обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ТРУДНО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ

Тема эта сколь фундаментальна, столь и непреходяща. В контексте данной публикации ее стоит рассматривать как некую попытку приближения к многомерной проблеме, волнующей на протяжении столетий сменяющиеся поколения. Однако сегодня – новые времена. Вхождение государств в информационное общество, принципиально новую для цивилизации общественно-экономическую формацию, заставляет взглянуть на проблемы молодежи с иных позиций. А именно с точки зрения критериев качества информационных потоков, возрастающих в эпоху глобализации в геометрической прогрессии. И тут тема «молодежь и информация» заслуживает особого внимания. На сей счет стоит даже инициировать полемику в общественной среде.

Если препарировать словосочетание «молодежь и информация», то речь может идти о том, как информация влияет на молодые умы и о том, какой информационный продукт, включая зрительные образы, распространяется российскими СМИ. Качественно ли его содержание, на формирование каких ценностей он нацелен? Под «обстрел», понятно, попадет «желтая» пресса, электронные масс-медиа с «желтой» отметиной. В погоне за прибылью СМИ такого рода часто прибегают к недозволенным приемам. Например, к подаче материала в провокационной форме, чтобы, шокируя публику, привлечь ее наибольшее внимание. Но есть ли у этих СМИ долговременная стратегия в отношении развития общества? Думают ли они о том, какой вред наносят еще неокрепшему сознанию тех, кто через десяток-другой лет начнет управлять государством? Провокационные заголовки лишь часть, довольно незначительная, проблемы подачи материала. Суть идей и смыслов, курсирующих в информационном пространстве, которые затем муссируются в общественной среде, куда важнее. И молодежи зачастую трудно разобраться в приоритетах. Но можно ли предъявлять претензии к СМИ, если в понятиях словосочетания «молодежь и информация» нет, как оказалось, ни четкого определения, за исключением союза «и», ни единого подхода? И уже на данной горизонтали возникает немало вопросов.

Прошу считать меня молодым

Подпадает ли под градацию «молодежь»14-летний подросток? А человек 20-ти или 30-летнего возраста?.. Для прояснения вопроса можно прибегнуть к формулировке, предложенной в документе «Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации». Он начинается со слов: «Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении граждан от 14 до 25 лет». Этот возрастной критерий совпадает с нормами ООН, согласно которым к разряду молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 24 лет – примерно 18% всего населения мира. Если в России подросток входит в группу «молодежь» с момента получения паспорта, а спустя два года после окончания высшего учебного заведения, он уже перестает быть «молодым специалистом», то ООН в определении «молодой» ориентируется на американскую систему обучения – окончание школы второй ступени и университета. В документах же ЮНЕСКО уточняется: «точное определение того, кто относится к молодежи, - это до сих пор неразрешенная задача, все еще приковывающая к себе большое внимание».

Правда, сегодня начинает преобладать и другой подход, опирающийся на физиологические признаки: к молодым причисляются лица в возрасте от 12 до 30 лет. Однако в ряде европейских документов понятие «молодежь» не соотносится с возрастным цензом. В них записано, что «молодой человек» - тот, кто находится на стадии перехода от безответственного состояния к состоянию человека, полностью отвечающего за свои действия. А это совсем иная точка отсчета. Представляется, связано это с тем, что от молодого поколения ожидают проявления большей ответственности как к самой жизни, ее укладу, так и к профессиональной деятельности. Это позволяет достойно зарабатывать, приобретать знания, получать всестороннее образование. Но чтобы осознать ценность профессиональных знаний, выработать такие качества, как ответственность, вкусить прелесть созидания, молодые люди должны пройти этап самосовершенствования – от детства до зрелости. Разве может быть одинаковым подход к информации, предназначенной для возрастных групп, как, скажем, 12 и 30 лет? А ведь представители этого возраста, как мы помним, подпадают под одно определение – «молодежь». Тут не только молодым трудно сориентироваться, но и СМИ.

Каков запрос, такова и информация

Доступ к информации – решающий элемент в развитии личностного потенциала молодых людей, становящихся членами общества. Правда, с появлением Интернета, сети интернет-кафе, воспользоваться услугами которого может любой, с феноменальным развитием мобильной связи, по чьим каналам вот-вот начнутся трансляции мобильного телевидения, нынешние потоки информации (если к ним прибавить еще традиционное телевидение, радио, периодические издания) легко конкурируют с теми, что были прежде. Но тут главный вопрос не КАК, а ЧТО распространяется, и к какому содержанию информации тяготеет молодой человек. Если приоритеты сродни рекламному ролику «Позвони мне, позвони…» с полуобнаженной девицей, что без конца транслируется в ночи по телевидению, или интерес его ограничивается марками пива, связан с развлечениями, то нетрудно предположить, каковы устремления такой молодежи. Если же приоритет отдается получению знаний, в области, скажем, менеджмента, развития общества или, например, культурных традиций разных стран и народов, то есть надежда, что такой молодой человек впишется в информационное общество, а возможно, и внесет вклад в его развитие. Но об этом как раз электронные СМИ умолчивают, их программная политика – развлечение масс. Не секрет, что телевизионная «картинка», будь то рекламный ролик или передача, во многом формирует стиль и образ поведения в обществе. Молодежь к зрительному образу особенно восприимчива. Так что не стоит удивляться, если на улице или в транспорте мы встречаем отталкивающий людской типаж, отражение «кривого зеркала». А потому право доступа к информации, хоть и играет значительную роль в формировании мировоззрения молодого поколения, но при первом приближении. Нужен еще стандарт качества информации, распространяемой массовыми каналами.

