обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

Для телевидения не новость вводить в художественную ткань своих спектаклей, фильмов элементы хроники, документа, репортажа, чтобы резче выявить подлинность действия, его связь с реальными событиями. Документ давно стал одной из важнейших и определяющих черт малого экрана, его узнаваемым отличием. Обращаясь к нему, сценаристы и режиссеры как бы еще раз испытывают на прочность выведенное из практики теоретическое положение.

Но происходят и незапланированные совпадения. Многое из того, что мы видим на своем домашнем экране, обретает новые измерения в контексте дня, развивающихся ежечасно событий.

Спектакль Государственного академического театра имени Моссовета «Дон Карлос» поставлен в манере романтической условности. На телевидении при укрупнении действия эта условность проявляется еще больше. Но вдруг в силу вступают новые обстоятельства, и бессмертные шиллеровские строки отдаются сегодняшним, сиюминутным содержанием. Это получилось само собой. Рассчитанный на весь вечер, фильм-спектакль дважды прерывался текущими информационными программами – «Время» и «Сегодня в мире», и мрачные инквизиторские времена четырехсотлетней давности в Испании Филиппа 2 отзывались эхом сегодняшних взрывов в разных частях планеты, самыми последними сообщениями о политических убийствах, террористических акциях.

Репортажи из Ольстера, Сальвадора, Тегерана вплетались в сюжет драмы великого немецкого поэта. Вечная идея борьбы свободной мысли с силами гнета и тирании звучала остро и современно. Таким оказался спектакль, записанный на пленку, но показанный в обрамлении сообщений о действительных событиях. Телевидение обладает редкой способностью реконструировать минувшее, передавать его дух, заставить зрителя испытать эффект присутствия не только в настоящем, но и в прошлом. В этом смысле очень удачным оказался фильм-концерт «Экрана» «Последней весною…», в котором были исполнены шесть последних романсов Чайковского, написанных в Клину в его последнюю весну. Народная артистка СССР Ирина Архипова донесла их до слушателей с присущей ей проникновенностью и поэтичностью, а отрывки из писем композитора, среднерусские пейзажи стали дополнительными – смысловой и изобразительной – красками ленты, которую, конечно же, надо еще не один раз показать зрителю.

Вообще музыкальные программы минувшей недели оказались насыщенными интересными встречами, отличались продуманностью и художественным уровнем. Наверняка с интересом был встречен сольный концерт Аллы Пугачевой, записанный по трансляции из ленинградского концертного зала «Октябрьский». Он был лишен привычных «телестудийных» эффектов, когда изображение и песня порой существуют порознь; элемент же репортажности яснее выявил соединенность певицы с залом, ярче представил новые интересные ее песни.

Элементы репортажа несла в себе и передача «Песня – 81», основу которой составили выступления победителей пятого Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни в Днепропетровске, а также таких известных певцов, как В.Кикабидзе, И.Кобзон, Н.Гнатюк. Очень уместными по ходу этого телевизионного концерта оказались интервью с А.Пахмутовой, Ю.Силантьевым, выдержки из зрительских писем, беседы с самыми молодыми участниками концерта. Продолжением попыток создания оригинального «телебалета» стала созданная «Экраном» картина «Этот чудесный мир» с двумя миниатюрами на музыку Пуленка и Перголези, поставленными дебютантом-балетмейстером, танцовщиком Большого театра Ю.Ветровым. Для известной же балерины, народной артистки СССР Нины Тимофеевой это далеко не первая телевизионная премьера, в которой вновь выявился ее драматический дар, острота хореографического выражения. Среди художественных новинок может обратить на себя внимание двухсерийная лента «Азербайджанфильма» - «Структура момента», снятая по повести и сценарию Рустама Ибрагимбекова режиссером Р.Исмайловым. Сценарист, драматург и прозаик, отличающийся точным чувством современности, поведал вполне реальную историю, не без элементов притчи, о крушении и возрождении молодой души, ввергнутой в самообман, в жизнь, иллюзии которой, выстраиваемые героем, только больше подчеркивают пока еще не состоявшуюся судьбу незадачливого Эдика Сафарова.

Ал.АВДЕЕНКО

1981 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001