обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ОСТАНЕТСЯ В НАШЕЙ ПАМЯТИ (ВЫСТОРОБЕЦ А.И.)

Анатолий Иванович Высторобец скоропостижно скончался в буквальном смысле на боевом посту – в своем рабочем кабинете директора Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм. Анатолий Иванович родился на Украине, учился в Москве во ВГИКе, с 1967 года работал в системе Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию - редактором, старшим редактором, заместителем заведующего, заведующим отделом Главного управления внешних сношений.

С 1979 по 1985 гг. – главный выпускающий – главный редактор программ Главной дирекции программ Центрального телевидения.

С 1985 по 1991 гг. – главный редактор Главной редакции литературно-драматического вещания Всесоюзного радио, затем главный редактор литдрамы телевидения.

С 1991 по 1992 гг. – заместитель председателя Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК).

С 1996 по 2003 гг. – директор Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм.

Кандидат искусствоведения.

Анатолий Иванович Высторобец как историк телевидения задумал замечательное дело. Под его руководством на протяжении почти четырех лет велись съемки-воспоминания ветеранов телевидения и радио. Жаль только, что сам Анатолий Иванович не успел оставить свой образ на пленке.

Моя встреча с Анатолием Высторобцем состоялась, когда я работала ответственным секретарем Студии зарубежного обмена телепрограммами. В мои обязанности среди прочих входила работа по подбору кадров для Студии.

Шаболовка… 1967 год. Раздается телефонный звонок: «Ирина Михайловна, здравствуйте, моя фамилия Высторобец, Анатолий Иванович, меня направил к вам отдел кадров Госкомитета, закажите, пожалуйста, пропуск ». В комнату вошел юный худенький мальчик, очень похожий на молодого Шукшина с таким же острым взглядом прищуренных серых глаз и замечательной улыбкой, сразу располагающей к себе. Мальчику оказалось 26 лет. И он уже успел поработать на заводе, отслужить в армии, закончить ВГИК по специальности «киноведение» и даже жениться.

Он сказал, что хотел бы заниматься документальным кино, но, к сожалению, вакансии в этом отделе не было, и я предложила ему поработать редактором в отделе совместных съемок с зарубежными странами, куда были очень нужны люди.

В 1967 году отмечалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, интерес к нашей стране в мире был огромен, и зарубежные съемочные группы просто атаковали Студию.

Работать в этом отделе было сложно, съемки велись во всех регионах «от Москвы до самых до окраин», особенный интерес был к Сибири и Дальнему Востоку.

Необходимо отметить, что не все приезжающие зарубежные съемочные группы были настроены доброжелательно, очень многие искали способы дать негативную информацию о стране, искали возможность снять плохо одетых людей, бытовую неустроенность дальних регионов, состояние дорог и т.д. Если не удавалось снять, то старались отразить это в дикторском тексте.

Работа в таких условиях была крайне сложной, учитывая то, что не хватало людей, и редактор часто выезжал без нашей съемочной группы и был, как говорится, «одной прислугой за всё». Анатолий Иванович справился с этой работой блестяще, подходил к ней необычайно творчески, интересуясь и работой зарубежной аппаратуры, и методом съемок, и способом написания дикторского текста, а главное умением сходиться и работать с людьми.

По окончании этой работы, показав свой профессионализм, он смог наконец заняться любимым делом перейдя в отдел документальных фильмов, сначала был редактором, затем старшим редактором, заместителем заведующего отделом и в 1970 году стал заведующим отделом заказа телефильмов на киностудиях страны Главного управления внешних сношений Гостелерадио СССР. В этом же году я пришла работать в отдел его заместителем. С нами вместе работали талантливые журналисты: Л.Д.Аксельрод, Р.В.Петровский, И.И.Чернышева и другие. Главным режиссером был народный артист РСФСР, лауреат Ленинской и Государственных премий Е.Н.Андриканис.

Работа отдела строилась следующим образом: составлялся тематический план, писались аннотации, план утверждался руководством Гостелерадио СССР и Госкино СССР, темы распределялись по киностудиям, с ними заключались договора. Подбирались авторы литературных сценариев, консультанты, представленные сценарии обсуждались и либо принимались, либо отправлялись на доработку. По наиболее сложным фильмам редакторы выезжали на Студии отсматривать снятый материал. Затем принимались немые и звуковые варианты фильмов, утверждался дикторский текст. Работа велась в тесном взаимодействии с отделами, предлагающими фильмы за рубеж на основе коммерческой реализации и отправляющими фильмы по безвалютному обмену.

