обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Литературная газета 12.02.1975 год

Передача будет интересной

ПОЭЗИЯ давно стала насущным хлебом читателя. Выходит в свет огромное количество поэтических изданий, коллективных и индивидуальных, возросли тиражи стихотворных книг, внедрилась в жизнь новая культурная традиция — День поэзии, который, кстати, был задуман самими поэтами.

Наша общая задача — удовлетворять духовные и эстетические потребности народа, добиваться, чтобы интерес к поэзии возрос еще более.

Нам кажется, что здесь большие потенциальные возможности у Центрального телевидения. Ведь каждую пере¬дачу смотрят десятки миллионов человек. Поэт, читающий стихи с телеэкрана, — это особенное явление. Крупно видны его лицо, жест, мимика, выражение глаз. Происходит как бы личное общение зрителя и поэта.

Давно известно, как пустеют улицы города, когда транслируется интересный хоккейный или футбольный матч. Замечено, что в магазинах становится меньше домохозяек, когда передают фигурное катание. Школьники, да и взрослые спешат домой, чтобы посмотреть «Кинопанораму». Можно назвать и другие передачи, пользующиеся массовой популярностью. Но, к сожалению, к ним редко можно отнести передачи, посвященные поэзии.

Встречи с поэзией происходят на телеэкранах каждую неделю (существует даже специальная рубрика «Поэзия»), а иногда и того чаще. Обычно это 15-минутные выступления одного или нескольких поэтов. Бывают и более обстоятельные передачи с участием критиков и чтецов, с досъемками и привлечением кино - и фотоархивов. Бес¬спорно запомнятся тем, кто их видел, передачи о творчестве Я. Смелякова, Б. Ручьева, П. Антокольского и другие.

Не будем упрекать авторов рубрик за некоторое однообразие формы, как не следует упрекать, скажем, книгоиздателей за однообразие шрифтов в книгах. Важен в конце концов не шрифт, а то, что этим шрифтом выражено. Не упрекаем же мы за однообразие подачи материала такие популярные телевизионные циклы, как «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Документальный экран» и другие. Досадней другое. Если предстоит очередной выпуск «Клуба кинопутешествий», то зритель твердо знает — скучно не будет,, А вот если в программе телепередач просто стоит «Поэзия», или «Стихи о весне», или объявлен «Вечер одного стихотворения» (во всех случаях при этом не указано заранее, каких поэтов стихи), то зритель, возможно, переключится на другой канал.

«Клуб кинопутешествий» ведет Ю. Сенкевич, «В мире животных» — народный артист СССР А. Згуриди и журналист В. Песков, «Очевидное—нев-роятное» — профессор С. Капица. У зрителя появляется ощущение контакта с веду-щим, желание встретиться с ним еще раз. Вот бы и для поэтической рубрики такого ведущего!

Не всегда удачно выбирает¬ся время передач, часто они проходят в дневные часы, в будни. Многие ли зрители имеют возможность их увидеть? Хотя поэзии касаются в той или иной степени телерубрики разных редакций, все же нет ни одной крупной систематической передачи, целиком посвященной современной поэзии. Думается, что настала пора, не мешая существующим передачам, организовать «Телевизионный клуб поэзии» с регулярным выходом в эфир.

Пусть у этого клуба будет ведущий — известный критик или поэт, который умеет владеть вниманием аудитории. Пусть будет создан совет клуба, планирующий работу. Хотелось бы, чтобы передачи телевизионного клуба поэзии были достаточно продолжи¬тельными и проходили в вечернее время, когда их может посмотреть максимальное количество зрителей.

Думается, что наряду с выступлениями поэтов разных поколений интересно было бы вынести на экран телевизора некоторые вопросы, которые обсуждаются на страницах газет и журналов. На¬пример, «о книгопродавцах и поэтах». Можно быть уверенным, что такая дискуссия способствовала бы распродаже поэтических сборников, кото¬рые залежались на прилавках по недоразумению, а точнее, из-за отсутствия у читателей нужной информации. Можно проводить на ТВ обсуждения сборников «День поэзии». Много еще интересного мог бы сделать телевизионный клуб!

Стихов печатается много. Физически трудно ориентироваться в океане поэзии даже опытному читателю. А ведь ныне читатель массовый. Он нуждается в квалифицированной помощи. Успешная работа телевизионного клуба поэзии могла бы помочь пропаганде высоких гуманистических идей нашей литературы, способствовала бы эстетическому воспитанию молодежи — в первую очередь.

Важно, чтобы телезритель запомнил, что есть такая передача, выделил ее из других и был уверен, что если он включит телевизор, когда в эфире, «Телевизионный клуб поэзии», то времени не потеряет: передача будет интересной.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, Вадим КОВДА, Михаил ЛЬВОВ, Марк СОБОЛЬ, Владимир СОЛОУХИН, Людмила ТАТЬЯНИЧЕВА



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001