обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВИЧА АНДРИКАНИСА

Обаятельный, седой как лунь, немолодой человек в очках, всегда доброжелательно улыбающийся при виде своих знакомых и коллег, тех, кого он уважал и ценил за их искренность и самоотверженное отношение к общему делу и работе; всегда готовый придти на помощь любому из них – одному делом, другому – советом или просто с сочувствием выслушать озабоченного или чем-то расстроенного товарища. Он любил людей, любил пошутить, умел разрядить назревающую конфликтную ситуацию в среде своих коллег. Всегда уравновешен, улыбчив, доброжелателен – отличное воспитание и самообладание нередко помогали ему скрывать под внешне спокойным обликом все свои творческие терзания и неурядицы повседневной жизни.

Таким запомнился мне на всю жизнь Евгений Николаевич Андриканис – блестящий кинооператор, талантливый режиссер, лауреат Ленинской и Государственных премий, Народный артист РСФСР, принявший участие в создании более тридцати фильмов (художественных и документальных) и написавший несколько книг и сценариев художественных фильмов, которые ему не дали поставить. Он родился в декабре 1909 года в Париже в семье русских эмигрантов. Во Франции Андриканисы оказались не по своей воле.

Его мать – Екатерина Павловна Шмит – внучка известного московского промышленника Викулы Елисеевича Морозова – вместе со своим братом Николаем Павловичем Шмитом – владели мебельной фабрикой. Еще будучи студентом Московского университета Н.П.Шмит увлекся марксистскими идеями, вступил в партию большевиков и поддерживал ее материально, давая деньги на издание газеты «Новая жизнь» и на покупку оружия. Вместе с сестрой Екатериной Павловной, также членом партии большевиков, он попытался осуществить на своей фабрике ряд прогрессивных мероприятий: ввести девятичасовой рабочий день (вместо 11-часового), повысить зарплату рабочим, изменить правила внутреннего распорядка. Фабрика Шмита сыграла крупную роль во время Московского восстания в период революции 1905 года. Брат и сестра Шмиты, а также муж Екатерины Павловны – Николай Адамович Андриканис – участвовали в революции 1905 года. Николай Шмит был арестован и убит в тюрьме.

После подавления восстания и долгого судебного разбирательства семья Андриканисов с двумя детьми была выслана из России на 9 лет. Впоследствии в доме Андриканисов часто вспоминали и рассказывали о революционных событиях 1905 года в Москве. В 1970-е годы Евгений Николаевич, запомнив рассказы матери, написал книгу «Хозяин «чертова гнезда». Она несколько раз переиздавалась. («Чертовым гнездом» власти называли мебельную фабрику Шмита, которая стала центром революционного восстания в Москве.)

Андриканисы жили на чужбине весьма скромно, замкнуто и обособленно. Отец служил в частной конторе. Мать давала уроки детям эмигрантов. Единственно, в чем не отказывали себе Андриканисы, были книги, посещения музеев и выставок.

Родители серьезно занимались воспитанием детей. Екатерина Павловна любила музыку и неплохо играла на фортепьяно. Дети музицировали, изучали русский и французский языки. Им читали вслух русские сказки, детские рассказы русских писателей, приобщили к серьезному чтению.

Николай Адамович рисовал и писал маслом. Он старался развить у детей интерес к пластическим искусствам, много гулял с ними по Парижу, рассказывая о Великой французской революции. Париж остался в памяти Евгения Николаевича не только и не столько городом, где он родился, сколько местом, где в нем пробудился интерес к истории, к революции.

Дух революционной романтики входил в Евгения Андриканиса так же исподволь, как входила музыка, рисунки отца, посещение музеев, и все это оказало заметное влияние на его творчество.

В 1914 году началась первая мировая война. Жившие во Франции русские эмигранты стремились вернуться на родину, но только в 1916 году семье Андриканисов было разрешено возвратиться в Москву.

