обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Новая роль Бориса Бабочкина

О телевизионном спектакле «Плотницкие рассказы»

Телеспектакль «Плотницкие рассказы», поставленный режиссером П.Резниковым по одноименной повести Василия Белова (сценарий Б.Ткаченко и П.Резникова), - событие в нашем искусстве. Событие выдающееся, хотя и не неожиданное. И имя постановщика, и имя исполнителя главной роли в «Плотницких рассказах» - народного артиста СССР Б.Бабочкина – заставляют вспомнить о другом телеспектакле, сравнительно недавнем, но успевшем завоевать прочный успех у телезрителей, - о «Скучной истории». Оценивая тот спектакль, я писал о Б.Бабочкине, замечательно сыгравшем роль профессора Николая Степановича, что теперь уже трудно будет, перечитывая чеховскую повесть, не видеть его лица и не слышать его голоса. То же самое можно сказать сегодня о «Плотницких рассказах», об их герое Олеше Смолине. Исполнение одним артистом таких несхожих ролей, его полное слияние с такими различными образами – различными по судьбам, характерам, языку, внешнему облику (не говоря о различии эпох) – уже само по себе явление примечательное. Галерея характеров, изображенных Б.Бабочкиным в театре и кино, вообще необычайно многообразна. Кто мог подумать, что актер, создавший незабываемый образ народного героя Чапаева, сыграет позднее с неменьшей силой роль безличного, ничтожного и страшного в своем ничтожестве героя щедринских «Теней» Клаверова? Столь же поразительное воплощение Б.Бабочкиным в разные годы двух противоположных социальных характеров в горьковских «Дачниках», яростн сталкивающихся на сцене, - Власа и Суслова… Знаменитый ученый Николай Степанович с его утонченной интеллектуальностью, со склонностью к рефлексии и к мучительному самоанализу, и старый плотник Олеша Смолин, натура цельная и непосредственная, целиком погруженная в повседневные труды и заботы, - имеют ли они хоть что-нибудь общее? А между тем трудно сказать, какая из этих ролей оказалась артисту ближе, роднее и в какой из них более полно проявилось его дарование. В одном случае его привлекла к себе и взволновала тоска утонченного интеллекта по живой жизни, по реальному участию в ней. В другом – стремление человека из народа постичь смысл жизни и овладеть ее духовными ценностями. Для Б.Бабочкина подлинно народный характер – всегда характер богатый и сложный, это лишний раз демонстрирует его плотник Смолин. В.Белов нарисовал фигуру Олеши ярко, талантливо и с прекрасным знанием жизни, но он, если так можно выразиться исполнил его мелодию на одном инструменте. В игре же Б.Бабочкина слышится целый оркестр.

Телеспектакль начинается с воспоминаний Олеши о своем тяжелом детстве. Мерно звучит скучноватый стариковский говорок, и начинаешь думать, что в такой тональности все и будет выдержано. Но вот появляется антагонист Смолина – Козонков, и в Олеше пробуждаются его лукавство, язвительность и злость, предвещая будущую нешуточную схватку. Воспоминания о юношеской любви преображают Олешу: старик рассказывает про эту далекую, неудавшуюся, несостоявшуюся любовь с такой свежестью чувства и с такой поэтичностью, что это не просто трогает, а потрясает. И совсем иной он, когда начинает рассуждать о смысле жизни человеческого существования и о том, что такое душа, и когда ему, не заметившему включенного транзистора, кажется, что музыка рождается в нем самом, «из нутра»… В телеспектакле почти нет внешних признаков современной деревни (их здесь еще меньше, чем в повести). Но современное звучание и достоинство повести в другом, и это подчеркнуто в телевизионной постановке: Олеша, с его многогранной душой, с его особым взглядом на жизнь и людей, - весь он такой, каким может быть лишь сегодня, лишь в сегодняшней деревне. Особенно важны в этом плане его отношения с Козонковым, роль которого превосходно исполняет народный артист СССР П.Константинов. Я бы сказал, что П.Константинов смотрит на своего «героя» глазами Олеши Смолина. Он не прощает этому загибщику тех бед, которые тот принес людям в прошлом, и тех неприятных минут, которые тот доставляет своими «депешами» - кляузами теперь. Но почва из-под ног таких людей давно ушла (с каким едким юмором передает артист жалобы Козонкова на народ, становящийся для него все менее «удобным»!).

Телевидение постепенно выясняет для себя и для своей широчайшей аудитории, какие в нем таятся новые возможности искусства. Никого и ничего не заменяя, телевизионный театр становится незаменимым сам. Он оставляет вас наедине с исполнителем и позволяет заглянуть особенно глубоко в его душу и в душу его героя, разрешает подстеречь самые сокровенные оттенки мыслей и чувств. Ни в каком другом театре исполнитель не может рассчитывать на такое сосредоточенное внимание зрителей к исповеди его героя, к его рассказам, к его философским и лирическим отступлениям. Телевизионный театр способен быть замечательным рассказчиком и повествователем. Мне кажется, что телеспектакль «Плотницкие рассказы» (как и «Скучная история») - большой успех не только создавшего его коллектива, но и всего нашего телеискусства, значительная веха на пути его творческих исканий. Это молодое, еще очень молодое искусство обретает на наших глазах свои особые формы выразительности и (я говорю об этом с полной уверенностью, не боясь впасть в преувеличение) свою классику.

Б.БЯЛИК

доктор филологических наук, профессор «Советская культура», 31.08.1973 г



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001