обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






СОВРЕМЕННОСТЬ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ

Телевидение прочно вошло в быт, стало неотъемлемым элементом духовной культуры. Малый экран информирует, учит, вооружает новым опытом, знакомит с важнейшими событиями внутри страны и за рубежом. Для наших дней характерен, как отмечалось на ХХУ съезде КПСС, «живительный процесс обогащения искусства знанием жизни и, с другой стороны, дальнейшего приобщения многомиллионных масс трудящихся к ценностям культуры». Телевидение, несомненно, самым активным образом участвует в этом процессе.

Современность в ее различных гранях и проявлениях, отражение трудовых свершений и замечательных морально-политических качеств строителей коммунизма, того, чем мы живем, о чем мечтаем, над чем работаем, - вот магистральное направление творческих поисков мастеров телеэкрана. Лучшие передачи и тематические циклы, документальные и художественные фильмы, созданные на Центральном телевидении и местных студиях, свидетельствуют о стремлении их авторов вторгаться в суть социально-политических, экономических, нравственных проблем, деятельно помогать своим творчеством партии и народу в решении задач десятой пятилетки. На актуальном, злободневном материале построены, например, телецикл «Год третий – год ударный», программы документальных фильмов « Твой труд – твоя высота», «Сельские будни», «По Сибири и Дальнему Востоку».

Широкие технические возможности телевидения позволяют, что называется, по горячим следам создавать летопись созидательных будней советского народа, освещать практику социалистического соревнования, многообразие общественной жизни. Теледокументалисты проникают со своими камерами в самые отдаленные уголки страны, находят интереснейших людей, которые по праву становятся героями передач и фильмов. Успех сопутствует тем работам, где верный, не случайный выбор темы и объектов съемок, одухотворенный благородной идеей замысел реализуется через талантливое профессиональное исполнение, умение авторов публицистически точно и художественно впечатляюще раскрывать явления, на которые нацелен их объектив.

Однако работники телевидения по опыту знают: даже у творческих находок и профессиональных удач век подчас недолог. То, что еще вчера радовало, казалось оригинальным, свежим, сегодня может уже не удовлетворять, восприниматься как примелькавшийся от повторения штамп. И это закономерно, ибо стремительно развивается сама жизнь, изменяется телевидение, сложнее и разнообразнее становятся запросы его аудитории. Усиление роли телевидения как мощного средства идейно-политического и нравственного воспитания, формирования и выражения общественного мнения, неуклонный рост общеобразовательного и культурного уровня советских людей рождают в свою очередь все более высокие требования к коллективам студий.

Заинтересованно, доброжелательно, но вместе с тем и взыскательно, строго оценивается их работа в ежедневной редакционной почте, в откликах зрителей на новые телепроизведения, особенно, современного содержания. В письмах говорится, в частности, о том, что теледокументалистика нередко «не дотягивает» до яркой волнующей публицистики. На экране, порой, воспроизводятся жизненные факты, не осмысленные достаточно глубоко. Иные конкретные производственные и бытовые ситуации в документальных лентах подаются в сугубо иллюстративном, «фотографическом» ключе и потому остаются на уровне частных эпизодов и случаев.

Определенные творческие достижения заметны в художественном телевизионном кино. Тем не менее нельзя не обратить внимания, что у ряда авторов таких произведений, в частности, работающих в жанре многосерийного телефильма, преобладает интерес к исторической проблематике, материалам прошлого. Некоторые сценаристы и режиссеры как бы робеют и теряются перед многообразием, масштабностью и сложностью проблем, которые выдвигает наше время. Следует пожелать им большей творческой смелости и дерзания в художественном исследовании перемен на производстве, в общественной жизни, человеческих отношениях. Фильмам и телеспектаклям о дне сегодняшнем, о современниках – всегда достойное место в программах телевидения.

В этом году появилось несколько телевизионных художественных лент о молодых героях наших дней. Вместе с литературой, театром и кинематографом телевидение открывает зрителям новые грани «производственной темы», ее моральные аспекты. Но сделаны лишь первые шаги. Важно, чтобы эта тема, в разработке которой встречается еще немало схематизма, проторенных дорог и решений, обрела подлинно художественную форму. Зрители вправе ждать от мастеров телевизионного кино большего вклада в освещение вопросов воспитания молодежи, формирования личности.

Почетное и ответственное призвание работников телевидения – создание ярких экранных образов строителей коммунистического общества. В этом направлении сегодня телевидение уже способно соревноваться на равных с литературой и кинематографом. Оно располагает немалыми техническими, эстетическими возможностями, на телестудиях выросли опытные кадры творческих работников. Каждый из них не только обязан постоянно повышать свою общую и профессиональную культуру, но быть энергичнее и настойчивее в творческих исканиях, достойно продолжать славные традиции нашей журналистики, советского искусства.

Новые большие задачи встают перед мастерами малого экрана в свете решений июльского (1978 года) Пленума ЦК КПСС. Телевидение уже сейчас немало делает для сельской аудитории. Новые формы контакта со зрителем, разговора об актуальных проблемах ищут авторы телепрограммы «Сельский час», других передач о деревне. Но немало еще предстоит сделать, чтобы телевидение полнее удовлетворяло запросы тружеников села. На создание произведений большой общественной значимости, высоких идейно-художественных достоинств должны быть ориентированы вся творческая жизнь коллективов телерадиокомитетов, деятельность их партийных организаций. Первостепенное внимание этому призваны уделять и партийные органы, осуществляющие руководство местными студиями. Их долг – всемерно развивать и поддерживать перспективные начинания, творческий поиск работников телевидения на пути талантливого освоения современной темы.

«Правда» 30 сент. 1978 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001