На месте, где когда-то стояла мебельная фабрика «поставщика двора его императорского величества», лежали развалины. Жизнь предстояло начать сначала. «Октябрьскую революцию семья встретила, как счастье» - впоследствии вспоминал отец Евгения Николаевича. Романтика тех революционных лет вошла в жизнь Евгения Андриканиса в тесном сплетении с романтизмом и драматизмом истории, в частности, с деятельностью декабристов, чему способствовала школа, в которой он учился – 12-я опытно-показательная школа «Памяти декабристов», располагавшаяся на Большой Дмитровке. Обучение в этой школе и вся внеклассная работа в ней были пронизаны атмосферой восстания декабристов. Учась в школе Евгений Николаевич увлекся рисованием и живописью, и ему даже рекомендовали поступить на живописный факультет ВХУТЕМАСа.

Но поворотным днем в судьбе будущего кинематографиста стал юбилей первой русской революции – 21 декабря 1925 года, когда его родители, участники революции, были приглашены на юбилейные торжества в Большой театр. Мать взяла с собой сыновей. После торжественного заседания показали фильм «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна и Эдуарда Тиссэ. Евгений Николаевич говорил, что «премьера этого фильма вошла в его судьбу днем, когда кончилось детство». Он и раньше увлекался кинематографом, но после просмотра фильма стал всерьез подумывать о кино, как о сфере приложения сил в будущем. Андриканис стал инициатором создания школьного кинокружка и начал серьезно заниматься фотографией. Успешно работавший кинокружок влился в «общество друзей советского кино», и Евгений Николаевич стал одним из наиболее активных его членов. Его деятельность не осталась незамеченной, и ему дали рекомендацию для поступления в государственный техникум кинематографии. Он успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на отделение кинооператоров.

Занятия в техникуме проводились вечером, а днем Андриканис работал помощником кинооператора на кинофабрике Госкино. Он ставил свет, носил штативы и аппаратуру, помогал монтировать декорации. Он продолжает углубленно заниматься фотографией, пытаясь понять и осмыслить возможности ракурса, композиции кадра и освещения. В 1936 году техникум кинематографии был преобразован в институт – ГИК. Студент Евгений Андриканис упорно работал над овладением профессией. Его энергия и темперамент были неиссякаемы. Он внимательно изучает творчество Э.Тиссэ, Д. Демуцкого, А.Головни, А.Москвина – лучших кинооператоров того времени, слушает лекции в техникуме, иногда подрабатывает в качестве осветитетеля, во время каникул выезжает в киноэкспедиции в качестве ассистента кинооператора и при этом занимается фотографией, живописью, чтением художественной литературы. В августе 1932 года, когда Андриканис работал ассистентом оператора в «звуковом филиале» студии «Мосфильм», его назначили в группу по картине «М.М.М.». Режиссером картины был Сергей Эйзенштейн, оператором – Эдуард Тиссэ. (Фильм «М.М.М.» одна из картин, которые Эйзенштейну так и не удалось довести до конца).

В 1932-1936 годах, работая помощником и ассистентом ведущих кинооператоров советского кино того периода, Евгений Николаевич участвовал в создании 7 художественных кинофильмов: комедия «Изящная жизнь», драма «Мечтатели», приключенческая лента «Черная кошка», фильм об организации колхозов «Кому пути, кому дороги», лента о фантастическом путешествии «Космический рейс», историко-революционная драма «Поколение победителей» и незавершенная режиссером Б. Светозаровым цветная картина «Мичурин». В середине и конце 30-х годов прошлого века были созданы первые значительные фильмы для детей («Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ»). В ряду романтических фильмов для детей стоит и картина «Гаврош», поставленная режиссером Т. Лукашевич в 1937 году. Это был первый художественный кинофильм, снятый кинооператором Евгением Андриканисом. Его работа в этой картине показала, что кинооператор не только умеет владеть оптикой и светом, то есть той атрибутикой операторской техники, без которой невозможно настоящее мастерство художника киноизображения, но и его талант в раскрытии драматургической и художественной сути произведения. Экзамен на творческую зрелость оператором Андриканисом был сдан.

С 1938 года по 1957 год Евгений Николаевич участвовал в качестве кинооператора в съемках 15 полнометражных кинофильмов. Среди них наиболее известные любителям советского кино фильмы «Машенька» (режиссер Ю. Райзман, 1941 г.), «Дни и ночи» (режиссер А. Столпер, 1945 г,), «Пржевальский» (режиссер С. Юткевич, 1951 г.), «Великий воин Албании – Скандербег» (режиссер С. Юткевич, 1953 г.), «Отелло» (режиссер С. Юткевич, 1955 г.), «Хождение за три моря» (режиссеры В. Пронин и А. Аббас, 1957 г.). Кинокартина «Машенька» с интересом смотрится и в наши дни. Практически это был первый советский фильм о любви. Работа с драматургом Е. Габриловичем и режиссером Ю. Райзманом, как впоследствии вспоминал Евгений Николаевич, была для него «большим творческим счастьем».