Приведу для примера некоторые рубрики создаваемых фильмов: «От берегов Балтики до Тихого океана», «Великие имена России», «Планы в жизнь», «Великая Отечественная», «Заповедники России», «Фильмы о животных», «Культура», «Искусство», «Спорт», «Природа» и т.д.

Создание даже одного фильма очень трудоемкий творческий процесс, а их было до 40 в год, за всем надо было проследить, не упустив никакой мелочи, соблюсти специфику создания картин для зарубежного показа, заинтересовать зрителя с первых же кадров. Разнообразить тематику фильмов.

Анатолий Иванович был руководителем очень высокого ранга. Его профессионализм, организационные способности были примером для всех. Умение создать хороший климат в коллективе, дружелюбие, товарищество отличали его. Любимым выражением при обсуждении фильмов было «поднять на котурны».

Он был очень одаренным человеком и талантов у него было много: журналист, сценарист, искусствовед, критик и просто умный и добрый человек. Любому творческому коллективу по душе, когда во главе стоит разносторонне образованный человек. Большой ценитель театра, великолепный знаток музыки и литературы. Анатолий Иванович много писал на разные темы.

Им написаны и изданы монографии: «Евгений Андриканис» (о творчестве кинооператора и кинорежиссера), издательство «Искусство»; «Сергей Бондарчук. Судьба и фильмы». Издательство «Искусство»; «День радио-83», издательство «Искусство».

Автор пьес: «Вы умеете играть на пианино?» (поставлен телеспектакль), «Завещание» (радиопьеса для литдрамвещания Всесоюзного радио).

Был автором документальных и научно-популярных фильмов, созданных на киностудиях страны:

«Лед и золото» (3 ч.цв. ЦСДФ), «Города-герои» (3 ч.цв. Укркинохроника), «Донбасс вчера и сегодня» (3 ч.цв. Киевнаучфильм), «Небо» (1 ч.ч/б ЦСДФ), «Концерт для врача с оркестром» (3 ч.цв. Узбеккинохроника), «Музыка на всю жизнь» (3 ч.цв. ЦСДФ), «Сергей Бондарчук» 6 ч.цв. ЦСДФ), «Михайло Ломоносов» (3 ч.цв. Леннаучфильм) и другие.

Написаны радиоочерки в программах радиостанции «Юность» - о кинорежиссере Ларисе Шепитько, об актрисах Марине Ладынине, Ларисе Лужиной, об Андрее Миронове, о фотохудожнике В.Лебедеве и др.

Свыше 150 работ по вопросам кино, телевидения, радио опубликовано в периодической печати. В 1976 году защитил во ВГИКе кандидатскую диссертацию на тему «Документальное телевидение. Структура телевизионного образа». Присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. Он не предствлял себе жизни без работы, труд для него являлся необходимостью, как естественная потребность дышать.

Я не помню, чтобы когда-нибудь Анатолий Иванович полноценно отдыхал. Собираясь в очередной отпуск, он первым делом упаковывал в чемодан пишущую машинку. И в отпуске тоже работал, все боялся чего-то не успеть.

Анатолий Иванович обладал замечательным даром с первых же минут располагать к себе собеседников самых разных профессий и убеждений, умел обратить в тонкую шутку самый резкий конфликт. Его жизненный путь, как у любого талантливого человека, был очень не прост, но Анатолий Иванович при всех невзгодах со спокойным упорством продолжал свое дело, в которое свято верил.

С благодарностью вспоминаю о человеке, оставившем в моей памяти неизгладимый след. Мой коллега и друг Анатолий Высторобец навсегда останется в нашей памяти как очень светлый человек с добрым сердцем, любящий людей и умеющий дружить.

С удовольствием впоминаю вечера, когда мы собирались отделом, но этого ему было мало. Он вспоминал, что давно не встречался с ребятами, учившимися с ним вместе, служившими с ним в армиии, работавшими на заводе. Он не жалел сил и времени, чтобы разыскать их, обзвонить и собрать. И в этом тоже было его счастье.

В памяти российских специалистов по телерадиовещанию Анатолий Иванович Высторобец навсегда останется мастером своего дела, умным и добрым человеком, внесшим свой достойный вклад в прогресс российского и мирового телерадиовещания и международное сотрудничество в этой сфере.

БОРИСЕНКО Ирина Михайловна

Заместитель заведующего отделом заказа телефильмов на киностудиях страны Главного управления внешних сношений Гостелерадио СССР. Пенсионерка



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001