обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЛОГИКА ХАРАКТЕРОВ

Острый динамичный сюжет в художественном произведении – одно из средств выявления характеров, обрисовки глубоких социальных и психологических явлений. Телевизионные фильмы и спектакли так называемого приключенческого жанра (разумеется, фильмы добротные, без скидок на «занимательность») пользуются у зрителей успехом. Заметное место среди них занимают телевизионные фильмы «Следствие ведут Знатоки», которые на протяжении последних лет периодически появляются на нашем домашнем экране. Каждая новая встреча со «Знатоками» волнует, заставляет задуматься о многих вопросах, проверить логикой характеров экранных персонажей жизненные ситуации. Главные герои серии, представляющие советскую законность, - следователь Знаменский, которого играет Г.Мартынюк, инспектор уголовного розыска Томин (Л.Каневский) и эксперт-криминалист Зина Кибрит (Э.Леждей). Переходя из одной новеллы в другую, эти три героя с неподдельной заботой о людях, объективно и вдумчиво анализируют каждую возможную версию, каждое звено в очередном уголовном деле. Авторы сценария – А.Лавров, проработавший много лет в следственных органах, и журналист О.Лаврова по-настоящему знают жизненный материал. Именно это помогает им показать высокое воспитательное значение советского законодательства. Что же такое – работа советской милиции? Романтика или тяжелая, а подчас и опасная служба? Наверное, и то и другое. Это повседневный труд, которому надо отдать все силы ума и сердца. В борьбе с преступлениями нет и не может быть мелочей. Порой внимание к одной, казалось бы, второстепенной детали может избавить общество от опасного преступника. Показательна в этом отношении новелла «Ваше подлинное имя?..» Задержан бродяга, опустившийся, ничем вроде бы не примечательный. Таким он кажется на первый взгляд в исполнении В.Бровкина. Но как выдает его случайно мелькнувшая властная интонация, как необычны для полуграмотного пьянчужки способность мгновенно прочитывать книги и знание болевых приемов самбо! Так, оболочку за оболочкой снимет следователь Знаменский многослойную хитрую маскировку. А в итоге разоблачен шпион, который, чтобы легализоваться, решил получить паспорт, отбыв наказание за мелкое преступление. Враги нашего социалистического общества изощрены в коварных приемах. И чем эти приемы хитрей, чем опасней борьба, тем с большим напряжением мы следим за действием, которое разворачивается на экране. В этом смысле, пожалуй, особо интересен двухсерийный фильм «Шантаж», где главные герои цикла уже непосредственно вовлекаются в трагически опасные события. Эксперт Зинаида Кибрит становится объектом шантажа со стороны забубенного деляги, поставляющего с прииска краденый золотой песок валютчикам. Исполнитель этой роли отнюдь не спешит сразу разоблачить своего героя. Но мировоззрение отчетливо, слово за слово, проступает в безымянном, ярко запоминающемся персонаже А. Джигарханяна – находчивом и циничном. Это мировоззрение игрока, для которого чужая жизнь, когда речь идет о наживе, - лишь мелкая карта,брошенная на кон. Психология алчного накопительства развенчивается и в двухсерийном фильме «Динозавр». Матерый фальшивомонетчик Михеев (его очень точно, без гротеска, играет В.Самойлов) проповедует «освобождение от всех этических норм. Двое доверчивых, любящих острое словцо парней уже считают Михеева своим настоящим другом. И особая моральная ценность этого фильма видится нам в напряженной, драматической борьбе главных героев за душевную чистоту братьев Никишиных, попавших под влияние человека с волчьей моралью. Эти же черты (хотя менее отчетливо) просматриваются и в «Черном маклере», где наряду с поиском преступников мы видим начало морального возрождения женщины, осознавшей отвратительную убогость своей паразитической жизни. И в фильме «С поличным», где дружный коллектив «Знатоков» спасает человека, уже переосмыслившего свое прошлое, но чуть было не попавшего в новую сеть, сплетенную уголовными преступниками. Профилактика преступления – вот прицел всего цикла. И непременное условие такко где-то