обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Он умел расположить к себе людей (памяти Ю.А.Летунова)

С Юрием Александровичем Летуновым мне довелось работать с 1980 года и до его ухода из жизни. В то время он занимал должность политического обозревателя по вопросам внутренней жизни СССР. За его плечами был большой опыт работы и на радио – он был одним из разработчиков программы «Маяк » - и на Центральном телевидении, где ему принадлежала идея создания информационной программы «Время». Когда я начала сотрудничать с Ю.А.Летуновым, он вел «Беседы политического обозревателя…». Выходили они в эфир раз в 3 недели поочередно с двумя другими политобозревателями – В.П.Бекетовым и Л.А.Вознесенским.

Конечно, у каждого из политических обозревателей были свои методы ведения передач, своя, если можно так сказать, интонация. Пожалуй, отличительной особенностью Ю.А.Летунова была доверительность в общении с телезрителем. В каждой из программ он старался освещать тему, которая в данный момент времени была наиболее актуальна, особенно волновала аудиторию. А темы эти нередко подсказывали телезрители в своих письмах. В то время телевидение на самом деле можно было назвать «четвертой властью». Нередко люди, отчаявшись найти справедливость на местах, обращались на телевидение. И как ни странно сейчас это звучит, бывали случаи, когда им помогали. В то время критика, прозвучавшая в эфире, могла быть действенной.

Помню, как одна пенсионерка из Самарканда прислала Летунову свою золотую челюсть. Брак, допущенный при ее изготовлении, на месте исправлять отказались. Потребовалось вмешательство из Москвы, чтобы заставить местных стоматологов исправить дефект. И таких случаев было немало.

Еще одним источником тем для «Бесед…» были заседания Комитета народного контроля, которые проходили раз в месяц и где Летунов регулярно бывал. На этих заседаниях рассматривались вопросы, подлежащие решению на государственном уровне. Юрий Александрович возвращался из Комитета с кипой бумаг, очень довольный, рассказывал, каких замечательных людей там встречал и какие принципиальные решения были приняты.

Например, в конце 1980 г. рассматривался Государственный план экономического и социального развития СССР. Речь шла о завершении в 1981 г. переселения граждан, проживающих в бараках и подвальных помещениях, в благоустроенные дома. Передача об этом вызвала поток писем телезрителей. Тема оказалась настолько актуальной, что в своих «Беседах…» политобозреватель возвращался к ней не один раз. И в каждой из программ информировал телезрителей, что и где сделано для решения вопроса. В завершение программы Юрий Александрович вспомнил о городе первой пятилетки Магнитогорске, где стоит памятник - палатка из бетона и мрамора. «Как бы хотелось, - говорил Летунов, - чтобы где-то установили памятник последнему бараку, чтобы о бараках знали только по фильмам и рассказам».

Он следил за тем, чтобы ни одно из писем телезрителей не оставалось без ответа.Сигналы с мест направлялись в соответствующие инстанции, а затем в программах говорилось, какие меры приняты по тому или иному письму.

Юрий Александрович любил повторять, что хотел бы добиться действенности передач такой, как у Фонвизина: когда молодой дворянин А.Оленин, послуживший прообразом героя «Недоросля», увидев пьесу, был настолько потрясен, что засел за учебу и стал одним из самых образованных людей своего времени.

Еще одна, если можно сказать, заповедь журналиста Летунова: в любой теме обязательно найти положительные примеры. Он считал, что нельзя телезрителя потчевать одним негативом. «Подумай, - говорил он, - человек утром идет на работу. Там что-то не ладится, по дороге домой заходит в магазины, видит пустые прилавки. Возвращается домой, включает телевизор – там тоже беспросветность. Мы должны дать человеку надежду на то, что не все в этой жизни так плохо». И он был прав. Сейчас нередко выпуски телевизионных новостей напоминают сводки с театра военных действий. Да и многие сериалы показывают кровь, убийства, жестокость.

И мы старались в каждой из «Бесед…» показать противоположности: с одной стороны – инициативность, порядок, стремление любыми доступными средствами решить вопрос. С другой – равнодушие, безразличие, от которых страдают люди. Любил Летунов показывать тех, кто положительно себя зарекомендовал, кто не боялся брать на себя ответственность за те или иные поступки, которые в результате приносили пользу. Судя по откликам телезрителей, интерес вызвали такие фигуры, как директор КАМАЗа Васильев, министр плодоовощного хозяйства СССР Козлов.

Помню передачу, посвященную председателю колхоза им.Ленина Тульской области Василию Стародубцеву. Это тот самый печально известный ГКЧпист, а затем губернатор Тульской области. Колхоз, который он возглавлял, был почти коммунистическим. Молочные продукты колхозники покупали буквально за копейки, жили в благоустроенных домах. Для членов колхоза специально по проектам приглашенного из Тулы архитектора строились двухэтажные коттеджи. И это не было показухой. Когда монтировалась кинопленка, монтажницы сбегались посмотреть на молодую доярку. Она казалась им переодетой киноактрисой. Правда, они не видели ее в 4 часа утра, когда она спешила доить коров. Но в кадре была красавица, которая приехала из города и вполне была довольна своей жизнью. Вряд ли где-нибудь еще она могла получить однокомнатную отдельную квартиру, заочно получать образование и «доставать» предметы быта, которые в то время были недоступны большому числу граждан. Колхоз заботился о своих работниках. И они отвечали на это своим высокопроизводительным трудом. И еще одно качество Летунова: он зажигался, когда встречал интересных людей, занимательных собеседников и, как правило, влюблялся в своих героев. Правда, и они отвечали ему тем же – он умел расположить к себе участников передачи.

В каждой из «Бесед…» были репортажи с мест, очерки о людях. А начинал он всегда одними и теми же словами: «Здравствуйте, уважаемые телезрители».

Жаль, что он ушел из жизни так рано (в конце июля 1984 года). Да и смерть наступила почти на боевом посту – очередной инфаркт случился в дороге, когда журналист возвращался из очередной командировки – из Риги, куда Юрий Александрович ездил за передовым опытом организации общественного питания на заводах.

И.С.ДАВЫДОВА



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001