Съемки фильма начались за два месяца до начала Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны кинопроизводство начало быстро перестраиваться на военный лад, и встал вопрос о закрытии съемок этой картины в сложившихся условиях, но затем на студии поняли, что в военное время лента на сугубо мирную тему может играть важную роль для общества. Съемки фильма продолжались во время бомбардировок немцами Москвы и закончились в Казахстане, куда был эвакуирован «Мосфильм». В этом фильме кинооператор Е. Андриканис достиг главного, к чему стремился все предшествующие годы. Он овладел искусством светописи и сумел подчинить его задачам создания эмоционального изображения. В 1942 году кинооператор Евгений Андриканис был призван в армию и направлен в одну из воинских частей в качестве фронтового оператора. Но перед отправкой на фронт ему было предложено принять участие в создании фильма «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии». Сотни копий фильма были разосланы по всем фронтам, и он получил высокую оценку зрителей, для которых предназначался.

Затем Андриканис был отправлен в расположение Воронежского фронта. После съемок нескольких сюжетов его откомандировали в расположение авиационного полка «Нормандия», состоявшего из французских летчиков. Он снимал вылеты самолетов на задания, быт летчиков, учебу, досуг. Опыт документальных съемок на фронте и в авиаполку «Нормандия» помог Е. Андриканису достоверно воссоздать на экране быт и атмосферу на полевом аэродроме в фильме «Небо Москвы», который он снял с режиссером Ю. Райзманом в 1944 году, и картине «Дни и ночи» (режиссер А. Столпер) - в 1945 году.

Сразу же после войны началось развитие советского цветного кинематографа. Первым цветным советским кинофильмом, снятым по способу, разработка которого была завершена в середине 40-х годов, явилась лента «Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года». В съемке картины приняли участие многочисленные кинооператоры, включая Е. Андриканиса.

Начиная с 1946 года Евгений Николаевич снимал, в основном, цветные кинофильмы, шаг за шагом оттачивая свое мастерство. Работая вместе с кинорежиссером Сергеем Юткевичем над картинами «Три встречи», «Пржевальский», «Великий воин Албании – Скандербег» и «Отелло» Евгений Николаевич избегал эффектных, но искусственных построений. Цветовые композиции у Андриканиса предельно реалистичны, они помогли достичь выразительных цветовых сочетаний, не нарушающих этнографическую точность и драматургическую сущность используемого цвета. Картина «Отелло» принесла Андриканису славу лучшего в мире оператора цветных фильмов. Ее постановка была отмечена рядом премий на международных кинофестивалях и по праву заняла одно из самых достойных мест в ряду экранизаций пьес У. Шекспира.

В 1957 году вышел в свет последний кинофильм, в титрах которого Евгений Андриканис значился как кинооператор. Это была новелла «Последняя осень» в трилогии «Рассказы о Ленине». Он решил заняться режиссурой. В период работы кинорежиссером в игровом кино Евгения Николаевича можно назвать художником одной темы – борьба декабристов и народовольцев за свободу народа. Он выбрал «Северную повесть» К.Г. Паустовского в качестве основы своей первой режиссерской постановки, а три года спустя, снял фильм об Александре Ульянове – старшем брате В.И. Ленина. В судьбах героев этих картин он нашел многое из того, что вынес из детства, трагическая судьба его дяди Николая Павловича Шмита, который был духовным наследником революционных традиций передовой русской интеллигенции 19 века. В промежутке между двумя вышеупомянутыми картинами Евгений Николаевич написал сценарную разработку фильма «Лермонтов» по повести К.Г. Паустовского «Разливы рек». Сценарий по ряду причин не был поставлен.

После фильма «Казнены на рассвете» потянулись годы творческого простоя. Конечно, он работал – был председателем художественного совета телевизионного объединения, организованного на киностудии «Мосфильм» в начале 1960-х годов, помогал молодым режиссерам и кинооператорам.

