обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






П Р А В Д А 22.06.1980г.

Радио несет определенное усиление выразительных возможностей для оперного жанра. Недаром говорят: «слушать оперу».

ОПЕРА ЗВУЧИТ В ЭФИРЕ

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ПЕРЕДАЧАХ РАДИО

Известна мысль П. И. Чайковского о том, что жанр оперы, как никакой другой, дает композитору возможность обрести понимание с самoй широкой публикой, с на-родом. Сегодня эти слова подтверждаются не только вследствие бурного развития опер-ной культуры, но и благодаря телевидению и радио. Увеличение числа музыкальных театров, появление новых студий и народных коллективов, ансамблей камерной оперы свидетельствует о неуклонном росте интереса к жанру. Но известны и явления другого порядка. Порой природные вокальные данные, таланты, которыми богат народ, не получают развития, сами люди о них по-настоящему даже не догадываются. Радио же многократно расширяет аудиторию ценителей оперы, побуждает каждого вслушиваться в мир звуков, развивает способность чувствовать музыкальную гармонию. Высококачественная радио¬трансляция, концентрируя внимание на музыкальной части спектакля, как бы поворачивает его самой выгодной стороной, позволяет «взглянуть» на него свежим, внимательным взором. В радиотрансляции возможны и добавочные, специально воссозданные шумовые эффекты. При умелом использовании они позволяют в известной мере компенсировать отсутствие изобразительности. Несколько лет назад мне выпала честь стать ведущим цикла передач Всесоюзного радио - «По страницам любимых опер». Их вел раньше выдающийся советский певец С. Я. Лемешев. В передаче традиционно сочетаются просветительские и реставраторские задачи. Мы пытаемся дать возможность сегодняшнему слушателю проследить, понять, почувствовать, как возникала, а с годами не меркла, обогащалась новым отношением, любовью жизнь того или иного классического шедевра. Приходит много писем. И в каждом неизменно высказывается мысль: как замечательно, что благодаря радио слушатель имеет возможность встречаться с искусством не только наших современников, но и тех, кто вписал яркие страницы в историю отечественной оперы. Это прежде всего такие корифеи вокального искусства, как Нежданова, Собинов, Лемешев, Бар¬сова и многие другие.

Оперный театр — искусство синтетическое. И пение в нем—алмаз, обрамленный искусством оркестра. Имена прославленных дирижеров отечественного оперного искусства, начиная от Голова¬нова и Самосуда, также не нуждаются в эпитетах, с ними слушатель регулярно встречается в наших передачах. Цикл, над которым мы работаем, был бы в принципе невозможен, если бы радио издавна не фиксировало чутко все то, что создавалось в оперном жанре. Фонотека радио хранит в золотом фонде выдающиеся записи постановок Большого театра, Ленин-градского театра оперы и балета имени Кирова, Театра оперы и балета имени Шевченко, других ведущих коллективов страны. Это — «Борис Годунов»- Мусоргского с участием Пирогова, Максаковой, Ханаева, Козловского, «Князь Игорь» Бородина с Батуриным, Обуховой, Козловским, Михайловым, -«Иван Сусанин* Глинки, -«Пиковая дама» Чайковского... Все эти записи и сегодня не утратили художественной ценности, стали историческими этапами отечественного искусства, высокими образцами творчества.

Радио не только запечатлело уже созданное на театральной сцене. Оно осуществило организованные записи лучших опер композиторов национальных республик. Среди них — «Даиси», «Абесалом и Этери» Палиашвили, «Алмаст» Спендиарова, «Кер-Оглы» Гаджибекова, «Богдан Хмельницкий» Данькевича... Внимательное отношение к развитию музыкальных традиций нашей многонациональной Родины становится важной составляющей эстетического воспитания радиоаудитории.

Пропагандируя оперное искусство, Главная музыкальная редакция Всесоюзного радио сочетает различные формы трансляции и записи. Непосредственно из театров только за последнее время прозвучали в эфире «Кармен», «Сад¬ко», «Запорожец за Дунаем», «Война и мир», «Дон Жуан». Были записаны во время спектаклей (теперь могут быть повторены в любое время) «Сельская честь» Масканьи, «Бал-маскарад» и «Отелло» Верди, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.

Наиболее сложна форма фондовых записей, на которые приглашаются, как правило, лучшие исполнительские силы. Подобные работы должны быть эталоном мастерства. Но именно в связи с ними возникает ряд организационных трудностей. Всегда ли руководство театров, различные инстанции министерств культуры озабочены той же проблемой, что и музыкальное радиовещание,— записать и сделать до¬стоянием миллионов лучшие оперные спектакли? Порой эти организации недооценивают общегосударственную важность пропаганды музыкальной культуры на радио.

Проходит время. Одно поколение мастеров сменяет другое. Но волшебная сила радио сохраняет для будущих поколений живую ткань нынешнего искусства. И в этом важном деле радио должна быть оказана действенная помощь. На радиозаписи оперных спектаклей следует активнее привлекать лучших исполнителей страны, иной раз и ведущих солистов знаменитых оперных театров мира.

Бывают еще случаи невнимательного отношения к записям, уже имеющимся в фонотеке радио. Всего один при¬мер. Недавно мне довелось быть слушателем радиопремьеры записи оперы «Евгений Онегин», осуществленной Большим театром (дирижер Геннадий Черкасов), где в заглавной партии выступал Георг Отс. Это было его первое выступление на сцене Большого театра. После передачи в адрес радио пришло много добрых отзывов. И это хорошо. Но что, мне думается, обидно: эти письма слушателей могли бы появиться на много лет раньше. Ведь спектакль был записан на радио в 1964 году.

Говоря о средствах пропаганды оперного искусства, нельзя обойти и такую форму, как опера в концертном исполнении, которая в прошлом обрела популярность у слушателей. Эту практику следует продолжить и сегодня. Интересен и полезен цикл передач «Мастера Большого театра СССР», который ведет замечательный певец и пропагандист музыкального искусства И. И. Петров. Следует признать, что в подаче оперных шедевров мы еще нередко следуем шаблону, устаревшей схеме, когда сначала зачитывается исполнительский состав, потом сухо излагается содержание оперы, и, наконец, идет музыка. Почти отсутствует репортажная манера подачи оперы как живого события культурной жизни (будь то премьера, юбилейная постановка и т. д.). Здесь могли бы найти место популярный комментарий, рассказ о декорациях, костюмах, беседа с исполнителями, присутствующими в зале мастерами старших поколений, Давно назрел вопрос о более четкой координации самого процесса записи. На радио есть свой хор и оркестр, но все же собственными силами записать оперу пока нельзя — необходимо приглашать солистов. В результате запись нередко растягивается на 2—3 года, а это идет в ущерб качеству постановки. Весьма актуальна проблема более правильной оплаты участникам записи— особенно оркестрам и артистам хора. Сейчас фактически для них это сверхурочная работа.

В своих письмах радиослушатели предлагают отвести передачам об искусстве оперы постоянное место в радиопрограммах. В этом есть свой смысл, иначе онера может затеряться в потоке других, преимущественно эстрадных, музыкальных передач. Расширение слушательской аудитории классической музыки, активное приобщение советских людей к миру прекрасного—благородная задача радио.

Евгений НЕСТЕРЕНКО,

Народный артист СССР



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001