обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Газета «ПРАВДА» 28.05.1973 г.

НАШ СОБЕСЕДНИК

У ГОЛУБОГО ЭКРАНА

Этапы развития телевидения — на памяти у всех. Сейчас уже трудно представить себе область жизни, в которую бы оно не вторгалось. Стремление как можно шире охватить жизненные явления, лучше осмыслить, организовать и направить поток информации вызывает рождение на голубом экране новых тем и жанров. К таким передачам, появившимся уже в «зрелом телевидении» и завоевавшим широкую зрительскую признательность, относятся и постоянные циклы, которые ведут люди, глубоко подготовленные в определенной области званий. Мы хорошо знаем такие передачи и тех, кто их ведет. Это, например, телеальманах «Подвиг», организатором которого является председатель Советского комитета ветеранов войны дважды Герой Советского Союза генерал армии П. Батов, журнал «Поиск», в котором выступает лауреат Ленинской премии писатель С. Смирнов, «Клуб кинопутешествий», основанный кинорежиссером В. Шнейдеровым и сейчас продолженный профессором-биологом А. Банниковым. Своя аудитория зрителей у передач «Лица друзей», которую ведет детский писатель А. Алексин, «Беседы о театре» искусствоведа Н. Абалкина.

Человек, ведущий программу, постоянный наш гость. Будучи авторитетом в определенной области человеческой деятельности, он рассматривается одновременно и как представитель самого телевидения: ему доверен целый цикл передач, который он и готовит, и ведет на экране. Значит, наш «гость» — в то же время полноправный хозяин программы. Наряду с режиссером и редактором он организует и собирает ее, привлекает интересных людей, ищет ключ к каждой передаче. Иными словами, он соавтор и активный участник всех этапов работы за кадром. А уж в процессе передачи — главный дирижер, собирающий ее звенья в единое целое. От его подготовленности, внутренней собранности, способности к импровизации в значительной мере зависит успех программы, наполненность ее живым диалогом.

Постоянные циклы Центрального телевидения имеют ярко выраженный воспитательный характер. Воспитанию высоких чувств гражданственности, патриотизма, любви к Родине, готовности в трудный час беззаветно защищать ее с оружием в руках способствуют передачи постоянного телеальманаха «Подвиг", воскрешающие страницы огненных лет. Мы познакомились здесь с героями битвы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и других величайших сражений.

Возможности телевидения позволяют объемно, панорамно показать и трудовой энтузиазм наших дней (передача «Поиск»). Своим лучом эта передача высветила многих замечательных людей, чьими делами сильна наша страна. Она показала величие трудового подвига нефтяников далекого Сахалина, буровиков Тюмени, хлеборобов Алтая.

За последнее время Центральное телевидение в своих постоянных циклах познакомило аудиторию с широким кругом проблем и вопросов. Но все ли эти передачи стали действительно популярными, всегда ли в нашем представлении их «творец» отвечает высоким требованиям знающего и умелого пропагандиста той человеческой области деятельности, котopую он представляет? Писатель С. Баруздин и творческий коллектив, готовящие передачу «Книжная лавка, нашли своеобразную атмосферу неторопливого, доверительного и дружеского разговора. Речь идет о новинках литературы и процессах, происходящих в ней. Видно, что ведущий знает вкусы своих зрителей и слушателей, понимает, что общение с книгой предполагает встречи с любимыми авторами, живой обмен мнениями по поводу новинок литературы, старается привить тягу к прекрасному. Но, как только ведущий уходит из этой привычной сферы и пытается дать беглый обзор всех книжных прибавлений, эта доверительность и естественность, к сожалению, исчезают. Здесь «Книжная лавка», где предполагается непосредственное общение с авторами произведений, превращается в заурядную «книжную полку» .

Четкое понимание того, кому адресована передача, должно помогать находить верную интонацию для разговора со зрителем. Ведущий научно-познавательного цикла «Очевидное — невероятное» доктор физико-математических наук С. Капица, например, видит в телевидении «уникальнейшее средство ускоренной доставки научных идей», широчайшую по своим масштабам кафедру для пропаганды науки. Своя цель и у ведущего программы «Здоровье». Комментарии Ю. Белянчиковой неизменно сохраняют форму беседы врача с человеком, которому нужны медицинский совет, профилактическая помощь. Слушают передачу люди с разной степенью подготовленности, а здоровье одинаково дорого каждому. Поэтому советы даются в доступной широким слоям населения форме и в то же время на строго профессиональной, научной основе.

Разумеется, каждый цикл должен иметь свою, индивидуальную форму, свое соотношение комментария ведущего и изобразительного материала. В таких циклах, как, например, «Клуб кинопутешествий» или «В мире животных», главным является не рассказ, а показ. Но в беседе о проблемах родного языка, его тайнах и особенностях (передача «Русская речь») или о новом в науке (передача «Очевидное—невероятное») без развернутого разговора со специалистом, представляющим эту область знания, нам не обойтись. Поэтому здесь на первое место выдвигается комментарий. Ведущий цикла «Русская речь» член-корреспондент Академии педагогических наук И. Протченко находит в этих передачах хорошее соотношение между показываемым материалом и комментариями.

Возможности ведущего особенно полно раскрываются в его работе с людьми, в умении представить, «разговорить» собеседника. Однако иногда случается, что комментарии некоторых ведущих, зарекомендовавших себя далеко не новичками на голубом экране, грешат отсутствием «чувства меры». Иногда автор передачи буквально «забивает» своего собеседника, не давая ему говорить. Экран не терпит многословия, суетливости. К сожалению, не каждый ведущий умеет обнажить сокровенную «пружину» характера своего собеседника, помочь eму высказать главное, ярко и неожиданно раскрыться в кадре. И еще одно качество необходимо тем, кто организует и представляет программу,— учить зрителя не только запоминать увиденное или сказанное с экрана, но самостоятельно и широко мыслить. Поэтому материал, лежащий в основе каждой передачи, должен постоянно обладать и новизной содержания и неизбитостью формы.

Диапазон тем, с которыми мы хотели бы постоянно и углубленно знакомиться, расширяется. И телевидение, отвечая потребностям времени и растущим интересам зрителей, правильно поступает, организуя новые и новые передачи. Хорошо, например, что вслед за «Кинопанорамой» - знакомящей преимущественно с новинками художественного кинематографа, сравнительно недавно появился цикл «Документальный экран». Формы этого нового цикла, который ведет поэт Р. Рождественский, еще только начинают прорисовываться. Но публицистическая нацеленность цикла на обострение в человеке, гражданине чувства личной ответственности за происходящее вокруг нас уже обещает стать стержнем этой интересной, перспективной публицистической трибуны. Наша действительность многогранна, сфера приложения творческих сил советских людей необозрима. И постоянно знакомить с этой жизнью, помогать осваивать все новые и новые ее грани — благодатное поле деятельности работников голубого экрана. Для этого, думается, надо привлекать к роли ведущих новые силы. Хочется, например, чаще видеть в этом амплуа знатных производственников, людей, чье профессиональное умение и опыт, широта знаний давно снискали уважение.

А. ГВОЗДЕВА.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001