обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






КАК СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ

Борис Александрович Покровский, главный режиссер Большого театра, дебютируя минувшим воскресным вечером в качестве ведущего телевизионной передачи, вспомнил, как любил Шаляпин повторять фразу: «Сначала было слово». Великий певец думал о смысле и сути своего искусства, которое в музыкальных образах всегда несло огромное содержание, было неотделимо не только от чувства, но и мысли.

«Сначала было слово» - эту заповедь вполне можно обратить и к самому телевизионному искусству. Несмотря на богатство изобразительных возможностей домашнего экрана, слово было и остается одним из драгоценнейших и постоянных открытий так же, как остается всегдашним зрительским желанием ожидание умного и интересного собеседника. Зритель давно уже понял и ощутил, что истинно телевизионный собеседник – это тот человек, который, всегда оставаясь самим собой, тем не менее умеет найти ту неуловимую грань соединения собственных и зрительских интересов, что превращает его как бы в доверительного посредника аудитории. Посредника между тем, что свершалось когда-то на глазах рассказчика, а теперь отражается в глазах зрителя.

Б.Покровский вел передачу «Это было недавно…». Она зарождалась на телевидении как некое развлекательное «ретроревю», знакомя с редкими кадрами, запечатлевшими знаменитых артистов. Потом, помимо кадров, в ней появилось и еще одно качество – проникновенное слово очевидца, внимательного и тонкого зрителя, слово мастера. Наверняка зрители запомнили вдохновенные монологи в одной из передач, которую вел Сергей Владимирович Образцов, раскрывая перед аудиторией тончайшие оттенки в искусстве тех артистов, которых он представлял публике. Так же запомнят они, без сомнения, и раздумья перед камерой нашего крупнейшего оперного режиссера, говорившего со зрителями доверительно, нашедшего очень житейскую интонацию собеседования, побуждавшую в то же время думать о самых высоких понятиях творчества. Б.Покровский размышлял о зрительском соучастии в рождении театрального образа, и мы благодаря наблюдательности мастера, умению выделить определяющую актерскую краску по-новому смотрели на экран. А были на нем выдающиеся мастера оперного, балетного, драматического и эстрадного театра – А.Кривченя, Н.Гяуров, Г.Уланова, Е.Турчанинова, К.Шульженко. И каждый раз Б.Покровский предварял их исполнение такими емкими оценками, что они исподволь становились и нашими. Немало может дать эта рубрика, если она будет вестись на таком же отменном уровне.

Перед зрителями выступают многие, но он всегда умеет отличить человека, выступающего словно для него одного. Не оттого ли так популярны ведущие постоянных телевизионных клубов, чутко ищущие контакт с аудиторией? В этом смысле на минувшей неделе запоминающимся был репортаж ведущего передачи «В мире животных» Н.Дроздова, который он вел с берегов Байкала, задавая своим собеседникам простые и заинтересованные вопросы, поднимающие важнейшие проблемы охраны окружающей среды. Образностью, публицистичностью слова отличался комментарий политического обозревателя агентства печати «Новости» Г.Герасимова в воскресной «Международной панораме».

И даже несмотря на огромную популярность замечательного певца, народного артиста СССР Бориса Штоколова, думается, открытием для зрителя стал и его концерт, транслировавшийся из Государственного Центрального концертного зала. Редчайшей красоты голос, благородная манера исполнения, исконно русский репертуар, включавший народные песни и романсы, великолепное звучание Оркестра русских народных инструментов имени В.Андреева под управлением В.Попова – все это придало концерту высочайший уровень, сделало его событием в нашей музыкальной жизни. И можно было еще раз вспомнить шаляпинские слова о глубинной силе искусства.

Малый театр специально для телевидения поставил фильм-спектакль «Доходное место» по А.Островскому. Это работа серьезная, доверяющая многомерности драматургии Островского, ищущая в ней новых созвучий и новых раскрытий характеров и общественных отношений. К сожалению, современный спектакль «Зал ожидания» как раз больше всего уязвим с точки зрения драматургии – приземленно бытовой, многословной. И если бы не прекрасная игра Н.Руслановой, вряд ли бы он хоть ненадолго задержался в памяти зрителей.

А.ЛАРИН

1981 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001