обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО КАК ЧАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Телевидение и радио занимают в жизни каждого человека все большее и большее место, говорилось в прениях по докладу Р.Рождественского. Массовые коммуникации, появлением которых мы обязаны техническому прогрессу ХХ века, играют огромную роль в пропаганде идей социализма и коммунизма. Все большее число рубрик и передач, все больше телефильмов делается руками писателей, они активно сотрудничают на телевидении и на радио. Новые горизонты, открытые телевидением и радио, связаны с проблемами – творческими и организационными, о которых и шла речь в выступлениях.

Телевидение должно не только информировать, но и обращаться к душе и сердцу человека. А для этого, несмотря на то, что уже много сделано и найдено, необходимо продолжать поиск новых форм, говорил в своем выступлении Ю.Прокушев (Москва). Пропаганда литературы на телевидении – основное дело писателя, и надо расширять круг выступающих на голубом экране. Он затронул также и чрезвычайно важную для сегодняшней телевизионной публицистики тему развития Нечерноземья. «Делается в этом плане, казалось бы, немало. Но если подумать – Нечерноземье – это сердце нашей Родины, края и области Нечерноземья приняли на себя, пожалуй, самый тяжелый удар войны. Думаю, что Нечерноземье, его проблемы должны занимать все большее внимание. Вот если бы с такой же страстью и силой, с привлечением столь же могучей телерадиотехники, какую мы видели на Олимпиаде, освещать на телеэкране и в радиопередачах труд, жизнь, мечты, борьбу за подъем для всех родного и близкого Нечерноземья!» Настало время решать и организационные вопросы - необходимо усилить контакты между Союзом советских писателей и Гостелерадио, и для этого пришло время создать при СП СССР совет по телевидению и радио.

В.Коротич (Киев), напротив, считает, что нельзя стремиться к увеличению числа писателей, вступающих на телеэкране в прямой контакт со зрителями. Для этого нужны особые качества, особая одаренность. Показательным примером могут служить двадцать передач с участием писателей, подготовленных украинским телевидением. Из них лишь четыре-пять можно считать удачными – в них реально проявилась писательская личность. Писатель должен тщательнее готовиться к выступлению на телевидении и радио. Быть может, стоило бы подумать о режиссерах для писательских выступлений. Зная, каким успехом пользовался у любой аудитории Маяковский, стоит вспомнить, что за его спиной стоял Мейерхольд, а многие украинские писатели были связаны с Довженко.

О профессиональном уровне писательского творчества на ТВ говорил в своем выступлении Ю.Андреев (Ленинград). Он поставил вопрос об оплате работы по общесоюзным нормам авторского права, так как это впрямую связано с качеством сценариев, передач, выступлений. Эта же мера, по его мнению, привлечет на телевидение еще больше писателей и тем самым перекроет дорогу ремесленникам.

Писатель и телевизионная публицистика – такова тема выступления В.Ардаматского. Он напомнил имена тех, кто работал на радио в то время, когда телевидение еще не было изобретено. Они считали важнейшим делом выступления по радио. Эту традицию надо продолжить и сегодня, привлекать на телевидение публицистов, создавать новые передачи.

Необходимо в большей степени пропагандировать творчество литераторов из союзных республик на Центральном телевидении. Благодаря появлению телевидения многие познакомились с произведениями классики и лучшими произведениями русской и мировой советской культуры. Эту работу по распространению знаний Тула Тураб (Узбекистан) представляет одним из важнейших звеньев в работе телевидения.

Об активном участии писателей Казахстана в работе республиканского телевидения рассказал Г. Каирбеков.

Литература на телевидении и радио представлена достаточно широко, но есть ли у нас литература, созданная специально для них? Пока драматургии для телевидения и радио практически не существует, и те немногие произведения, которые имеются, не поднимаются выше посредственного уровня – этот, один из важнейших для практики телевидения и радио, вопрос осветил В.Буравкин (Минск).

Телевидение – это, прежде всего, обмен духовными ценностями, но если можно сегодня сказать о том, что информационная служба на радио и на телевидении поставлена хорошо, то различные передачи, концерты, телепостановки, которые и призваны удовлетворять духовные запросы, проигрывают по сравнению с нею. С приходом кино и телевидения литература не ушла в тень, на ней лежит все та же ответственность. И тем выше ответственность писателя, который приходит на телевидение. Он должен как можно острее ставить проблему, но зачастую телевидение предлагает приукрашенный вариант реальности.