В середине 1966 года обстоятельства сложились так, что Евгений Николаевич Андриканис навсегда ушел со студии «Мосфильм» в новую для него, неизвестную область – телевидение. В 1966 году Андриканису предложили занять должность главного режиссера и художественного руководителя Студии зарубежного обмена телепрограммами, только что созданной в системе Комитета по радиовещанию и телевидению. Одной из задач этой студии было производство документальных телефильмов и телехроники для международного обмена.

Новая Студия была укомплектована молодыми специалистами, окончившими МГИМО, ВГИК, МГУ и другие вузы. В СЗО складывался творческий коллектив, с которым было интересно работать, чтобы научить молодежь делать настоящее кино. На Андриканиса было возложено руководство художественным советом и контроль за идейно-художественным качеством выпускаемых телефильмов, хроники и других материалов для показа по телевидению за рубежом. С присущей ему энергией и тщательностью Андриканис начал работать. Чтение и обсуждение сценариев, просмотр и обсуждение немых, а затем и звуковых вариантов картин, поездки на студии, выполнявших наши заказы на производство документальных телефильмов, встречи с творческими работниками занимали все его время.

Но Евгений Николаевич не мог долго оставаться вне творчества. Он начал писать воспоминания о встречах с К.Г. Паустовским. Написанная им книга «Встречи с Паустовским» была издана в 1978 году. Совместно с С.А. Кузнецовым он написал сценарий документального фильма к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Фильм был снят на Центральной студии документальных фильмов и показан по телевидению и в СССР, и за рубежом.

Приход Андриканиса на телевидение сыграл важную роль не только в творческом плане. Само появление известного кинооператора и режиссера в стенах Центрального телевидения, куда распределяли все большее количество выпускников ВГИКа, мечтавших о работе в «большом кино» и порой считавших распределение на телевидение невезением, оказало серьезное моральное воздействие на молодежь. Ведь для многих из них имя Андриканиса ассоциировалось с достижением советского кинематографа 1940-х и 50-х годов, и его работа в качестве художественного руководителя одного из подразделений телевидения возвышало в их глазах само телевидение в целом. Тем более что Евгений Николаевич всегда был готов помочь ценным профессиональным советом пытливым и ищущим молодым телекинематографистам. Но было бы неверным полагать, что Евгений Николаевич был полностью удовлетворен своей жизнью в тот период. Он жаждал настоящей работы, мечтал снимать кино и ждал удачного случая, который вскоре представился.

Надо сказать, что поскольку Евгений Николаевич свободно владел французским языком, руководство телевидения практически ежегодно стало направлять его в Монако в качестве члена жюри художественных программ одного из самых престижных в то время международных фестивалей телепрограмм в Монте-Карло. В феврале 1970 года в Монте-Карло состоялась встреча с человеком, благодаря которому начался новый этап творческой жизни Е. Андриканиса. На закрытие фестиваля в Монте-Карло из Парижа приехал корреспондент советского телевидения и радио во Франции Лев Королев. В тот год показанные в конкурсной программе фестиваля советские телефильмы получили несколько призов. После окончания торжественной церемонии закрытия фестиваля во время ужина Евгений Николаевич поделился с Л. Королевым своей мечтой снять картину о героизме русских людей, участвовавших во французском движении Сопротивления в годы Второй мировой войны. В свою очередь Королев рассказал, что государственное телевидение Франции разработало следующий проект: телерадиокомпания ОРТФ собирается пригласить режиссеров из разных стран, предоставить им операторов, технику, транспорт, а каждый из них должен снять 50-минутный фильм о том, как они представляют себе Францию. Если Андриканис не возражает… Андриканис не возражал.

Кроме советского режиссера были приглашены режиссеры из Бразилии. Югославии, США, Канады, Дании и некоторых других стран. В 1970 году был снят документальный телефильм «Путешествие по Франции», 60 минут. Автор сценария и дикторского текста – Лев Королев, режиссер – Евгений Андриканис. Фильм был очень тепло принят как работниками французского телевидения, которые разрешили увеличить продолжительность фильма до 60 минут, так и французскими телезрителями и прессой. В последующие годы Евгений Николаевич стал режиссером-постановщиком еще шести документальных телефильмов. Читающим эти заметки современным молодым людям необходимо иметь в виду, что поколение Е.Н. Андриканиса так же, как и мое поколение, жили, учились и работали в СССР, где правила и господствовала коммунистическая партия, а мы, работники телевидения, должны были выполнять директивы и указания ЦК КПСС, для которого телевидение было одним из важнейших средств пропаганды своих идей. Именно с таких позиций и следует рассматривать документальные телефильмы, снятые Евгением Николаевичем.

