обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ТАК НАЗНАЧЕНО СУДЬБОЙ

После довольно продолжительного перерыва, который, несомненно замечен зрителями, на телевизионном экране вновь появились изобретательные и симпатичные «Знатоки». Появились, чтобы распутать еще одно сложное, неприятное дело, чтобы еще раз повести разговор о ценностях подлинных и мнимых. Сюжет «Дела десятого» прорастает из мелочи, из пустяка: ребята из жэковского кружка «Иголка с ниткой», вознамерившись приобрести швейную машинку, столкнулись с крайним равнодушием молодого, щеголеватого заведующего утильной палаткой, начали подозревать, что он живет не по средствам и вообще чуть ли не шпион… Так в руки работников уголовного розыска попала ниточка, выведшая к серьезному преступлению – расхищению группой Воронцова крупных материальных ценностей. Фильм (авторы сценария О.и А.Лавровы, режиссер Ю.Кротенко) дает нам новую возможность увидеть в деле старшего следователя Пал Палыча Знаменского и его друзей Томина и Кибрит, их коллег по службе, которая, как поется в песне, «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Трехсерийная кинолента привлекает зрителя не столько поворотами детективной фабулы, сколько перипетиями напряженного психологического поединка работников угрозыска с изворотливой шайкой неглупого и тем более страшного Евгения Евгеньевича, которого мастерски играет народный артист СССР Г.Менглет. Роль эта, без сомнения, - удача фильма. Актеру с широким творческим диапазоном Г.Менглету удалось нарисовать неодномерный характер человека, подогреваемого тщеславием мнимой «сильной личности», который свой недюжинный ум и природное обаяние направил на испепеляющую душу черную деятельность, приведшую его к полному нравственному вырождению. Кажущаяся легкость переходов в раскрытии разных граней зловещего образа Воронцова достигается отточенным артистическим мастерством. Вот Евгений Евгеньевич с обезоруживающей непринужденностью предстает перед недалекими девушками в роли некоего значительного, якобы засекреченного лица. Завораживающие интонации голоса, бьющая через край предупредительность к своим гостьям: хозяин, дескать, устал от бремени высоких обязанностей и очень благодарен за предоставившуюся возможность наконец-то отдохнуть, развлечься в приятном обществе… И тут же – устрашающие, непререкаемые нотки в обращении к сообщнику по грязным махинациям Ферапонтикову, в котором «хозяин» видит только орудие для преступных дел. Да, страшен и подл Евгений Евгеньевич. Но крах его неизбежен, и создатели фильма выразительно раскрывают обреченность Воронцова и ему подобных, которым нет места в нашем обществе, где ход жизни, отношения между людьми определяются принципами подлинного, социалистического гуманизма, нормами коммунистической морали. Среди других актерских работ, - а надо отметить интересную игру в фильме большинства исполнителей, - хотелось бы выделить В.Носика, сумевшего убедительно разоблачить своего «героя», человека омерзительного, падкого до наживы, не брезгующего ради нее никакими средствами. Одна из наиболее ярких в фильме – сцена у моста, когда полупьяный Ферапонтиков, желая предотвратить провал всей «компании», подталкивает к самоубийству запутавшегося в противоречиях Баха (артист А.Ромашин). Мелочный и опустошенный Ферапонтиков вызывает презрение зрителей, и, хотя вести «расследование» характера негодяя – занятие малоприятное, актер может быть доволен результатом: его цель достигнута.

Крах воронцовской «фирмы» ускорен умелыми действиями сотрудников уголовного розыска, милиции, которые в телефильме показаны с уважением, с желанием проникнуть в духовный мир людей, призванных выполнять непростую «санитарную» работу, очищать нашу жизнь от скверны преступности. Запоминается опытный, внимательный к каждой детали начальник следственного отдела (артист С.Соколовский), несколько медлительный, ироничный инспектор УБХСС (Ю.Горобец), другие участники следствия, чье оперативное мастерство, настойчивость, умение опереться на широкую общественность способствовали быстрой ликвидации преступной «фирмы». Кстати, таким же пониманием благородного смысла работы милиции, вниманием к ее мужественным людям отмечен и взволновавший телезрителей недавний документальный фильм по сценарию Лавровых – «Хроника раскрытия одного преступления». Это дает основание говорить о верности драматургов важной и нужной теме, принципам ее отображения на экране.

Верны себе и трое их любимых «Знатоков» - мягкий , интеллигентный Знаменский (Г.Мартынюк), бесстрашный и остроумный Томин (Л.Каневский), обаятельная и душевная Кибрит (Э.Леждей). Как-то спокойней, когда они берутся за дело, вкладывая в свою работу все силы, знания, опыт. Игра этих актеров, созданные ими образы, думается, немало способствуют воспитанию доброго отношения к «рыцарям порядка», утверждению высоких нравственных начал, только и гарантирующих человеку жизнь подлинно богатую и красивую. Внимательно присматриваясь к нашим старым знакомым, с радостью узнавая их на экране, зритель ждет и каких-то новых открытий в их характерах, действиях, поступках. В некоторых прежних фильмах цикла «Знатоки» представали интереснее, было любопытно наблюдать не только за ходом следствия, но и за движением внутренним, за самовыражением главных героев. Конечно, сохранять что-то про запас с каждой серией все труднее, однако нельзя не посетовать на досадный налет «служебности» на фигурах «Знатоков». Видимо, чувствуя это, авторы фильма «Ответный удар» решили «подогреть» интерес намеком на предстоящий поворот в личной судьбе Кибрит. Но, очевидно, пришла пора и для появления свежих штрихов в характеристике духовного мира наших героев. Нельзя не сказать об известной затянутости отдельных эпизодов картины, далеко не равнозначно работающих на ее главную тему. Подчас персонажи фильма начинают длинно и скучно убеждать друг друга в том, что и так достаточно ясно и им самим, и зрителям.

Цикл «Следствие ведут Знатоки» продолжается. И снова идут в незримый бой его мужественные герои – против жестокости и грязи, во имя жизни и человечности.

А.ИЛЬИН



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001