Писатель приносит на телевидение и на радио свой мир. И от него, от самого писателя зависит, сумеет ли он его раскрыть перед телезрителями, сказал А.Дементьев (Москва). Писатель, выступающий на ТВ или пишущий для него сценарий, должен, прежде всего, думать о молодежи, он так или иначе становится воспитателем. В своем выступлении А.Дементьев говорил о необходимости соблюдения законов жанра – для любых передач, в том числе, и для развлекательных, таких, как «Голубой огонек», которые, порой, грешат отсутствием вкуса и меры. Многие выступающие уделили внимание развлекательным передачам Центрального телевидения, и, в особенности – песне, звучащей с голубого экрана. Они отметили низкое профессиональное качество песенных текстов, противопоставив работу профессионалов «работе» ремесленников.

Л.Ленч подверг критике юмористические передачи Центрального телевидения. Он отметил, что некоторым из них, в частности, передаче «Вокруг смеха», недостает сатирического звучания.

В прениях по докладу Р.Рождественского были затронуты многие актуальные проблемы практики телевидения и радиовещания. От того, насколько активно, ответственно и плодотворно будут работать писатели в эфире и на голубом экране, зависит не только успех отдельных рубрик, фильмов или выступлений, но и уровень телевидения и радио в целом. Писатель в эпоху развития средств массовой информации приобрел еще одну мощную возможность для разностороннего творчества, и от него – от писателя - зависит во многом то, какими являются телевидение и радио сегодня и какими они станут завтра.

Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

На нашем съезде тема «Литература для телевидения и радио как часть художественного творчества» впервые была выделена для обсуждения в специальной комиссии

В дискуссии приняли участие представители Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Каждый из выступавших делегатов съезда говорил об огромном значении нашего писательского взаимодействия с могучими современными средствами массовой информации, говорил о проблемах, удачах и неудачах этой повседневной работы, вспоминал о прекрасных телевизионных фильмах, снятых по романам известных советских писателей, отдавал должное выдающимся мастерам, чьи традиции мы в меру своих сил продолжаем. Когда сегодня вечером (или завтра, послезавтра – в любой день) вы включите свой телевизор, чтобы посмотреть программу «Время», пожалуйста, знайте: вместе с вами ее будут смотреть более ста пятидесяти миллионов человек. Вдумайтесь: сто пятьдесят миллионов!

Могут спросить: а разве дело в количестве зрителей или слушателей? Разве дело в цифрах? Отвечу: в данном конкретном случае – именно в количестве, именно в цифрах! Писатель, подходя к микрофону или к телевизионной камере, обязан помнить об этих цифрах, обязан еще и еще раз спросить у самого себя: а что именно я могу сказать, могу сообщить такому количеству людей? Всем вместе и каждому в отдельности? Корни, постоянно питающие нашу жизнь и наше творчество, существуют в каждом из нас. Я говорю о глубинных корнях народных – национальных, исторических, духовных, нравственных. Без этих могучих корней невозможно представить мир в развитии, воспринимать его ценности, ощущать время и пространство, понимать сегодняшний день и вглядываться в день завтрашний. И вполне естественно, что тема защиты общенародной памяти, защиты корней наших постоянно находится в зоне внимания писателей, выступающих по телевидению и радио. Нас волнуют абсолютно все стороны живой, полнокровной, созидательной жизни. И не просто волнуют: есть писатели, которые, выбрав когда-то одну проблему, одну часть бытия или, допустим, одну большую стройку, изучили объект своего интереса досконально, знают его не в общих чертах, не понаслышке, а во всех подробностях. И надо сделать так, чтобы сумма этих «своих тем» охватывала бы весь комплекс сложных социально-экономических проблем общества. Повторяю: весь комплекс! Важно только, чтобы наше писательское неравнодушие было постоянным, всегдашним. Я не раз слышал (да и видел на экране) интервью, где одному человеку (корреспонденту) неинтересно спрашивать (потому что он заранее знает ответ), а другому неинтересно отвечать (потому что все – в основном, однозначные – ответы уже содержатся в самих вопросах). Обоим неинтересно, однако оба играют в эту никому не нужную игру: один спрашивает, другой отвечает…

Я видел телевизионные беседы (в том числе и писательские), где каждый из собеседников, отговорив и отвыступав, сразу же начисто «отключается». Своего коллегу он совершенно не слушает и – создается такое впечатление – даже вряд ли видит. А вышеупомянутый коллега, когда роли меняются, естественно, платит ему той же монетой. Так вот они и «беседуют»… А ведь тема-то самой беседы – очень важная!..