В Законе РФ от 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации» записано: «информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Из столь незатейливого определения вытекают немалые возможности для манипулирования с помощью информации сознанием молодежи как самой неустойчивой группы общества. В проведенном ЮНЕСКО большом исследовании о российской молодежи, признанном Министерством образования и науки РФ , говорится: «современную российскую молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру». Но каков процент такой молодежи? Известно, что молодым людям присущ также низкий уровень интереса, участия в событиях политической, экономической, культурной жизни. Увеличиваются показатели смертности молодого поколения от неестественных причин. И тут основная группа риска – молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На нее приходится наибольшее количество смертей по неестественным причинам, в том числе и вследствие употребления наркотиков, заболевания СПИДом. Растет криминализация в молодежной среде, активно влияют на молодое поколение деструктивные субкультуры и сообщества.

Поэтому, рассматривая связку «молодежь – информация», возникают вопросы: кто и с какой целью формирует, передает, накапливает, обрабатывает информацию в принципе и для молодежи в частности? Есть ли понимание, какая информация нужна современной молодежи? Едины ли критерии информации для молодых людей в возрасте 14 и 25 лет? Какую информацию черпает в информационных ресурсах молодежь и есть ли у нее в принципе такая возможность?

Информационная культура личности

Очевидно, что в информационный век молодое поколение должно получать как формальное и неформальное образование, так и информационное. Но под информацией чаще всего подразумевают СМИ, их замкнутость на политические процессы, а то, что нынешняя молодежь живет сегодня принципиально в ином измерении, нежели готовящие ей информационную пищу политтехнологи, в расчет не берется. Кстати, в документах международных организаций термин «средства массовой информации» все чаще меняется на формулу «средства массовой коммуникации» (СМК), что точнее отражает процессы, происходящие в мире, когда на смену парадигмы информационного общества приходит парадигма обществ знаний. Каковы же признаки обществ знаний? Их – четыре. Доступ к информации; свобода самовыражения; образование для всех на протяжении жизни; культурное многообразие и многоязычие.

Каждый из перечисленных векторов – благодатная и масштабная тема для СМИ. Особенно, если задуматься об интеграции российской молодежи в мировое сообщество. Очевидно, что молодое поколение должно быть в курсе общемировых тенденций развития. Но ни в телевизионных или радиопрограммах эти вопросы совсем не освещаются. Скудно представлена молодежная информация и в периодике. А в образовательных целях СМИ почти совсем не используются в России.

Найти подходы к разрешению этой проблемы попытались представители образования, науки, культуры, бизнеса, государства. Они собрались вместе, чтобы сформулировать с учетом происходящих в мире изменений основные направления в области информации, предназначенной для молодежи. Инициатором выступили Российская государственная юношеская библиотека и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Инициативу поддержали международные организации – ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕЙДС. Были представители Российского регионального экологического центра, Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, Совета Федерации, Государственной Думы, Минэкономразвития РФ, Минобразования РФ, Мининформсвязи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, органов власти субъектов РФ и другие. На встрече был принят документ, основанный на «Стратегии государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации». В нем говорится, «что эффективная государственная молодежная политика – один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан…» И высказывается убеждение: без «согласованной молодежной информационной политики» невозможно решать проблемы образования, занятости, здравоохранения, охраны окружающей среды, злоупотребления наркотиками, профилактики ВИЧ/СПИД, бороться с преступностью среди несовершеннолетних и молодежи.

Согласно статистике в России проживает более 30 млн. детей и почти столько же молодых людей. Это около половины населения страны. От уровня их воспитания, образования, физического и духовного развития, от их готовности решать вопросы тактики и стратегии в условиях глобализации зависит вхождение России в информационное сообщество, общество знаний. Цель же молодежной информационной политики – накопление личностного потенциала молодых людей в интересах России. Это позволит им самостоятельно решать многие жизненные проблемы, обеспечить качество жизни, послужит процветанию российского общества. Есть несколько направлений для разрешения проблемы «молодежь – информация». Это доступ молодежи к информации, являющейся общественным достоянием и имеющей общественное значение. Это развитие инновационной и добровольческой активности молодежи, вовлечение ее в решение социально-экономических задач. Это развитие информационной составляющей, обеспечивающей образование для всех на протяжении всей жизни. Это, наконец, интеграция молодых людей в мировую информационную среду, активное участие/лидерство в формировании русскоязычного сегмента многоязычного киберпространства. Однако реализовать эту молодежную стратегию в области информации без масс–медиа будет затруднительно. Кроме того, прежде чем начинать формировать в молодежной среде информационную культуру личности, в самих масс-медиа информационная культура тоже должна доминировать.

Ирина КОМАРОВА

Эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО

«Информация для всех»

ТелеЦЕНТР №2-2006



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001