обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Газета «ПРАВДА»

НЕ ПОВТОРЯЯ ОСВОЕННОГО

У ТЕЛЕЭКРАНА

Значительную часть экранного времени Центрального телевидения занимают научно – популярные передачи. Спектр их разнообразен и рассчитан на самую широкую аудиторию людей разного возраста и образования. Здесь «Очевидное — невероятное» и «Здоровье», «Клуб кинопутешествий» и «В мире животных», ряд других передач. Сравнительно недавно к их числу добавилась новая программа— «Жизнь науки».

Своеобразие новой телевизионной передачи «Жизнь науки» удобнее всего проследить, сопоставляя ее с программой «Очевидное — невероятное», известной своей прочной популярностью. Выпуски «Очевидного — невероятного» — это своего рода научные премьеры. Они затрагивают преимущественно тематику фундаментальных наук. Иные цели ставит перед собой программа «Жизнь науки». Тематически она охватывает не только фундаментальные, но и прикладные науки, нередко отдавая предпочтение последним, а также науковедение. Главная же отличительная черта нового цикла — внимание к социальным аспектам и последствиям применения научных достижений, анализ роли науки в современном обществе.

Это особенно проявилось в цикле, объединенном общим названием «Сибирский потенциал». Плодотворной .оказалась сама попытка рассказать телезрителям о размещении сибирских институтов и на¬правлениях их деятельности. Создатели передачи убедительно доказывают тесное единство фундаментальной и прикладной науки. Так, институт, изучающий строение земной коры, дает рекомендации для сейсмически активных районов БАМа. А исследователи Института физиологии и биохимии озабочены тем, чтобы зона магистрали развивалась и в сельскохозяйственном отношении. Главное впечатление, которое оставляет цикл, — это комплексная скоординированность научного поиска. Передачи убедительно свидетельствуют, что пропаганда научного знания неотрывна от освещения социального смысла открытий.

На телевидении общественные аспекты развития науки рассматриваются пока еще несколько односторонне. Преобладают проблемы, связанные с защитой окружающей среды. Бесспорно важные, oни заслоняют порой другие вопросы, выдвигаемые жизнью. Сколько острых проблем порождает, к примеру, процесс автоматизации, влекущий за собой необходимость смены профессий, рационального использования высвобождающейся рабочей силы. Хотелось бы, чтобы новая передача не прошла мимо этих и других вопросов.

Экран «Жизнь науки» не ограничивает свой интерес прикладными отраслями науки. Авторы вносят вклад и в приобщение самого широкого зрителя к перспективным научным открытиям, экспериментам, устремленным в будущее. В наши дни ученые постигают сложнейшие проблемы микромира и космоса. Этот поиск непросто перевести на язык телепопуляризации. Поэтому столь актуальна задача эмоциональной, психологической подготовки зрителя к восприятию открытия, сочетания научной точности с увлекательностью. В этом направлении многое может сделать телевидение.

Как-то на экране «Жизни науки» появился интересный материал о перспективах использования голографии. Зрителю увлекательно рассказали о съемке экспериментальных объемных фильмов, о голографической памяти, о возможности создавать на экране изображения, вычисленные ЭВМ. К сожалению, дойдя до удиви-тельного свойства машин с голографической памятью — способности прочитывать полустёртое изображение, как бы домысливая его, — авторы не рискнули объяснить механизм этого эффекта, сославшись на то, что он столь же сложен, как и теория относи-тельности. Однако опыт самой «Жизни науки» убеждает, что и сложные проблемы можно доходчиво объяснить.

Пример с передачей о голографии все-таки скорее исключение. В целом авторы телепрограммы гораздо чаще и охотнее обращаются к наукам, предметы которых привычны и визуально представимы на телеэкране. Но этого сегодня явно недостаточно. Ведь «Жизнь науки» в отличие от «Очевидного — невероятного» формируется на основе специально снимаемых материалов и, следовательно, не зависит от имеющегося фонда научно-популярных фильмов.

Программе хочется высказать и другие пожелания. Иногда она слишком послушно следует опубликованному в научно-популярных журналах. В принципе обращение к апробированным в печати темам объяснимо и оправданно: у телевидения более массовая аудитория. Но требуются и оригинальные решения. Попой не¬достаточно четко прослеживается закономерность появления той или иной темы в программе.

«Коэффициент полезного действия» во многом зависит от формы передачи, от использования специфически телевизионных средств. В раз¬личных программах с особой отчетливостью выявилось значение личности ученого, ведущего передачу. Это характерная особенность «малого экрана», осознанно используемая в последние годы. Роль ведущего не умаляется и в тех случаях, когда он сознательно уступает место другим «живым источникам» информации (как происходит в про¬грамме «Здоровье») или фрагментам научно-популярных лент. Ведущий остается персонажем большинства про-грамм. Но означает ли это, что подобная форма передач, несомненно, специфично-телевизионная, должна быть единственной? Думается, нет.

Программа «Жизнь науки» нарушает уже привычные каноны телевидения — здесь нет постоянного ведущего, его роль передается специалисту, непосредственно знакомящему зрителя с сутью той или иной программы. Словно компенсируя отсутствие постоянного ведущего, создатели программы уделяют подчеркнутое внимание драматургии, режиссуре.

Правда, концентрация об¬разных средств сама по себе не гарантирует качества: дело не столько в обилии образных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании. Во всяком случае можно утверждать, что продуманное сочетание научности и художественности, отличающее многие из выпусков «Жизни науки», перспектив¬но. И напоминает научно-художественное направление в кинопопуляризации, но не повторяет его опыт механически, а творчески обогащает. Активное введение в ткань передачи научного эксперимента, сложность многоходовой драматургии, держащей зрителя в напряжении, неожиданные повороты сюжета, «открытый» финал, приглашающий к размышлению, — все это в сочетании с научной корректностью, строгостью в изложении фактов способствует вовлечению зрителя в мир научного поиска.

Небрежность в оформлении отдельных передач неизбежно сказывается на их убедительности. В «Жизни науки» иногда слишком высок темп речи ученых, что затрудняет «вхождение» в существо проблемы. Увлекаясь, специалисты перенасыщают речь профессиональными терминами. Не всегда органично единство словесного и изобразительного рядов. В одной из передач, посвященной развитию науки в Среднеазиатском регионе, был очевиден операторский брак: камера просто «потеряла» интервьюируемого и некоторое время «колыхалась», пытаясь вновь его найти. Порой реализации замысла мешает многословие. Создателям программы, несомненно, есть ещё над чем поработать.

Научно-популярные передачи телевидения, в том числе и программа «Жизнь науки», способствуют активному формированию основ материалистического мировоззрения советского человека.

Ю. МАРТЫНЕНКО.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001