И не правда, что пропагандистская отдача от таких «интервью» и «бесед» равна нулю. Если бы нулю! Нуль – это еще терпимо. Но равнодушный экран и равнодушный голос по радио, как правило, вызывают отрицательное отношение не только к этим «живобеседующим» людям, но и ко всему тому, о чем они говорят. И передача, вместо того, чтобы в чем-то убеждать, начинает действовать в обратном направлении…

Известны также случаи, когда тот или иной писатель приносит на телевидение заведомо несостоявшийся сценарий, побывавший до этого буквально на всех киностудиях страны и всеми ими дружно отвергнутый. Почему-то писатель убежден: «Нигде не взяли, а для телевидения – сойдет…» Странная и вредная убежденность! Есть такой красивый, почти былинный образ (о нем уже упоминал в докладе Георгий Мокеевич Марков): образ писателя-сеятеля, вечного труженика, обрабатывающего бескрайнюю ниву… Так вот, работу на радио и телевидении нужно всегда считать составной частью этой бескрайней писательской нивы, а не отдельно расположенным огородом, предназначенным исключительно для личных нужд! Однако вполне очевидным является и вот что: некоторые существующие правовые и финансовые взаимоотношения между телевидением, радио (с одной стороны) и писателями (с другой) явно нуждаются в уточнениях.

На комиссии, в частности, говорилось о не очень объяснимом принципе, по которому, скажем, высококлассный телевизионный спектакль, поставленный по талантливой пьесе, может повторяться на голубом экране множество раз и каждый раз вызывать самые добрые отклики телезрителей. И все-таки оплачиваться будет эта пьеса точно так же, как и та пьеса, которая, однажды мелькнув на экране, сразу же забудется зрителями навсегда. И получается: тем самым мы поощряем «вал», количество, а не качество! Ведь пока настоящий автор пишет одну хорошую пьесу, ненастоящий успеет «сварганить» две средних. Думаю, что этот вопрос необходимо решить вместе с ВААПом… На нашей комиссии шел разговор и о выступлениях писателей на телевидении и радио. И здесь, прежде всего, необходимо отметить хорошо и долговременно действующие передачи, которые ведут Алексей Александрович Сурков, Анатолий Алексин, Василий Песков. На радио давно уже существует рубрика «Поэтическая тетрадь». Ее неординарность и высокий уровень не раз отмечались прессой.

Своеобразной антологией нашей многонациональной литературы стали и вечера в Концертной студии Останкина. На комиссии говорилось и о том, что сейчас радио и, особенно, телевидение все больше и больше становятся прямыми воспитателями наших детей, нашей молодежи. Не замечать этого процесса нельзя. И поэтому писательское участие в деле воспитания юных граждан нашей Родины обязано быть продуманным, постоянным и внушительным… Шел разговор на комиссии и о так называемых «развлекательных программах» телевидения. К ним в последнее время все чаще относят и песню. Хочу сказать сразу: грош цена была бы нашей советской песне, если бы она только развлекала! Настоящую песню не зря называют «душой народа». Мы должны быть верными лучшим – отнюдь не развлекательным – традициям бессмертной советской песни. Песни, которая товарищ, помощник, песни, которая боец. Эти традиции мы должны всеми силами отстаивать!

Кто-то заметил, что «архитектор скрывает свои ошибки под штукатуркой, повар – под соусом, врач – под землей…» К этому высказыванию я мог бы добавить, что иногда телевидение пытается скрыть ошибки эстрадных, «развлекательных» программ под пышностью. Причем, пышностью почти купеческой, бросающейся в глаза, сверкающей, «шибко богатой».

На заседаниях комиссии говорилось и о том, что в наших литературных еженедельниках наряду с интересными статьями о проблемах «телевидения вообще» редко дается конкретный анализ писательского участия, писательской работы на телевидении, и особенно – на радио. Надо еще сказать и о том, что даже в отчетных докладах на республиканских съездах о такой важной работе, как работа на радио и телевидении, упоминалось вскользь, говорилось мимоходом, видимо, до сих пор эту работу считают побочной, прикладной, проходящей по «другому ведомству». А ведь ведомство у нас одно – писательское творчество! Творчество в любом его проявлении – творчество.

Дело всей нашей жизни. Трудное. Ответственное. Партийное.

Дело, которое мы выбрали.

Дело, которое выбрало нас. (аплодисменты)



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001