику Петру Мартынову, чье владение машиной доведено до совершенства, звеньевому Александру Котивцу – умному воспитателю молодых специалистов, отцу и сыну Поветьевым, не уступающим друг другу в получении отличных урожаев, профессору биологу Е.Алешину, для которого главный аргумент науки таков: а что скажет поле?.. Все они энтузиасты своего дела, люди в высокой степени увлеченные, умеющие не только образцово трудиться, но и жить большой, духовно богатой жизнью, люди, которые вносят в сельский быт элементы новой культуры, нового мышления. Позднее мы с удовлетворением узнали, что ряд участников этой передачи за создание крупного водохозяйственного комплекса удостоен Государственной премии СССР.

Однако бывает и другое: включишь телевизор, а вскоре ловишь себя на мысли, что хочется погасить экран. Немало еще нам предлагается передач, не пробуждающих подлинного интереса у зрителя. Например, передач о соревновании, похожих на экономико-географические отчеты; или о крупных стройках пятилетки, представленных, главным образом, парадом техники. Это не значит, что для данных передач не нашлись умные собеседники. Просто авторы не проявили должной компетентности, не взволновались судьбами героев, не выбрали точного жанра. В таких случаях обычно берутся на вооружение старые, трафаретные приемы, которые создают видимость «нужной», «актуальной» передачи, а на деле снижают ее публицистический эффект.

Байкало-Амурская магистраль… Какой богатейший материал дает стройка века для журналистов и писателей, для рассказа о становлении многонационального коллектива, характера, личности молодого рабочего, для постановки острых хозяйственных проблем, показа масштабности свершений. Трехсерийную программу «Трудовой ритм БАМа» тележурналисты построили как чисто описательный, «беспроблемный» очерк. Что добавляет такая экранная иллюстрация к уже известной информации? Вот кадры интервью с одни из бригадиров, который, словно угадав настроение гостей из столицы, говорит: «Особых трудностей здесь нет… Только то, что зима очень холодная…»

Автор другой передачи уводит председателя колхоза к реке и здесь, у вечернего костра, под прицелом кинокамеры, заявляет: «Хочется говорить о семейных делах, о недавнем концерте, но разговор как-то само собой вновь заходит об урожае…» А затем – привычный поток цифр, техницизмов, скороговорка. Нет, зритель не против цифры и термина, если раскрывается их глубинный смысл, если они математически точно доказывают преимущество передовых методов.

В год ударного труда возрастает роль актуальной телепублицистики, оперативной информации с переднего края пятилетки. Перед телевидением стоит задача более динамично, содержательно и ярко распространять ценные инициативы и опыт передовиков, заинтересованно, через судьбы людей рассказывать о ходе соревнования, усиливать его воздействие на повышение эффективности производства, дальнейший рост трудовой и политической активности советских людей.

Рамки традиционных передач время от времени становятся тесными для нового содержания. Широкую аудиторию зрителей вряд ли удовлетворит сегодня полулекция-полурепортаж под актуальной рубрикой «Ленинский университет миллионов». От этой программы ждут страстного публицистического слова, политического комментирования фактов, яркого изобразительного ряда. Лучшие юбилейные программы телевидения подсказывают новые выразительные средства для раскрытия социально-экономических проблем, показа живого опыта трудовых коллективов.

Телевизионная публицистика – тонкий инструмент воздействия на гражданское воспитание подрастающего поколения. Опрос молодежной аудитории, проведенный Гостелерадио СССР, показал, что в таком немаловажном вопросе, как выбор будущей профессии, авторитет телевидения и радио у старшеклассников на втором месте после мнения семьи, родителей. Информации у ребят недостаточно, они многое черпают для себя из лучших телепрограмм («От всей души», «А ну-ка, девушки!»), просят рассказать о самых разных профессиях, о разных видах работ. Поэтому важно расширять спектр содержания, делать более увлекательными по форме подобные передачи. И как было бы хорошо, если бы они помогли в становлении будущих шахтеров, токарей, механизаторов.

…В очередной программе «Книга. Время. Читатель» выступили летчик-испытатель, академик, народная артистка. И слушая их, видя их одухотворенные лица, начинаешь лучше понимать, почему летчица, установившая не один мировой рекорд, любит Лермонтова и Николая Островского, почему бывший детдомовец, открывший для себя «Войну и мир» Льва Толстого и мировые загадки немецкого биолога Эрнста Геккеля, стал генетиком, академиком.

Актриса читает пушкинские строки:

Зари багряной полоса

Объемлет ярко небеса.

Блеснули долы, холмы, нивы,

Вершины рощ и волны рек.

Раздался утра шум игривый,

И пробудился человек.

Не правда ли – видится начало какой-то новой, необычной, многообещающей передачи? Передачи, которая задумывается именно сегодня.

Е. Велтистов

«Правда» 22 января 1978 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001