Документальные фильмы бывают очень разные (я не имею в виду фильмы-расследования, тематические, аналитические программы и научно-популярное кино). Одни фильмы, особенно хроникальные, представляют собой просто склейку хроники и архивных кадров. Другие – можно определить словами: «показываю то, что вижу» - весьма распространенная форма современных фильмов-путешествий. Телевизионные фильмы, снятые в 1970-е годы режиссером Е. Андриканисом о Франции и французах отличаются оригинальностью замысла, новизной взгляда, наблюдательностью, но самое главное – вниманием к человеку, что характерно для всего его творчества. Его фильмы отличает высокая культура операторских съемок - ведь с ним работали лучшие в тот период кинооператоры-документалисты телевидения, а также точный выбор объектов съемок, лаконизм, выразительное композиционное объединение самых разнообразных по содержанию кадров. Фильм «Путешествие по Франции» явился своего рода «пробой пера» в совершенно новом для мастера деле. Последовавший за ним фильм «Во имя мира и дружбы» о визите Л. Брежнева во Францию в 1971 году, внешне построенный, как репортаж, перерос рамки своего жанра. Впоследствии специалисты назвали его документальным политическим фильмом. Работы Евгения Андриканиса оказали большое влияние на развитие телекинодокументалистики в последующие два десятилетия существования советского телевидения. Было создано много интересных документальных телефильмов как политическими обозревателями Владимиром Дунаевым, Александром Каверзневым, Анатолием Потаповым, так и режиссерами Игорем Беляевым, Алексеем Габриловичем, Анатолием Семеновым, Мариной Голдовской и многими другими документалистами, работавшими в творческом объединении «Экран».

Е.Н. Андриканис снял еще четыре документальных телефильма во Франции. Это и рассказы о лидерах французской компартии Морисе Торезе и Жаке Дюкло, и анализ советско-французских отношений и совместной борьбы против фашизма. Картина «Ленинским путем» о жизни и деятельности генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежневе была показана в эфир в 1976 году. Начало работы над этой темой положил фильм о визитах Л. Брежнева во Францию в 1971 г. Затем в 1973 году была создана короткометражная лента (27 минут) «Генеральный секретарь», предназначенная для показа за рубежом. Ее показывали в эфир телестанции тех стран, куда Л. Брежнев выезжал с визитами.

Работа над фильмом «Ленинским путем» длилась несколько лет – подбирались архивные фотографии и кинокадры, снимались поездки генерального секретаря по СССР и в зарубежные страны. За создание этого полнометражного документального телефильма автору сценария Дмитрию Морозову и режиссеру Евгению Андриканису была присуждена Ленинская премия.

Последний документальный телефильм «Москва – Париж» Евгений Николаевич снял в 1977 году. В последующие годы он продолжал на телевидении участвовать в работе над заказными документальными телефильмами для международного обмена, писал мемуары, работал над сценарием фильма о героине французского Сопротивления - дочери композитора Скрябина, княжне Оболенской.

Его книга «О Пресне, о Париже, о кино. Воспоминания кинематографиста» вышла в свет в 1988 году.

Последние годы жизни он долго и тяжело болел. Евгений Николаевич Андриканис скончался в декабре 1993 года и похоронен на Преображенском кладбище в мемориале Шмитов. Я проработала много лет вместе с этим удивительно добрым, умным и талантливым человеком в службе телевизионного обмена Гостелерадио СССР и убеждена, что его творчество и деятельность занимает достойное место в истории советского кинематографа и телевидения.

В своих заметках я использовала материалы из книги Анатолия Высторобца «Евгений Андриканис», выпущенной издательством «Искусство» в 1981 году. Анатолий в течение ряда лет работал вместе с Евгением Николаевичем в отделе заказа документальных фильмов Главного управления внешних сношений, они дружили.

Л. Золотарева,

Заслуженный работник культуры РФ.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001