обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Про нюансы и мелкие детали

Раздражение от любви

Старшее поколение хорошо помнит заслуженного артиста России, искрометного конферансье, ведущего телевизионных программ «Арт-лото» и «Зигзаг удачи» Льва Шимелова. Другие зрители знают его как активного участника таких передач, как «Домино» и «Что хочет женщина», «Культурная революция» и «Большая стирка». Льву Шимелову далеко не безразлично, что и как происходит на телевизионном домашнем экране.

Так уж получилось, что если раньше человек формировался под влиянием семьи, школы, книг, то теперь главный учитель – ТЕЛЕВИДЕНИЕ ! Да, можно найти определенную условность в этом утверждении. Мендель Моран писал, что в мире настолько все относительно, что даже подоходный налог – удовольствие, если ты – правительство. Так что условность эта крайне незначительна. Утверждаю: есть две области самовыражения человека (а вся наша жизнь – самовыражение), где особенно сильно влияние телевидения.

Это ОБЩЕНИЕ и ЯЗЫК.

Например, тот алгоритм общения, которым пользуются ведущие МТВ и Муз ТВ, закладывается в подкорку молодых мозгов прочно и навсегда. Здесь нет души, многосторонности чувств, нет «проникновения» мысли – всего того, без чего невозможно нормальное общение. И весь огромный диапазон жизненных ощущений укладывается в две фразы: «оттянемся со вкусом» и «круто, ты попал на ТВ».

Язык… Не вызывает сомнений, что в словарный запас юного существа могут на всю жизнь войти «очень замечательно», «очень прекрасно», «уважаемые дамы и господа», «ка-ри-ца» (как говорится), «возбуждено и осужден»… А уж пресловутые «на самом деле» и «как бы» будут безжалостно разрывать на части сложносочиненное предложение. Теза о том, что главные беды России – дураки и дороги, безнадежно устарела. Худо-бедно, дороги строить научились, дураков почти не осталось (все всё понимают). Сегодня главная беда России – стандартное мышление! В политике, дипломатии, экономике, социологии… Но нас интересуют общение и язык. Пожалуй, еще и психология как основа формирования человека. Приходится признать, что в этой сфере нашими злейшими врагами являются многие гости студий, герои передач, прежде всего ток-шоу, количество которых переваливает за планку добра и зла.

Вот примеры обязательных стандартов:

- Спасибо, что пришли.

- Спасибо, что пригласили.

- Что вы больше всего не любите в жизни?

- Предательство.

- Как вы относитесь к подаркам?

- Очень люблю подарки, но еще больше люблю дарить.

- Ваше отношение к деньгам?

- Люблю тратить, копить не умею.

- Дайте прогноз…

- Прогнозы – дело неблагодарное.

- Как проводите свободное время?

- Ой, свободного времени практически нет.

Всегда извиняются за каламбур. Почему?! Ведь каламбур – изысканная фигура речи. На вопрос: «Как к вам относится Иван Иваныч?» - обязательно ответят «Об этом надо спросить Иван Иваныча». Почему?! Разве нельзя ответить: «Не знаю» или «По-моему, неплохо»?

Классической школой стандартного мышления долгие годы являлась передача «Без галстука».

- Откуда эта чудесная резьба по дереву?

- Все своими руками.

- А эти керамические дорогие фигурки?

- Друзья привозят из командировок.

- Какая милая породистая собачка…

- Щенка подобрал на улице.

- Любите возиться с внуками?

- Что вы! Ухожу – еще спят, прихожу – уже спят.

Все эти и многие другие стандарты мышления мощным потоком идут в подсознание, и мы получаем очередную генерацию зашоренно мыслящих людей. И так до бесконечности. А чем больше стандартов мышления, тем меньше шансов на прогресс и процветание. О телеведущих…

Отличие наших телеведущих от представителей аналогичной профессии во всем остальном мире можно обозначить так: наши не являются телеведущими (исключения присутствуют), а добросовестно, часто талантливо ИГРАЮТ РОЛИ телеведущих. Роли самые разнообразные: прокурор, педагог, искусствовед, энциклопедист, коверный. Самая красивая роль – гениальный провинциал,структурно улыбающийся, ежеминутно самоутверждающийся, при случае говорящий «матушка» вместо «мама», «ежели» вместо «если». Можно определить этот способ эфирного существования как ИСКУССТВЕННУЮ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ.

Все это можно было бы принять и даже гордиться своим ноу-хау, если бы при этом соблюдались – хотя бы частично – два непременных условия.

ПЕРВОЕ. Ведущий должен быть модератором, то есть лицом, стимулирующим, возбуждающим дискуссию (мы говорим в основном о ток-шоу). Ему следует помнить: оценивать, опровергать мнение гостя, спорить с ним может только… ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ! (Перепалка между гостями не в счет.) Ведущий не должен дискутировать на равных, оспаривать чье-то мнение, приводить примеры из своей жизни, цитировать всех и вся.

ВТОРОЕ. Образ телеведущего должен совпадать с образом среднего телезрителя, может быть, чуть больше информированного, знающего предмет разговора. И задавать вопрос так, как задал бы его этот средний телезритель, без пошлой фразы «нашим телезрителям было бы интересно знать».

Вспомните, сколько шума среди оппонирующей интеллигенции вызвал фрагмент интервью В.В.Путина Ларри Кингу. Вопрос: «Что случилось с вашей подводной лодкой?» Примитивен, да? А ведь король CNN задавал его именно так, как задал бы его средний американец, которого ничего не интересует за пределами своей страны, если только эта страна не затеяла где-нибудь войну. И ответ нашего президента («Она утонула») был правильным! Каков вопрос… На ТВ огромное количество передач с накрытым столом.

Завтрак с этим,

Ужин с тем,

Интервью дома,

Беседа в ресторане и т.п.

Но никто из участников передачи даже не пытается дотронуться до еды и питья. Разве кто-нибудь пригубит кофе. Полное ощущение муляжа на столе… Мы смотрим, глотаем слюну и слушаем этих странных людей. И конечно же, догадываемся, ЧТО там происходит после окончания съемок. А почему бы с этого не начинать? Все пьют и едят с аппетитом, потом вытирают губы салфеткой и беседуют. Вот тогда бы мы верили каждому их слову!

ххх

Знакомый всем телеведущий утреннего эфира после подборки новостей, в которой есть обязательные фразы: «Один человек убит, шестеро ранено»», «Сильный пожар в городе N», «Крупная автокатастрофа в …», «Продолжаются пикеты учителей» и т.д., заканчивая передачу, прощается со зрителями словами: «Пусть у вас все будет хорошо»(!!!) Такое можно услышать только по внутренней трансляции в крупной психиатрической больнице.

ххх

Самым ярким проявлением непрофессионализма телеведущих является их постоянная схватка с великим и могучим Хроносом – богом времени. Это просто трагедия прямого эфира, хотя – и это совершенно поразительно – она встречается и в файловых передачах («Культурная революция»).

Телезрителям нет никакого дела до ваших проблем, связанных с форматом передачи. Их раздражают ваши бесконечные: - Времени нет, нас выведут из эфира! - Режиссер мне показывает, что… - У нас 30 секунд! - Покороче, пожалуйста! Для чего же, скажите, существует предэфирная подготовка?!

ххх

Родное наше телевидение! Ты интересно, разнообразно. Ты единственная отрада для миллионов людей. Так позаботься о том, что ты, снисходительно улыбаясь, называешь нюансами, мелкими деталями. Ты станешь еще краше.

Лев ШИМЕЛОВ



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001