себя дает знать затянутостьдействия. Не всегда вложены в конеструкцию сюжета такие пружины, которые держали бы зртеля все время в напряжении, вовлекая «Знатоков2 в непосредственне действие. Особенно это относитя к «Несчастному случаю». Сть его сводится к тому/ что за удичную катастрофуой психологической профилактики – правовое воспитание громадной аудитории телезрителей, прежде всего, конечно, молодежи. Этому хорошо служит, на наш взгляд, лента, носящая символическое название «Повинную голову…» В жизненной истории Михаила Багрова (герой двухсерийного фильма «Побег») подмечено нечто весьма типичное: от случайно выпитой лишней рюмки – к систематическому ухарству, от безнаказанного хулиганства – к преступлению. Печальная история, которая началась с безобидных «ста грамм», а кончилась полным саморазрушением личности. Причем, обездолена вся семья. Угрюмой молчуньей стала жена, некогда горячо любившая Михаила. Совсем чужой кажется Багрову родная дочь. Однако, верно подметив типичное, авторы здесь не очень удачно показали конкретные жизненные обстоятельства своей героини – жены Багрова, Маюшки. Не совсем понятно: как же она, педагог, стала парикмахером в угоду вечно пьяному мужу? Почему она – в общем умная и чуткая – не прявила себя как воспитатель в кругу собственной семьи?.. И хоть в «Побеге» ощущается присущий всему циклу гражданский пафос обличения зла, тонкий последовательный анализ случившегося в полной мере не состоялся, несмотря на усилия талантливых актеров И.Саввиной и Л.Маркова, которые провели отдельные сцены блестяще . В погоне за традиционно «детективными» признаками жанра создатели этого фильма (режиссер Ю.Кротенко) стремились отойти от камерных масштабов места действия, свойственных телевидению, а в результате – утеряны преимущества, которыми обладает при всей своей внешней камерности, подлинно психологический фильм-спектакль. Быть может, успех «Знатоков» в целом повлек за собой некоторую самоуспокоенность авторов сценария. И хотя социальная направленность цикла по-прежнему точна, однако где-то себя дает знать затянутость действия. Не всегда вложены в конструкцию сюжета такие пружины, которые держали бы зрителя все время в напряжении, вовлекая «Знатоков» в непосредственное действие. Особенно это относится к «Несчастному случаю». Суть его сводится к тому, что за уличную катастрофу несет ответственность не водитель, а пешеход, который грубо нарушил правила безопасности движения. Казалось бы, есть в фильме и актуальная проблема, и трагическое происшествие (ведь убит человек), и смятение окружающих. Есть, наконец, собственно детективный ход: поиски подлинного виновника несчастья – черствого, эгоистичного человека, характер которого броско очерчивает Л.Дуров. Однако и сами поиски виновного, и рассуждения следователя о мере вины того, кто, переходя улицу в неположенном месте, заставил водителя резко затормозить на скользкой мостовой, - все это напоминает иллюстрированную лекцию о правилах уличного движения. Хороший, полезный, даже необходимый урок не стал поворотным пунктом в жизни героев фильма, а следовательно, и в жизни зрителей. Об успехе «Знатоков» свидетельствуют многочисленные письма зрителей, в которых правильно говорится о том, что, как бы ни были исключительны преступления в нашем обществе, борьба за торжество социалистической законности не должна ослабевать. Советское общество живет созидательной жизнью, руководствуясь подлинно человечными, коммунистческими нормами морали. Именно поэтому нам дорог каждый человек. И поведение отдельной личности, отклоняющейся от общепринятых нравственных норм, - не личное дело. Мы не можем оставаться равнодушными к разудалым любителям выпивки, которые с преступной слепотой калечат жизнь себе, а заодно – и своим близким. Мы не имеем права проходить мимо всех тех, кто пытается насаждать пережитки хищнического отношения к государственному достоянию.Поэтому разговор о профилактике преступлений, который подняло средствами искусства телевидение, - очень важное и нужное дело.

П.БРАЙКО О.КАЛИНЕНКО



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001