обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ПРАВДА 26.06.1978 год

Праздник общения

Телеобозрение

Эстрадно-музыкальные программы — частые гости на телевидении. Это и трансляции эстрадных концертов, и телефильмы о наиболее популярных исполнителях, телеконкурсы, серийные передачи, как, скажем, «Концерт после концерта», «Шире круг» и другие. Они пользуются устойчивым интересом у зрителей, хотя и вызывают многочисленные пожелания по улучшению качества репертуара.

К сожалению, эстрадно-музыкальные программы порой остаются вне поля зрения художественной критики. А между тем накопленный в этой области опыт, несомненно, заслуживает внимания. Рассмотрим хотя бы две про¬граммы: наиболее традиционную—«Голубой огонек» и наиболее экспериментальную — «Бенефис». Несколько лет назад в од¬ной из праздничных передач Муслим Магомаев исполнял песню. Певец «притушил» голос, приглашая к песне зал, который с видимым удовольствием ее подхватил. На первый план выступил момент, который в сольном исполнении обыкновенно остается на втором: переживание эмоциональной общности исполнителя с аудиторией.

Быть может, приведенный пример позволит понять отличие программы «Голубой огонек» от обычного телевизионного концерта. Отличие, заложенное в самой идее передачи и, думается, послужившее причиной ее многолетней популярности. Телезрители благодарны гостям и хозяевам «Голубого огонька» за компанию в праздничный вечер, а не просто за удачный набор вокально-хореографических номеров. Вернее, должны быть благодарны. Увы, на самом деле так бывает не всегда.

Создатели последних вы¬пусков «Голубого огонька» порой забывают о природе этой программы. Предполагая, естественно, высокое художественное качество представляемых номеров, «Огонек» не является всего лишь формой популяризации песенного или какого-то другого искусства. Подлинное назначение «Огонь¬ка» — создание атмосферы праздничного общения, которому подчиняются, на которое «работают» отдельные номера. Это хорошо чувствуют и телезрители, судя по их письмам, которых особенно много поступило после новогоднего «Огонькам». Читатель «Правды» К. Косянчук из Житомирской области недоумевает, по¬чему вечер отдыха перестал быть по-настоящему праздничным. Серьезные претензии к передаче высказывают Г. Грибов (Харьков), С. Итин (Москва) и многие другие. Если отвлечься от спорных оценок выступлений отдельных исполнителей, суть претензий в том, что традиционная и любимая зрителями передача была подменена «нормальным» эстрадным концертом.

Новогодний «Огонек» не был чем-то неожиданным. Он, судя по всему, стал логическим итогом длительной эволюции этой передачи. Началось с расширения гостиной «Огонька». Увеличилось количество гостей, и соответствен¬но вырос «штат» ведущих — их иногда приходилось на один вечер около десяти.

Пространство передачи перестало быть единым, компания гостей оказалась разбита на «группы по интересам». Спору нет, иногда за тем или иным столиком завязывается интересная беседа. Но она протекает как бы сама по себе, вне связи с другими группами, с общим замыслом программы. Нарушение живого кон¬такта между участниками передачи неизбежно снижает интерес и внимание к ней телезрителей. В таких условиях проигрывает, а иногда совсем теряется собственно исполнительский номер. Исполнитель, встав из-за столика, адресуется, естественно, к публике внестудийной. Тогда и гости, и ведущие — хозяева передачи — по сути игнорируются, форма «Голубого огонька» теряет свою органичность. Вместо того, чтобы преодолеть создавшееся противоречие, ав¬торы программы узаконили его, фактически разделив ««Огонек»» на две неравные части - «концертную» и «застольную», искусственно смонтиро¬ванные между собой. В новогодней программе совсем отказались от «за¬стольной» части, в последую¬щих выпусках (на 8 Марта и 1 Мая), наоборот, ей было уделено первостепенное внима¬ние, и передача немногим выиграла. По-прежнему самым интригующим остается сам концерт, все же остальное смотрится как формальное добавление, которое не диктуется содержанием передачи. Драматургия сегодняшнего «Голубого огонька» напоми¬нает игру без правил. Без по¬стоянных ведущих, без тради¬ционных гостей, без уютной и хорошо знакомой зрителям гостиной (такой хотя бы, которая является неизменным признаком «Кабачка 13 стульев»). Безликий, не ограниченный в пространстве интерьер «Огонька» не способствует дружескому общению, что и подметили телезрители.

