обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЧУДО телеобозрение

«Жгучие тайны века» - одно название этого фильма, обещанного в программе «Очевидное-невероятное», заставило сгорать от любопытства, дожидаясь всю неделю воскресного вечера Казалось, мы наконец-то узнаем из самых авторитетных уст: сказка или быль эти бесчисленные рассказы о летающих тарелках, Бермудском треугольнике, снежном человеке. Но вот фильм подходит к концу, а в наших руках так и нет ни одного неопровержимого доказательства реального существования или отсутствия загадочных существ. Разочарование? И да, и нет. Мы стали участниками захватывающего телеисследования отношений человека к чуду, к вере в реальность нереального. Пожалуй, если бы нам преподнесли готовую информацию, пусть даже интервью с самим снежным человеком, мы не получили бы того удовольствия, которое становится результатом работы собственного ума и души. В этом смысле жанр фильма-исследования все-таки самый телевизионный, поскольку в нем содержится установка на зрительское открытие. С позиции самого жанра фильм можно упрекнуть в том, что в нем превалирует мнение авторов и ощущается недостаток разных точек зрения на предмет, вызывающий столь жгучее любопытство.

Телевидение как массовое искусство не может не брать в расчет феномен психологической установки зрителя. На минувшей неделе мы увидели два выпуска цикла «Поэзия». В передаче об Антокольском максимально учитывается стремление телезрителя к личному контакту с человеком на экране. Здесь авторы даже обходятся без «остраняющего» все происходящее дикторского текста, и мы становимся участниками беседы двух друзей – П.Антокольского и Ю.Завадского – и вдруг тронуты прорвавшимся у обоих воспоминанием о подруге юных лет – М.Цветаевой. Невольно приходит мысль о бессмертии поэта, когда смотришь в его полные жизни глаза, слышишь не тронутый временем голос. Так удачно хроника соединена здесь с современными съемками, что воспоминания В.Каверина и А.Вознесенского, Е.Симонова и А.Межирова даже и воспоминаниями не назовешь. Скорее поэты пытаются передать нам ощущение того, что Антокольский живет в них сегодня.

Внимание телезрителей несомненно привлекла передача, посвященная творчеству выдающегося таджикского поэта Мирзо Турсун-заде и приуроченная к его 70-летию. Мы часто говорим о том, что поэт создает летопись своей эпохи.Таким летописцем был и Мирзо Турсун-заде, продолживший лучшие традиции таджикской поэзии. Из выступлений людей, знавших поэта, создавался портрет человека, причастного ко всему, что происходило в мире.

Сложнее всего средствами телевидения рассказать об искусстве художника, покольку они пока еще не могут претендовать даже на качество хорошей репродукции. И все же передача о крестьянском живописце Е.Честнякове (цикл «Рассказы о художниках» удалась. Во многом благодаря ведущему, искусствоведу и реставратору, страстному поклоннику творчества Честнякова – С.Ямщикову, который во время передачи как бы сам пытался понять этого необычного мастера. И не потому ли такое удовольствие доставила нам зимняя прогулка по старинному Оберланду («Радуга-81», программа ГДР), что пригласил нас на нее знаток немецкого фольклора и исполнитель народных песен Г.Нееф?

В художественном телефильме зритель готов к подробному, неторопливому действию, но и здесь должна быть своя мера. В телефильме «Полет начинается с земли» подробно вопроизводится уклад жизни маленького армянского городка, появляются неоднозначные характеры двух немолодых людей. Один помогает нам понять обстоятельства изнутри, другой дает жестковатый взгляд извне. И жаль, что проявлению этого конфликта мешают чрезмерная затянутость действия , перегруженность боковыми линиями и второстепенными деталями.

Каждую минуту зритель должен получать новую информацию – эта психологически точная установка на протяжении многих лет сохраняет популярность «Кинопанорамы», несмотря на непостоянство ведущих. Так и последний ее выпуск (ведущий Даль Орлов) был насыщен интересными событиями, встречами, сообщениями.

К событиям особого рода зритель, и прежде всего периферийный, причисляет встречу с театральным спектаклем. Большую радость на минувшей неделе доставил любителям сценического искусства фильм-спектакль «Царь Федор Иоаннович», хотя при переносе этой постановки Малого театра на экран не обошлось без потерь.

Е.ЧЕКАЛОВА

«Советская культура», 1981 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001