Другая программа — «Бенефис» — звонко афиширует имена известных драматических и комедийных актеров, которые, однако, играют в передаче не столь определяющую роль, как может показаться с первого взгляда. Бенефис — будь то С. Крамарова или С. Мартинсона, В. Васильевой или Л. Голубкиной — меньше всего был похож на творческий вечер. Актер дает программе имя, нередко — свое амплуа (лирическое или комедийное), но, как правило, «бенефициант» ограничен ролью конферансье в эстрадно-музыкальной феерии. Это первое исходное правило программы, которого ав¬торы довольно исправно придерживались вплоть до послед¬него «Бенефиса».

Второе правило связано с тем, что сам эстрадный номер не воспроизводится на телеэкране в том виде, в каком он был создан на сценической площадке, а перевоссоздается, порой совершенно заново, средствами телевидения. Заново поставлены в «Бенефисе Людмилы Гурченко» номера, xoрoшo известные по фильмам «Карнавальная ночь» и «Небесные ласточки». Оба номера эволюционировали в сторону большей зрелищности, пластичности, словом, наглядности ритмического рисунка песни, чему в немалой степени способствовали не только пластичность и музыкальность драматической актрисы, но и та изобретательность, с какой использованы средства телевизионного видеомонтажа. Песня как бы «рисуется» на экране. Та склонность к театрализации, к разыгрыванию песни средствами хореографии, которую можно наблюдать в последнее время на эстраде и на телевидении, в «Бенефисе» реализована с наибольшей последовательностью. Неудивительно поэтому, что сама программа скоро начала тяготиться своей концертностью и попыталась стать «театром», что ей удалось, пожалуй, лишь в «Бенефисе Голубкиной»

Общение со зрителем принимает здесь форму своеобразного маскарада: под масками знаменитых сценических персонажей скрываются популярные актеры, которые не играют всерьез, а обыгрывают знакомый всем сюжет. Стихия пародии, шаржа, розыгрыша, так удачно подсказанная сюжетом, распространилась и на вокально - хореографическую часть программы.

Последний «Бенефис»- — в этом плане, по-моему, шаг назад. «Бенефис Людмилы Гурченко»- держится в основном на репутации актрисы. Ее дарование — и побудительный повод для эстрадного телепредставления, и его сюжет. Трое партнеров актрисы олицетворяют «встречных пареньков» из давней песни, прозвучавшей в свое время в «Кар¬навальной ночи», и каждый по-своему воплощает влюбленность в художественный дар актрисы. Влюбленность окрашена в разные цвета: «паре¬нек» А. Джигарханяна—про¬заик, М. Лиепа — романтик и скептик — А. Ширвиндт. Ав¬торы исходят из темпераментов актеров, но... ни к чему не приходят. Влюбленность сама по себе не может заменить сюжета, значение которого не так уж мало, как может показаться. Без него «игра в общение» приобретает слишком тяжеловесный характер, который хотя и компенсируется артистизмом Гурченко, постановочной изобретательностью бессменных авторов программы Б. Пургалина и Е. Гинзбурга, но не искупается до конца — в этом опять-таки убеждают отклики и реакция зрителей. Но не исключено, что «Бенефис Людмилы Гурченко - шаг вперед в другом направлении — направлении, на котором бенефицианту предстоит стать реальным главным героем передачи, а музыкально-эстрадной стороне будет отведена вспомогательная роль. Принять или не принять такое развитие «Бенефиса» — здесь тоже решающее слово будет за зрителями.

Эстрадно-музыкальные программы потому и требуют особой тонкости в организаций контакта с телеаудиторией, что их предметом, содержанием и выступает большей частью само общение. Эти формы искусства отвечают важной человеческой потребности в разрядке, в согревающем душу празднике, в живом бескорыстном общении.

Ю.Богомолов



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001